Налоги и налоговая реформа в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:40, курсовая работа

Описание

Главная цель моей курсовой работы попытаться раскрыть теоретические аспекты налогообложения, рассмотреть действующую в РФ налоговую систему и пути ее реформирования.
Исходя из цели работы, мне необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность, виды, функции налогов;
проанализировать особенности налоговой системы РФ;
рассмотреть проблемы и перспективы налоговой системы РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I .Налогообложение как важный фактор развития рыночной экономики…………………………………………………………………………6
1.1Сущность и функции налогов………………………………………………..6
1.2Принципы налогообложения………………………………………………..13
Глава II. Налоговая система в РФ……………………………………………....16
2.1Структура действующей налоговой системы в РФ………………………..16
2.2Особенности современной налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..21
2.3 Нестабильность налоговой системы РФ………………………………...…23
2.4 Анализ налоговой нагрузки предприятия…………………………………26
Глава III. Налоговая реформа РФ………………………………………………29
3.1. Перспективы и особенности развития налоговой системы Российской Федерации в ближайшие годы………………………………………………….29
3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России………..31
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 63.21 Кб (Скачать документ)

     Из  фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То есть происходит перераспределение доходов  юридических и физических лиц  в интересах реализации крупных  народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. Это может  быть связано с развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками  окупаемости капиталовложений, с  необходимостью формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики. Значительная часть бюджетных  средств направляется на социальные нужды населения, полное или частичное  освобождение от налогов граждан, нуждающихся  в социальной защите. [6]

     Регулирующая  функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую  систему. Налоговое регулирование  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства  в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная  правительством. Через  налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также  социально-экономические процессы в обществе.

     Регулирующая  функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы  налогообложения, выделения из бюджета  капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ, выплаты  пособий и т.п. При  помощи налогов  можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая  или  понижая  налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так  предоставление налоговых  льгот  отраслям  промышленности или отдельным  предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

     Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая  направленность функции, которая реализуется  через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может  проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или  в полном освобождении от налогов.

     Налогами  можно и ограничивать деловую  активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей деятельности. Налогами можно создать предпосылки  для снижения издержек производства, повысить конкурентоспособность предприятий, проводить протекционистскую политику.

     Еще одна направленность  регулирующей функции - социальная функция – поддержание  социального  равновесия путём  изменения  соотношения  между  доходами  отдельных социальных  групп  с  целью  сглаживания  неравенства  между  ними.

     Самыми  социально  несправедливыми  являются  косвенные  налоги, так  как  они  перекладываются  через  цены  на  потребляемые  товары  в  одинаковой  степени  на  лиц  с  высокими  и  низкими  доходами. В  целях  смягчения социального  неравенства государственные органы  предоставляют  отдельным  группам  населения  налоговые  льготы.

     Особое  место занимает воспроизводственное  назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в  себе плата за воду, пользование  природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.[8]

     Контролирующая  функция позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования  и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую  налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

     Финансовые  органы на всех уровнях управления анализируют поступление налогов, тенденции развития налогооблагаемой базы, прогнозируют объемы платежей в  бюджет. Неотъемлемой частью такого анализа  и прогнозирования является корректировка  законодательства, регулирующего взаимоотношения  хозяйствующих субъектов между  собой. Своевременно внесенные предложения  способствуют устранению негативных явлений  в экономике и увеличению доходной части бюджета.

     Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения  количественного и качественного  состава предприятий и др.

     Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых  поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления  регулирующей функции налогов. В  то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение  развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции  они оказывают влияние лишь при  переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование  затрагивает и социальную, и экологическую  сферы.

     Налоги  олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая  связана  с формированием денежных доходов  государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная  часть экономических отношений  налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.[5]

     1.2 Принципы налогообложения

     Процесс установления и взимания налогов  в стране, определение величин  налогов и их ставок, а также  порядка уплаты налогов и круга  юридических и физических лиц, облагаемых налогами, называется налогообложением.

     Принципы  налогообложения, которые впервые  были сформулированы А. Смитом в его  классической работе “Исследование  о природе и причинах богатства  народов” и с которыми впоследствии, как правило, соглашались ученые, развивавшие теорию налогов, сводятся к четырем понятиям: всеобщность, справедливость, определенность, удобность. В своей работе я остановлюсь  на принципах, которые можно рассмотреть  с точки зрения экономики.

     Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать  участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам  и возможностям. Зачастую этот принцип  также характеризуют как принцип  справедливости и равенства (распределение  налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками).

     Принцип эффективности (его еще характеризуют  как принцип экономичности) подразумевает  необходимость установления таких  налогов, чтобы поступления по каждому из них существенно перекрывали затраты государства на его администрирование. Содержание этого принципа не ограничивается только требованиями экономичности. В более широком смысле для его реализации следует оценивать различные эффекты действия тех или иных налогов, соизмерять полезную их эффективность с неизбежными потерями.

     Принцип соразмерности основан на взаимозависимости  процессов наполняемости бюджетов и дестимулирования налогообложением экономической активности налогоплательщиков. Данный принцип зачастую характеризуют  также как принцип экономической  сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны. То есть при установлении налогов и определении  их элементов необходимо соизмерять последствия как с точки зрения выгод для бюджета, так и с  точки зрения ущерба для экономики. Причем сопоставлять эти выгоды и  потери следует не только в текущий  момент времени, но и на перспективу, дабы не получить в дальнейшем уменьшение налоговой базы и снижения налоговых  поступлений.

     Принцип учета интересов основан на определенности налогового платежа, а именно всех элементов  налога, а также удобстве исчисления и времени уплаты налога в первую очередь для налогоплательщика. Одним из обязательных атрибутов  этого принципа является предварительная  информированность налогоплательщика  не только об исчерпывающем перечне  налогов, которые ему следует  уплачивать, но и во всех вводимых в  налоговое законодательство изменениях. Другим атрибутом является обеспечение  простоты исчисления налогового обязательства  и удобства времени уплаты, которое  следует совмещать с фактом получения  дохода или с моментом осуществления  факта потребления (по налогам на потребление). Одним из наглядных  примеров реализации данного принципа является определенная вариативность  выбора налогоплательщиком того или  много способа исчисления и уплаты по отдельным налогам, а также возможность применения малым бизнесом различных систем налогообложения.

     Принцип множественности налогов синтезирует  в себе два аспекта: 
•     целесообразность построения налоговой системы на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов «положения.   Множественность  налогов  создает  предпосылки  для повышения адресности налогообложения, в большей мере улавливающей платежеспособность налогоплательщиков и наличие у них наличных объектов обложения, позволяет более эффективно распределять налоговое бремя по разным категориям плательщиков, формируя тем самым более толерантное отношение к налогам;

     •     целесообразность формирования  множественности  источников бюджетов каждого уровня, поскольку при множественности источников обеспечивается относительная гарантированность его наполнения вне  зависимости от возможных провалов поступления того или иного налога. Множественность источников бюджета экономически более целесообразна особенно в кризисные периоды.

     Глава II. Налоговая система в РФ

     2.1 Структура действующей  налоговой системы  в РФ

     Налоговая система -  совокупность взаимосвязанных  налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора  и использования налогов, а также  налоговых органов.

     В элементы налоговой системы входят:

     1.Субъект  налогообложения - юридической или  физическое лицо, являющееся плательщиком  налога. Существуют определенные  механизмы переложения налогового  бремени и на других лиц,  поэтому специально выделяется  такое понятие, как носитель  налога. 
2.Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог.

     3.Объект  налогообложения - доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная  стоимость, на которые начисляется налог. Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, то есть доходом, из которого выплачивается налог.

     4.Налоговая  ставка - это величина налога на  единицу обложения (доход, имущество). Налоговая ставка, устанавливаемая  в процентах к доходу, называется  налоговой квотой.

     5.Налоговая  льгота представляет собой полное  или частичное освобождение от  налога.

     Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность выплачивать  налоги и (или) сборы.

     Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

     • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

     • представлять налоговым органам  необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

     • вносить исправления в бухгалтерскую  отчетность в размере суммы сокрытого  им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

     • в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

Информация о работе Налоги и налоговая реформа в РФ