История развития налогов в Средние века (V-XVIIвв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:13, реферат

Описание

Основной целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать на тесное переплетение социальных, военных, религиозных и не в последнюю очередь политических факторов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 43.59 Кб (Скачать документ)

Введение

     Со  времени возникновения государства  именно налоги становятся необходимым  звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Более 100 лет назад К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах»1.

     Актуальность  связана с тем, что налоги являются необходимой частью экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

     Налоги  издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех стран и  народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались разобраться в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.)

     В древности, при несложном государственном  устройстве, при слабом развитии государственных  потребностей и при удовлетворении последних личной службой и натуральными повинностями граждан, налоги или вовсе  были не нужны или играли весьма скромную роль в государственном  хозяйстве. Так, например, в государствах Древней Греции, где законодательство, суд, управление и военное дело отправлялись личными повинностями граждан, правильных прямых налогов не было. В случаях, когда государство нуждалось в материальных средствах, например для постройки публичных зданий, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы с богатейших граждан, так называемые литургии

     Основной  целью данной работы является рассмотрение истории налогообложения, не только вдаваясь в финансово-технические детали или абстрактные налоговые предписания, а также показать на тесное переплетение социальных, военных, религиозных и не в последнюю очередь политических факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. История развития налогов в Древнем мире(IVтыс. до н.э. - Vв.)

     На  самых ранних ступенях государственной  организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной.За XII веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог. По мере развития государства возникла “светская” десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий : от Древнего Египта до средневековой Европы.

     1.1. Налоги в Древнем  Египте

       В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога2.

       В Древнем Египте все население,  от самых высокопоставленных  людей до беднейших слоев безжалостно  облагалось налогом. Возникает  вопрос: как египтяне, не имея  монетной системы, собирали эти  налоги? С крестьянами и землевладельцами  все было просто - они отдавали  часть своего урожая, скот и  одежду, которую изготовляли их  жены и дочери. Но как взимались  налоги с многочисленной армии  писцов и чиновников? Эти люди  обладали богатствами и могуществом  благодаря дарам царя, то есть  государства. В обмен за свои  услуги высокопоставленный чиновник  мог получить в знак уважения  и почета прекрасную "виллу", изящную повозку, роскошную лодку,  много рабов, не считая скота,  продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог. Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства. 

     1.2. Налоги в Древней  Греции

     В государствах Древней Греции, где  законодательство, суд, управление и  военное дело отправлялись личными  повинностями граждан, правильных прямых налогов не было. В случаях, когда  государство нуждалось в материальных средствах, например для постройки  публичных зданий, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы  с богатейших граждан, так называемые литургии (приношение). Ввиду того, что  уплата литургий была обязательной, что  теперь уже вполне доказано, их надо отнести к чрезвычайным налогам. Существовали также сборы с лиц, принадлежащих к известным профессиям: с публичных женщин, с предсказателей и некоторых других. Но это были не столько настоящие налоги, сколько  сборы, установленные с полицейскими целями. В греческих торговых государствах, каковыми были Афины и Коринеи, сложилась  довольно цельная система таможенных пошлин и разных торговых сборов3.

     В Древней Греции в VII—IV вв. до Р.Х. представители  знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т. е. у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. С неохотой признавали они и налоги с имущества. Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань они предпочитали получать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Некогда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов. 

     1.3. Налоги в Древнем  Риме

     Многие  стороны современного государства  имеют свои истоки в Древнем Риме.

       Первоначально все государство  состояло из города Рима и  прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства.

     Главную статью расходов составляло строительство  общественных зданий. Эти расходы  обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах4.

     В IV—III вв. до Р.Х. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили и изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

     В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства, обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. По свидетельству Т. Моммзена, при правлении Л.К. Суллы (138 до Р.Х.-8 до Р.Х.) в Риме: «граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы, которые государство получало здесь, оно извлекало из отдачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов таможенных и некоторых налогов на роскошь»5.

     Коммунальные  же налоги с тех, кто проживал вне  Рима, взимались регулярно. Рим превращался  в империю, в состав которой входили  провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали

злоупотребления, коррупция6.

     Преобразование  финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100 до Р.Х. — 44 до Р.Х.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

     Эту деятельность продолжил император  Август Октавиан (63 до Р.Х. — 14 н. э.).Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были еще более сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установился строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливо распределить налоги и увеличить их отдачу. Для этого провели обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. Составили кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.

     Главным источником доходов в римских  провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

     В 6 г. н.э. император Август ввел налог  с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат. Их ближайшие родственники были отданного налога освобождены.

     Помимо  прямых налогов в Римской империи  существовали и косвенные. Наиболее существенными из них можно назвать: налог с оборота или акциз  на внутреннее потребление по ставке обычно 1%, особый налог с оборота  при торговле рабами по ставке 4%, налог  на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости, акциз на соль7. Августом были введены новые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин дифференцировалась, в среднем ставка составляла 5%.

Информация о работе История развития налогов в Средние века (V-XVIIвв.)