Налоги и налоговая реформа в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Главная цель моей курсовой работы попытаться раскрыть теоретические аспекты налогообложения, рассмотреть действующую в РФ налоговую систему и пути ее реформирования.
Исходя из цели работы, мне необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность, виды, функции налогов;
проанализировать особенности налоговой системы РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики…………………………………………………………………………6
1.1Сущность и функции налогов………………………………………………..6
1.2Принципы налогообложения………………………………………………..13
Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………....16
2.1Структура действующей налоговой системы в РФ………………………..16
2.2Особенности современной налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..21
2.3 Нестабильность налоговой системы РФ………………………………...…23
2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26
Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29
3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29
3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 63.21 Кб (Скачать документ)

     • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

     Законом "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

     • Первый уровень — это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

     • Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

     • Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

     Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов  создают основу финансовой базы государства.

     Наибольшие  доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

     Среди местных налогов крупные поступления  обеспечивают: налог на имущество  физических лиц, земельный налог, налог  на рекламу, налог на содержание жилищного  фонда и социально-культурной сферы  и далее — большая группа прочих местных налогов.

     Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

     Закрепленные  и регулирующие налоги полностью  или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

     Налог на прибыль предприятий и организаций  в твердой доле: 13% + 22% делится соответственно между федеральным и региональными бюджетами, а из последних перечисляется в местные бюджеты.

     Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц  распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных  территорий, проценты отчислений могут  меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

     Налог на имущество юридических лиц  является региональным налогом. Но законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты.

     Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета  субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.

     Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Каждый работодатель отчисляет от фонда оплаты труда 28% в Государственный пенсионный фонд, 5,4% — в Фонд социального страхования, 1,5% — в Фонд занятости, 3,6% — в Фонд обязательного медицинского страхования, а каждый работник отчисляет от своих заработков 1% в Государственный пенсионный фонд РФ.

     Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них — Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них.

     Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна

     вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

     Каждому органу управления трехуровневая система  налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

     Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

     2.2 Особенности современной  налоговой системы  РФ

     Переход к рыночным отношениям потребовал усиления значения налогов  как одного из главных инструментов государственного регулирования экономики  при  замене метода прямых директивных воздействий  на нее, а  также   регулирующей функции в области социальной политики, культуры, науки, других сферах  жизни общества. Все это выразилось в существенном изменении правовых норм, регулирующих налогообложение  физических и юридических лиц, в  круге  субъектов  налоговых правоотношений,  в  статусе  налогоплательщиков,  в  их  ответственности  за налоговые  правонарушения,   а   также   в   структуре   налогового   права, действующего в Российской Федерации в современных условиях.

       Отметим наиболее значительные  из этих изменений.

         Прежде всего, была  реформирована   сама  система  налогов.  Из  прежней системы в нее  было  включено  значительно  большее  число  платежей.  Но  в настоящее  время   в   налоговой   системе   явно   преобладает   фискальная направленность,  хотя  это  и  не  привело   к   достаточности   средств в государственной казне,  а  регулирующая   и  стимулирующая  функции  налогов проявляются все еще недостаточно. [25]

     При формировании российской налоговой  системы  был  широко  использован  опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

         Разнообразились и выросли численно  налоги с населения,  увеличились   их поступления в государственную казну. Появились  новые  налоги,  взимаемые  с граждан,  -  налоги  с  различных  видов  имущества:  налог   с   имущества, переходящего  в  порядке  наследования  и  дарения,  налоги,  исчисляемые  в дорожные  фонды  и  другие.  Расширена   сфера   применения   сохранившегося подоходного налога с физических  лиц,  она  охватила  разнообразные  стороны деятельности  граждан,  в  том   числе   развивающуюся   предпринимательскую деятельность.

         Унифицирована  система  налогов,  установленных  для  предприятий.  Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие.

         В связи с появлением в финансовой  системе России новых звеньев   в  виде государственных и муниципальных целевых фондов  (внебюджетных  и  бюджетных) установлены налоговые платежи  специально  для  зачисления  в  эти  фонды  – дорожные, экологические и другие.

         Установлен ряд налогов в качестве  общих для  физических  и   юридических лиц (земельный налог,  налог с владельцев транспортных  средств и другие).

         Новое законодательство разграничило  налоги  по  трем  уровням,  выделив налоги  федеральные,  субъектов  Федерации  и  местные.  Они   находятся   в распоряжении органов власти  соответствующего  уровня  и  по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов.

         Механизм системы  налогообложения,  позволяющий  регулировать  народное  хозяйство экономическими, а не  административно-командными методами,  требует еще  существенной  отработки,  учета  особенностей  переходного  к  рыночным  отношениям периода,  своеобразия   хозяйственных  связей  в   стане,  и  будет проверен  временем. В последующие годы  должно  произойти  развитие  налоговой реформы  с  учетом  накопленного  опыта  и   состояния   экономики   страны. Существенную роль в этом призвано  сыграть принятие второй  части   Налогового кодекса.

     3.1 Нестабильность налоговой  системы РФ

     В настоящее время налогоплательщики  сетуют,  и  вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы  является периодом возрождения и становления налоговой системы России.

     Система налогов была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в  условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах.

     Вносимые  в курс экономической реформы  уточнения и дополнения неизбежно  отражаются на необходимости корректирования  отдельных элементов системы  налогообложения. Этого требуют  и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной,  роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

           Президентским указом было отменено положение о норме,  в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги,  которые оговорены законом  “Об основах налоговой системы в Российской федерации”. В результате, как грибы после дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение объемов производства или на инвестиции  за пределами региона, за прогон скота или на содержание футбольной команды. Тревожно, что на основании указа  внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры в виде сборов за въезд или за ввоз товаров на территорию области или республики, а также за вывоз товаров за пределы региона.

     Большую опасность стали представлять и  налоги, “экспортируемые” одним регионом в другие. Например, Тува ввела собственные  акцизы на отдельные виды продовольствия и минерального сырья. Поскольку  эти акцизы включаются в цену продукции, а продукция реализуется  за пределами республики, налог фактически взимается с “чужих” налогоплательщиков,  а поступает в собственный бюджет. Подобные примеры можно продолжить.

Информация о работе Налоги и налоговая реформа в РФ