История развития налогов в Средние века (V-XVIIвв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:13, реферат

Описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать на тесное переплетение социальных, военных, религиозных и не в последнюю очередь политических факторов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.59 Кб (Скачать документ)

     При императоре Диоклетиане (239—313) устанавливается  промысловый налог. Государственные  финансовые органы непосредственно  не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценка и определение налоговых поступлений  общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

     Уже в Римской империи налоги выполняли  не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации. 

1.4. Налоги в Византии 

     Многие  хозяйственные традиции и устои  Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно в империи существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10—12,5 %), пошлина на выдачу государственных актов и т. д. Если при строительстве здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух". Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. 

     Широко  практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, на содержание воинских контингентов и  пр.

     Надо  отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. История развития налогов в Средние  века (V-XVIIвв.)

     Вплоть  до XVIIв. в Европе налоговые системы  развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых  платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги.  

     В то же время все большее значение постепенно приобрело косвенное  налогообложение – акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот  со всех ввозимых и вывозимых товаров. Не в последнюю очередь это  было связанно с экономическим процветанием в XV– первой половине XVIв. ряда европейских  стран, и в первую очередь Германии8. В вольных городах Европы в этот период формировались системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения.  

     При этом в большинстве стран Европы фактически сложилась следующая  система налогообложения. Сельское население уплачивало феодалу подушной налог – капитицию (через откупщика). Города собирали подоходные налоги с  горожан и акцизы. Затем город  уплачивал фиксированную законодательным  актом или договором сумму  подати вассалу короля. Король время  от времени изымал часть собственности (земли вместе с «источниками налогов  – городами и сельским населением») у своих вассалов.   

     Сбор  налогов постепенно становится видом  предпринимательского промысла. Им занимались так называемые откупщики – богатые  буржуа, которые выкупали право собирать установленные налоги у государства, внося валовую сумму налога в  казну еще до начала сбора. Далее, применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщики осуществляли сбор налогов с населения, с учетом, естественно, своей прибыли. Откупщикам помогали войска, поэтому сбор налогов  напоминал военную компанию – с убитыми и ранеными. Такая система возникла в период феодальной раздробленности, а затем прижилась и развилась. При этом духовенство и дворянство от уплаты налогов было освобождено.

2.1. Налоги в средневековой  Франции

     Настоящие налоги, в смысле публичных сборов, могли появиться снова только при условии укрепления и объединения  государственной власти, чему должно было предшествовать ослабление феодальной системы. Это случилось гораздо  позднее в Германии, нежели в Англии и во Франции, что объясняется  особенностями в истории названных  государств.

     Так, Столетняя война, во время которой  Франция неоднократно подвергалась нападениям внешних врагов, вторгшихся одно время внутрь страны, в сильной  степени способствовала укреплению во Франции королевской власти. Общая  беда побудила французов сплотиться около короля.

     Далее, во Франции борьба королей с феодализмом  увенчалась быстрым успехом, и французское  государство около половины ХV века окончательно сконцентрировалось. В  это время во Франции устанавливается  настоящий правильный налог с  лиц и с имуществ, принимается  длинный ряд прямых и косвенных  налогов. К XVII веку Франция обладала уже массой самых разнообразных  налогов, которые постоянно возвышались  и умножались. Темной стороной в  организации французских налогов  были злоупотребления при их взимании и их крайне неравномерном распределение, как по разным местностям государства, так и между отдельными плательщиками9. Устройство косвенных налогов в разных французских провинциях представляло большую пестроту. В одних провинциях косвенные налоги были гораздо тяжелее, чем в других, а рядом были провинции, где некоторых из косвенных налогов совсем не существовало. Тяжесть податного бремени лежала главным образом на низших классах населения, именно на сельских обывателях. Аристократия и духовенство частью совсем не платили налогов, частью были в привилегированном положении. В большом ходу во Франции при старом режиме была отдача налогов на откуп. Перед революцией почти все косвенные налоги были на откуп у нескольких больших компаний10. Откупщики выжимали из народа все, что могли, и вконец разоряли его. В 80-х годах ХVIII века французские финансы окончательно запутались и пришли в безвыходное положение. Одной из главных причин французской революции и был финансовый кризис.

     Революционное правительство отменило все налоги, возникшие при монархическом  режиме; но постепенно все эти налоги были восстановлены, только уже в  измененном виде, именно они были распространены на всех граждан без допущения  каких-либо изъятий и привилегий. 

     2.2. Налоги в Англии  в Средние века

     Англия  еще скорее, чем Франция, сложилась  в цельный политический организм, и ее государственное развитие шло  всегда с замечательной устойчивостью.

     Что касается английской финансовой податной истории, но проследить таковую сравнительно легко, благодаря тому, что по причине  парламентарного образа правления, в английских финансах было более  гласности, чем на континенте.

     Государственный строй древней Англии также был  проникнут частноправовыми началами.

     Как только Британия свергла римское  иго, в ней немедленно исчезли  все римские институты, которые  еще не успели здесь прочно укорениться. Англо-саксонские короли для покрытия своих личных, придворных и государственных расходов пользовались, главным образом, доходами от своих собственных земель. Налоги носили чрезвычайный характер и устанавливались, когда государству грозила опасность от внешних врагов, каковыми в то время являлись норманны, датчане и другие воинственные народы. Эти чрезвычайные сборы назывались Датскими деньгами11. Норманнское завоевание принесло в Англию феодализм, который здесь принял несколько иной характер, чем на континенте. В то время, как на континенте королевская власть была крайне стеснена и почти только номинальна, и вассалы были неограниченными господами в своих владениях, - в Англии короли всегда сохраняли известные права над владениями вассалов. Это объясняется тем, что Вильгельм-Завоеватель покорил Англию на себя одного. Он оставил себе домены прежних англо-саксонских королей, увеличив их многочисленными конфискациями имений лиц, оказывавших ему сопротивление. Остальные земли Вильгельм-Завоеватель роздал своим вассалами, но при этом точно были выговорены права, какие король сохранял над этими землями. При переходе этих последних по наследству, королю уплачивалась особая подать за утверждение наследников умершего феодала в правах наследства. Короли имели исключительное право устанавливать таможенные пошлины. Магна карта ограничила право королей вводить новые налоги и повышать старые. Но иногда короли пренебрегали этим и устанавливали разные сборы по своему произволу. Английская история дает нам много примеров разногласий между королями и парламентом в податных вопросах. И революция против Карла I Стюарта произошла вследствие того, что названный король требовал от населения сборы, на установление которых парламент не давал согласия. Именно, в Англии издревле существовало право королей требовать от подданных средств для защиты страны. Между прочим, жители морских побережий обязаны были сооружать корабли или давать деньги на постройку таковых. Карл I стал злоупотреблять этим правом и собирал весьма часто корабельные деньги, пока, наконец, парламент не воспротивился королю и не объявил этот сбор незаконным. Король распустил парламент, но последний отказался разойтись. Завязалась борьба между королем и так называемым Долгим Парламентом, кончившаяся победой последнего. 

     2.3. Налоги в средневековой  Германии

     В Германии очень поздно появились  общегосударственные налоги. Феодализм  здесь утвердился прочнее и держался дольше, чем где бы то ни было.

     Когда в немецких государствах начали возникать  разные прямые и косвенные сборы, то это были территориальные, а не имперские налоги. Германия долго  оставалась в раздробленном состоянии, и между императором и его  подданными стояли всегда сословия. Эти  последние давали иногда императору известные материальные средства; но делалось это на основании просьбы  со стороны императора и в виде добровольных даров. В некоторых  случаях такие субсидии были почти  обязательны, напр., для выкупа государя из плена, при посвящении в рыцари его сына или выдаче замуж его  дочери.

     Неоднократно  были делаемы попытки установить общие для всей Германии налоги, напр., во времена Крестовых походов, Гусситских войн и турецкого нашествия; но эти попытки всегда были неуспешны. Между прочим, Карл V стремился сосредоточить  в своих руках все таможенные пошлины и установить одну таможенную линию, которая совпадала бы с  границей империи. В то время вся  Германия была изрезана внутренними  таможенными линиями, отчего торговля была крайне стеснена. Право вводить  таможенные пошлины постепенно отошло от императора к территориальным  владельцам; курфюрсты при избрании императоров выговаривали себе право  на взимание таможенных пошлин, остальные  князья захватывали это право силой и собирали пошлины на мостах, переправах, дорогах и реках. Вследствие противодействия князей и городов, Карлу V пришлось отказаться от своего плана.

     Императоры  находили большую материальную поддержку  в городах. Эти последние сильно страдали от хищничества рыцарей  и прибегали под покровительство  императоров, обязываясь, в свою очередь, уплачивать императору определенные налоги. Особенно много подобных договоров  с городами заключил Рудольф Габсбургский. Но только города не допустили нарушить своей сплоченности. Налог императору уплачивался всем городом. Отдельные  горожане являлись как бы подданными города, между ними и императором  стояло городское управление, которое  назначало и собирало налоги с  граждан. В Германии податное хозяйство  ранее всего утвердилось в  городах, что вполне понятно, так  как города явились центром умственной жизни и культуры того времени12. В городах же возникает сознание о податной обязанности граждан относительно города. Городские сборы явились настоящими налогами, которые общественный союз требовал от своих членов в видах общего блага.

     В то время, как в больших немецких городах финансовое хозяйство становится денежным и податным, в территориях  еще долго преобладает натуральное  и частноправовое хозяйство, а император  обходится своими личными доходами и субсидиями от сословий и городов. 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, подводя итог можно сказать, что налогообложение имеет богатую  и насыщенную историю.

     На  начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство  не имело финансового аппарата для  определения и сбора налогов. Оно определяло лишь общую сумму  средств, которую желало получить, а  сбор налогов поручало городу или  общине. Очень часто оно прибегало  к помощи откупщиков. Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). В мирное время в Афинах и Римской империи налоги не взимались, а их введение обусловливалось началом ведения военных действий. Обложение налогом зависело от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано со строительством ирригационных сооружений в дельте Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в Vв. до н.э. взималась натуральная подушная подать.

     По  мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали  основным источником денежного содержания государства.

     В новых государствах в Средние  века развивался феодализм, и весь государственный  строй проникался частноправовыми  началами. С правами землевладения  соединяются все права законодательства, суда и управления. Государственное  хозяйство принимает характер частного, и налоги перестают фигурировать в ряду обыкновенных государственных  доходов. Вплоть до XVIIв. в Европе налоговые  системы развивались медленно и  были крайне запутанными, а большинство  налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты  либо когда в казне кончились  деньги. 

     В то же время все большее значение постепенно приобрело косвенное  налогообложение – акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот  со всех ввозимых и вывозимых товаров. В средние века налог королю (а  именно он олицетворял государство  для простого народа) как первому  среди равных уплачивали только в  трех случаях: для выкупа его самого из плена; при посвящении в рыцари его старшего сына и для свадьбы  дочери. Все эти платежи, по существу, были помощью в решении «личных», а не государственных вопросов. 

Информация о работе История развития налогов в Средние века (V-XVIIвв.)