Налоговая система в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:00, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Изучить классификацию налогов
3) Выявить недостатки налоговой системы и найти пути к их оптимизации.

Содержание

Введение.
1.Понятие налога.
1.1 Налоговая система России
а). Основные принципы построения налоговой
системы в экономике с развитым рынком
б). Структура действующей налоговой системы
Российской Федерации
1.2 Основы налоговой системы
2. Классификация налогов.
2.1 Федеральные налоги
2.2 Региональные налоги
2.3 Местные налоги
3. Недостатки налоговой системы и пути оптимизации налоговой системы России.
3.1.Недостатки налоговой системы России.
3.2.Пути оптимизации налоговой системы России.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Содержание курсовой работы.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание  курсовой работы: 

Введение. 

1.Понятие налога.

1.1 Налоговая система  России

       а). Основные принципы построения налоговой

            системы в экономике  с развитым рынком

       б). Структура действующей налоговой системы

            Российской Федерации

1.2 Основы налоговой системы 

2. Классификация налогов.

   2.1 Федеральные налоги

   2.2 Региональные налоги

   2.3 Местные налоги 

3. Недостатки налоговой системы и пути оптимизации налоговой системы России.

3.1.Недостатки  налоговой системы России.

3.2.Пути  оптимизации налоговой  системы России. 

Заключение.  

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и  вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

 В современном  цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоговые поступления являются фундаментом любого государства, а налоговая политика – одним из основных элементов государственного воздействия на экономику.

На долю налогов  приходится до 90% всех поступлений в  бюджеты промышленно развитых стран. Поэтому, от «качества» налоговой системы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом.

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой  системы России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Выявить сущность  налога и налоговой системы;

2) Изучить классификацию  налогов

3) Выявить недостатки  налоговой системы и найти  пути к их оптимизации.

 

1.Понятие  налога.

Налоги (сбор, пошлина) – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.

Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов  их построения образует налоговую систему.

 В России  основы налоговой системы закреплены  в Налоговом кодексе РФ.

Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость  определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведённых товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Предусмотрено, что один и тот же объект может  облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

Субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо.

Величина налоговой  суммы (так называемое налоговое  бремя) зависит, прежде всего, от налоговой  базы и налоговой ставки. Налоговая база – это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка – это размер, в котором взимается налог.

Различают налоговые  ставки:

1. Твердые –  устанавливаются в абсолютной  сумме на единицу обложения,  независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа);

2. Пропорциональные  – действуют в одинаковом процентном  отношении к объекту налога  без учета дифференциации его  величины (например, действовавший  в СССР до 1 июля 1990 г. налог  на заработную плату в размере 13 %);

3. Прогрессивные  – средняя ставка прогрессивного  налога повышается по мере  возрастания дохода. При прогрессивной  ставке налогообложения налогоплательщик  выплачивает не только большую  абсолютную сумму дохода, но и  большую его долю;

4. Регрессивные – средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли, меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, в законодательном порядке используются различные налоговые льготы (полное или частичное освобождение плательщика от налога). К их числу относятся:

• необлагаемый минимум объекта налога;

• изъятие из обложения определенных элементов  объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных лиц  или категорий плательщиков;

• понижение  налоговых ставок;

• вычет из налогового платежа за расчетный период;

• целевые налоговые  льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

• прочие налоговые  льготы.

Во-вторых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы  за счёт увеличения отчислений в необлагаемые налогом фонды (амортизационный  и др.). В-третьих, компании с небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвёртых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и её материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счёт её прибылей нескольких предшествующих лет или будущих прибылей.

Налоги могут  взиматься следующими способами:

1)Кадастровый  – когда объект налога дифференцирован  на группы по определенному  признаку. Перечень этих групп  и их признаки заносится в  специальные справочники. Для  каждой группы установлена индивидуальная  ставка налога. Такой метод характерен  тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается  по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2)На основе  декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога  приводит расчет дохода и налога  с него. Характерной чертой такого  метода является то, что выплата  налога производится после получения  дохода лицом, получающим доход.

Примером может  служить налог на прибыль.

3)У источника.  Этот налог вносится лицом,  получающим доход. Поэтому оплата  налога производится до получения  дохода, причем получатель дохода  получает его уменьшенным на  сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, в которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1Налоговая  система России. 

"Совокупность  налогов,  сборов, пошлин и других платежей,взимаемых в установленном порядке, образует налоговую

систему. «Закон   РФ   "Об  основах  налоговой  системы  в

Российской Федерации"

В условиях рыночных отношений и особенно в  переходный

к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного

механизма государственного регулирования экономики.

От того,  насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное функционирование всего на-

родного хозяйства.

В связи  с  этим  необходимо,  чтобы налоговая  система

России была адаптирована к новым  общественным  отношениям,

соответствовала мировому опыту.

Вообще характерной  чертой  налоговой  системы  России

становится появление  большого количества местных налогов  и

сборов.  Например, если в начале прошлого года по г. Москве

они составляли менее 1%  в городском бюджете, то после введения  Московской городской Думой всех местных налогов (на-

лога на развитие просвещения и налога  на  развитие  жилого

фонда  и  соцкультсферы) их доля в бюджете выросла до 12,2%

(газета "Налоги", 1995, N 4, С. 5). 

а). Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком 

На протяжении всей истории человечества ни одно  государство не  могло существовать без налогов.  Налоговый опыт

подсказал и  главный принцип налогообложения: "Нельзя резать

курицу,  несущую  золотые яйца", т. е. как бы велики ни были

потребности в  финансовых средствах на покрытие  мыслимых  и

немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной  деятельности.

Для того чтобы  более глубоко вникнуть в суть налоговых

платежей, важно  определить  основные принципы налогообложения. "Качества,  с экономической точки зрения желательные в

любой  системе  налогообложения,  - отмечал Дж. Милль (1), -

сформулированы  Адамом Смитом в форме четырех  положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классически-

ми принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, и вряд ли можно начать наши рассуждения лучше,

чем процитировать  эти положения".  Они сводятся к следующему:

"1. Подданные   государства должны участвовать в покрытии расходов правительства,  каждый по возможности,  т.  е.

соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства.  Соблюдение этого положения или пренебрежение  им

ведет  к  так  называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог,  который  обязан  уплачивать  каждый, должен

быть точно  определен, а не произведен. Размер налога, время

и способ его  уплаты должны быть ясны и известны как  самому

плательщику, так  и всякому другому ...

3. Каждый налог  должен взиматься в такое время  и таким

способом, какие  наиболее удобны для плательщика ...

4. Каждый налог  должен быть так устроен, чтобы он извлекал из  кармана  плательщика  возможно меньше сверх того,

что поступает  в кассы государства". (2)

Принципы Адама  Смита, благодаря их простоте и ясности,

не требуют  никаких иных разъяснений  и  иллюстраций,  кроме

тех,  которые  содержатся в них самих, они стали "аксиомами"

налоговой политики.

Сегодня эти  принципы расширены  и  дополнены  в  соответствии с духом нового времени.

Информация о работе Налоговая система в России