Налоги и налоговая реформа в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Главная цель моей курсовой работы попытаться раскрыть теоретические аспекты налогообложения, рассмотреть действующую в РФ налоговую систему и пути ее реформирования.
Исходя из цели работы, мне необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность, виды, функции налогов;
проанализировать особенности налоговой системы РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики…………………………………………………………………………6
1.1Сущность и функции налогов………………………………………………..6
1.2Принципы налогообложения………………………………………………..13
Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………....16
2.1Структура действующей налоговой системы в РФ………………………..16
2.2Особенности современной налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..21
2.3 Нестабильность налоговой системы РФ………………………………...…23
2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26
Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29
3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29
3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 63.21 Кб (Скачать документ)

Налоги  и налоговая реформа  в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики…………………………………………………………………………6

1.1Сущность и  функции налогов………………………………………………..6

1.2Принципы налогообложения………………………………………………..13

Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………....16

2.1Структура  действующей налоговой системы  в РФ………………………..16

2.2Особенности  современной налоговой системы  Российской    Федерации………………………………………………………………………..21

2.3 Нестабильность  налоговой системы РФ………………………………...…23

2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26

Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29

3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29

3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31

Заключение………………………………………………………………………34

Список используемой литературы……………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства. Государство может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера  уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости  существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В  связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом  в целом, так и каждым его членом. В настоящее время большинство  населения страны стало платить  те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание  налогового законодательства, налоговая грамотность  являются необходимым условием обеспечения  успешного продвижения экономических  реформ.

           Среди экономических рычагов,  при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику,  важное место отводится налогам.  В условиях рыночной экономики  любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве  определенного регулятора воздействия  на негативные явления рынка.  Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом  управления  экономикой в условиях  рынка.

       Применение  налогов – это  один из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Каждое предприятие, осуществляя свою деятельность, уплачивает налоги и сборы в соответствующие бюджеты.   Налоги - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов предприятия, поэтому любое изменение налоговой системы сразу же оказывает влияние на его деятельность. В связи с этим огромное значение имеет то, каким образом организован анализ расчетов с бюджетом, насколько быстро компания способна реагировать на изменения в налоговой системе.

       Так же при помощи  налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов в условиях рыночных отношений, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. С налоговой политикой  тесно связаны как интересы государства  и общества в целом, так и всех слоев населения, предприятий и  организаций. Поэтому то, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит социально-экономическое  развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом. Именно налоговая  система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

        Главная  цель моей  курсовой  работы попытаться раскрыть  теоретические  аспекты налогообложения,  рассмотреть  действующую в РФ налоговую  систему и  пути ее реформирования.

     Исходя  из цели работы, мне необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность, виды, функции налогов;
  • проанализировать особенности налоговой системы РФ;
  • рассмотреть проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

     Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных  и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики

     Глава I. Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики

     1.1 Сущность и функции  налогов

     Налоги - это одно из важнейших понятий  экономической науки, являющееся экономической  категорией, одним из звеньев экономических  отношений. Налоги появились с разделением  общества на классы и с возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство  не могло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов.  Налоги представляют собой  один из основных методов мобилизации  государственных доходов.

     Понятие “налог” уходит своими корнями  вглубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский  смысл.

     Налог - элемент общественного бытия. Первые упоминания о налоге можно найти  в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации  философы трактовали налог как общественно  необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда  рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые  формы постепенно менялись, приближаясь  к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия "налог" - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств).

     В современном понимании налог - это  обязательный, принудительный, безвозмездный  платеж, взимаемый с организации  и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах ив установленные  сроки в целях финансового  обеспечения государства и его  территориальных образований.

     Исходя  из этого определения,  можно назвать  следующие основные признаки  налога:

     Императивность-(безусловность, категоричность), которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода государству, а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

     Смена формы собственности  дохода, которая означает, что часть дохода безвозмездно переходит в собственность государства,  обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

     Безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратиться субъекту налогу и он не получит никаких прав, в том числе и права на участие в распределении отданной части своего дохода;

     Легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного  права, но и их взимание только с законных операций.

     Налоги  как экономическую категорию  следует рассматривать с точки  рения их места в экономической  системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения  структуры налогов и их взимания с  субъектов налога. Теоретическая  экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и иного влияния, которое налог  оказывает на гражданина, юридическое лицо, и в целом на народное хозяйство как единое целое. Поэтому экономическая природа налога лежит в сфере производства и распределения, в том числе  в системе государства. Она раскрывается в том, что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

     Налоги  исторически являются одним из источников формирования бюджета любого государства  и одним из методов мобилизации  денежных средств на переустройство государства и общества. По своей  сути налоги являются одним из самых  доходных источников пополнения казны, которые во-первых, безвозмездно  изымаются государством у налогоплательщиков  и ,во-вторых, поступая в бюджет, являются той частью, на которую государство  не затрачивает средств .

     Социально-экономическая  природа налогов, их значение и влияние  на экономическую  и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством  эксплуатации общества и по своей  сути выступают одним из элементов  грабежа. Особенно это характерно в  условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы и т.д.)

     С точки зрения формирования бюджета  налоги есть экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

     - удовлетворение общественных потребностей  на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем;

     - регулирование экономической деятельности  субъектов хозяйствования и развития  инфраструктуры;

     - решение вопросов освоения новых  технологий, программ и производств;

     - обеспечение международных договорных  обязательств и т.д.

           Налоги – основа существования  современного государства, поэтому  их использование в процессе  регулирования экономики требует  тщательного прогноза налоговых  последствий. Для осуществления  такого прогнозирования необходимо  определить инструменты и критерии  оценки эффективности налогового  регулирования. 

     Регулирование осуществляется путем выполнения налогами своих функций. Основные функции  налогов следующие:

     Фискальная

     Регулирующая

     Контролирующая [1]

     Фискальная  или бюджетная функция первична в историческом и содержательном аспектах.

     После возникновения государства потребовались  средства для выполнения им тех или  иных функций.  Содержательная же функция  – это необходимость обеспечения  возможности экономического существования  государства. Таким образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых  для осуществления им своих функций. Суть направлена на изъятие части  доходов предприятий и граждан  для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального  производства, не имеющей собственных  источников доходов. Формирование доходов  государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.

Информация о работе Налоги и налоговая реформа в РФ