Налоговые обязательства и способы их обеспеченья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Работа состоит из  1 файл

налоги.doc

— 325.50 Кб (Скачать документ)

Введение

     Одним из важнейших инструментов осуществления  экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

     В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

     Целью данной работы является систематизация знаний в области налогообложения. В этих целях в работе раскрываются такие понятия, как экономическая сущность и функции налогов, их классификация, изложены вопросы налогового бремени. Исследованы актуальные проблемы организации налоговой системы РФ. В частности, углубленно рассмотрены вопросы  налоговых обязательств и способах их обеспечения.

     Данная  работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе раскрывается сущность налогов и их функций.  Излагаются также такие понятия, как  элементы налогообложения. Только при наличии их полной совокупности обязанность по уплате налога считается установленной.

     Достаточно  подробно рассмотрены вопросы о возникновении, изменении и прекращении налоговых обязанностей.

     Во  второй главе дан анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и сделаны соответствующие выводы.

       Данная работа дает представление о: налогах как экономической системы; способах обеспечения налоговых обязательств (пеня, приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке, арест имущества налогоплательщика, залог и поручительство); сроках уплаты налогов и возможности их изменения, при наличии определенных обстоятельств на более поздний срок; установленных законом льготах и ряде других важных вопросов, связанных с налогообложением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

     1.1 Налог как экономическая система

     1.1.1 Понятие и сущность налога

     Прежде  всего,  остановимся  на  вопросе  о необходимости налогов. Как  известно,  налоги – один из древнейших финансовых институтов. Их появление связано с возникновением и становлением государственности.   Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства, которые оно и получает посредством налогов. Поэтому государство не может обойтись без налогов. Управление экономикой, оборона, суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и образование – вот далеко не полный перечень тех направлений расходов федерального бюджета страны, для финансирования, которых необходимо собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений.

     Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать  одновременно как экономическое, хозяйственное  и политическое явление.

     А. Смит (1723 – 1790) определял налог как  бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в  котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для тех, кто их выплачивает, –  признак не рабства, а свободы.

    Налоговый кодекс РФ дает следующее определение искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»1.

    Таким образом, данное определение содержит следующие значимые характеристики налогового платежа:

  1. Законодательная основа. Налогом является только тот платеж, который устанавливается в рамках законодательства.
  2. Обязательность. Законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»2.
  3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику.
  4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти – в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. 

     Понимание термина «налог» по меткому выражению  Е.Н. Евстигнеева3, способствует правильному применению норм  законодательства, дает возможность определить объем полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно установить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика.

      От налогов следует отличать сборы. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    На  рис. 1 представлены различающиеся черты  проявления налогов и сборов.

    

    

      
 

 
 
 

 
 
 

    Рис. 1. Проявление отличительных признаков в понимании налогов и сборов

    Проводя различие между налогами и сборами, российское налоговое законодательство рассматривает эти категории  как очень близкие по таким  параметрам, как установление, уплата, контроль за соблюдением законодательства, способы администрирования и др. 
 

     1.1.2 Функции налогов

     Вопрос  о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом  острейшей научной полемики. Выполняют  ли налоги исключительно фискальную функцию или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень данной полемики.

     Социально-экономическая  сущность,  внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Функции налогов должны выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

     В экономической среде до сих пор  нет единого мнения о составе  и содержании налоговых функций. Функциональная определенность налогообложения крайне важна. Она предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя, таким образом, направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы.

     Некоторые исследователи настаивают исключительно  на фискальной функции налогов. По их мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах.

     Другие  ученые, в частности, Д.Г. Черник4, ограничиваются рассмотрением двух функций – фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По его мнению, регулирующая функция  неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.

     Третья  группа ученых, например Л.Н. Лыкова5, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, пологая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений. Кроме этих двух функций, выделяются еще контрольная и распределительная функции.

     На  мой взгляд, более обоснованно  все же рассматривать многофункциональный  характер проявления налогов. Все дело в том, что функции налогов не проявляются независимо одна от другой, они взаимосвязаны и взаимозависимы, представляя собой неразрывное единство. Вместе с тем это единство не исключает их взаимной и внутренней противоречивости, возможности приоритетной реализации одной функции в ущерб другим, что лишний раз оттеняет определенную самостоятельность каждой функции и перспективность изучения всего их многообразия.

     Выделим четыре функции налогов:

  1. Фискальная функция  – является основной функцией налогов. Она реализует задачу формирования единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных, охраны природы и др.
  2. Распределительная (социальная) функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах.
  3. Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения  налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики.
  4. Регулирующая функция – возникает с расширением экономической деятельности государства. Оно целенаправленно воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используется выбор форм налогов, изменение ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления; их применение  эффективно при стимулировании научно–технического прогресса. Налоговые регуляторы весьма действенны и способны обеспечить необходимый результат во взаимодействии с другими  экономическими рычагами.

     1.1.3 Структура налога

     Налог – это сложная экономико-правовая категория, и как любая комплексная  категория налог имеет свою структуру, логика, построения которой определяется совокупностью взаимосвязанных  между собой обязательных элементов. Элементы налога формируют условия налогообложения и определяют содержание конкретного налогового обязательства.

     Согласно  п. 6 ст. 3 НК РФ «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Только при наличии полной совокупности обязанность по уплате налога может считаться установленной.

     Неполнота, нечеткость или двусмысленность  закона о налоге могут привести к  возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

     Хотя  структура налогов различна и  количество налогов велико, элементы налогообложения имеют универсальное значение. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могу считаться определенными, называют существенными или обязательными элементами закона о налоге.

     Согласно  ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и срок уплаты налога.

     Таким образом, следует, совершено однозначный вывод: только при определении всей совокупности  обязательных элементов налогообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. В противном случае при неопределении хотя бы одного обязательного элемента налог не может считаться установленным, следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано,  что он обязан уплачивать лишь законно установленные налоги.

       Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным. К факультативным элементам следует отнести:

Информация о работе Налоговые обязательства и способы их обеспеченья