Налоговая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Изучить классификацию налогов
3) Выявить недостатки налоговой системы и найти пути к их оптимизации.

Содержание

Введение.
1.Понятие налога.
1.1 Налоговая система России
а). Основные принципы построения налоговой
системы в экономике с развитым рынком
б). Структура действующей налоговой системы
Российской Федерации
1.2 Основы налоговой системы
2. Классификация налогов.
2.1 Федеральные налоги
2.2 Региональные налоги
2.3 Местные налоги
3. Недостатки налоговой системы и пути оптимизации налоговой системы России.
3.1.Недостатки налоговой системы России.
3.2.Пути оптимизации налоговой системы России.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Содержание курсовой работы.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

Формирование  правовой основы новой налоговой  системы сопровождается большими трудностями. Во вступивший в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс РФ (часть  первая) в том же году были внесены  многочисленные и весьма существенные изменения и дополнения (Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ). По существу часть первая кодекса была коренным образом переработана. 

Обсуждение проекта  части второй Налогового кодекса (специальная часть) ведется с 1997 г. К принятому в первом чтении Государственной Думой проекту поступило более 4,5 тысяч поправок, в связи с чем рассмотрение проекта было начато заново. 

Трудности в  формировании новой налоговой системы вызваны, скорее всего, нестабильностью экономики и неопределенностью экономической политики государства. Отрицательно сказывается и недостаточная разработанность системных методов проектирования правовых систем как моделей сложных развивающихся материальных систем. 

Несмотря на то, что первая часть Налогового кодекса введена в действие с 1 января 1999 г., ряд статей этой части  вводится в действие одновременно с  введением специальной части  кодекса. До введения в действие специальной  части могут взиматься только те налоги, которые установлены Законом РФ "Об основах Налоговой системы в Российской Федерации". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Классификация налогов. 
 

Государство использует для косвенного воздействия на экономику  и формирования своих доходов  целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др.  

В зависимости  от метода установления налогов и  способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.  

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно  облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических  лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Косвенные налоги связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.  

Внутри этой классификации тоже имеются подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся  на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.  

Прямыми реальными  налогами облагается предполагаемый средний  доход, получаемый от того или иного  объекта обложения. К их числу  относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности и др.  

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.  

Второй вид  косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право  государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.  

Третий вид  косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам  - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению  ставок – на специфические  (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок)

3. по экономической  роли – на фискальные, протекционистские  (для защиты внутреннего рынка  от импортных товаров), антидемпинговые  (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).  

При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и  косвенными налогами.  

Налоговая система  РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.  

Федеральными  признаются налоги и сборы, которые  установлены ст. 13 Налогового кодекса  РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.  

Региональными признаются налоги, которые установлены  Налоговым Кодексом и законами субъектов  РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.  

Местными признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.  

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только Кодексом.

Кроме того, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.  

Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые  режимы, которые могут предусматривать  федеральные налоги, не указанные  в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст.ст. 13 - 15 Кодекса.  

К федеральным  налогам и сборам относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог  на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.  

К специальным  налоговым режимам, согласно ст. 18 Налогового кодекса РФ, относятся:

1. система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ);

2. упрощенная  система налогообложения (глава  262 НК РФ);

3. система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности (глава 263 НК  РФ);

4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 264 НК РФ).  

Любое разбиение  налогов на определенные группы может  носить только условный характер, так  как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Федеральные налоги.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ РФ - налоги, устанавливаемые в федеративном государстве, федеральными органами законодательной власти и поступающие в федеральный бюджет (включая целевые бюджетные фонды) и (или) распределяемые между различными уровнями бюджетной системы. Статус Ф.н. означает, что налоговая база, налоговая ставка и общий порядок уплаты налога в бюджет определяются

федеральным законодательством.

В состав Ф.н. в  государствах федеративного устройства, как правило,

включаются налоги, имеющие наиболее существенное регулирующее воздействие 

на экономику (подоходный налог с граждан, налог  на прибыль корпораций);

налоги с неравномерно размещенной по территории страны налоговой  базой 

(налоги на  природные ресурсы); налоги, регулирующие внешнеэкономическую

деятельность (таможенные пошлины) и некоторые другие.

В Российской Федерации  к числу федеральных налогов в соответствии с

Налоговым кодексом (частью I ст. 13) относятся:

• налог на добавленную  стоимость;

• акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального

сырья;

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

• подоходный налог  с физических лиц;

• взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

• государственная  пошлина и таможенные сборы;

• таможенная пошлина;

• налог на пользование  Недрами;

• налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными 

биологическими  ресурсами;

• лесной налог;

• водный налог;

• экологический  налог;

• федеральные  лицензионные сборы.

Поскольку вступление в силу ст. 13 отсрочено в соответствии с Федеральным

законом О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской

Федерации (от 31.07.98 г. № 147-ФЗ), перечень федеральных налогов  в России

продолжает регулироваться Законом РФ от 27 декабря 1991 г. Об основах

налоговой системы  в Российской Федерации (ст. 18 п. 2 и  ст. 19,20,21).

В Российской Федерации  федеральные налоги формируют основную часть доходов 

консолидированного  бюджета (83,6% налоговых доходов по итогам 1998 г.).

Информация о работе Налоговая система в России