Деятельность прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:48, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена происходящими в России демократическими преобразованиями, выбором курса на строительство правового государства, провозглашением приоритета личности, что в свою очередь создает предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и управления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Общая характеристика российской прокуратуры.…………………….5

Глава 2.Прокурорский надзор….………………………………………………...9

Глава 3.Участие прокурора в рассмотрении дел судам……………………….13

Глава 4.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью…………………………………………………………………...17

Глава 5.Международное сотрудничество….…………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 44.37 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Общая характеристика российской прокуратуры.…………………….5

Глава 2.Прокурорский надзор….………………………………………………...9

Глава 3.Участие прокурора в рассмотрении дел судам……………………….13

Глава 4.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью…………………………………………………………………...17

Глава 5.Международное сотрудничество….…………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы обусловлена  происходящими в России демократическими преобразованиями, выбором курса  на строительство правового государства, провозглашением приоритета личности, что в свою очередь создает  предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного  надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и управления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокурорский надзор - это  осуществление от имени государства  деятельности специально уполномоченными  лицам и прокурорами по обеспечению  точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к  устранению их нарушений, привлечения  виновных к ответственности.

Прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной  и исполнительной власти и соответственно- высшими должностными лицам и государства. Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово «суд».

Предметом исследования в данной работе явилось  понятие прокурорского надзора, а также рассмотрения вопросов связанных  с основными направлениями прокурорского  надзора и его правовым регулированием.

Цель  курсовой работы - изучить основные направления прокуратуры.

Указанная цель обусловила постановку и решение  следующих задач:

- рассмотреть общую характеристику российской прокуратуры;

- рассмотреть сущность прокурорского надзора;

- рассмотреть  участие прокурора в рассмотрении  дел судами;

- рассмотреть  координацию деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

- рассмотреть международное сотрудничество.

Структура курсовой работы состоит из: введения, пяти глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика российской прокуратуры

 

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и  исполнением законов, действующих  на территории России (ст. 129 Конституции  РФ, п. 1 ст. 1 Федерального закона "О  прокуратуре Российской Федерации" - далее: Федеральный закон "О прокуратуре"). Единство, федеральный масштаб и централизованный характер прокурорской системы - три органически взаимосвязанных начала ее построения, которые наиболее рельефно проявляются в том, что все нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ и каждый из них подчинен только вышестоящему прокурору (непосредственное подчинение) и тому, кто его назначил, т.е. Генеральному прокурору России.

Надзор  за исполнением действующих законов - общая задача российской прокуратуры. Она достигается в результате деятельности в следующих направлениях (п. 2-4 ст. 1 вышеупомянутого Федерального закона):

- надзор  за исполнением законов федеральными  министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной  власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами  контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями  коммерческих и некоммерческих  организаций, а также за соответствием  законам издаваемых ими правовых  актов;

- надзор  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина федеральными  министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

- надзор  за исполнением законов администрациями  органов и учреждений, исполняющих  наказание и применяющих назначаемые  судом меры принудительного характера,  администрациями мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу;

- уголовное  преследование лиц, совершивших  преступления;

- координация  деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

- участие  в рассмотрении дел судами  общей юрисдикции и арбитражными  судами; опротестование противоречащих  закону судебных решений, приговоров, определений и постановлений;

- участие  в правотворческой деятельности.

Деятельность  прокуратуры во всех вышеперечисленных  направлениях, за исключением координации  работы правоохранительных органов  и участия в правотворчестве, носит отчетливо выраженный юрисдикционный, правоохранительный характер1.

Российская  прокуратура - орган борьбы с правонарушениями со специфическими методами реагирования на них: а) предупреждение о недопустимости нарушения закона; б) принесение протеста; в) внесение представления; г) вынесение  постановления о возбуждении административного производства. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а их неисполнение и уклонение от явки по вызову влекут установленную законом ответственность (ст. 6, 23 - 25 Федерального закона "О прокуратуре").

Органы  прокуратуры осуществляют свои законные полномочия независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений (п.2 ст. 4 Федерального закона "О прокуратуре"). В приведенной  формулировке выражен принцип независимости  в деятельности прокуратуры, без  соблюдения которого осуществление возложенной на нее.

Организация и порядок деятельности прокуратуры  Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным  законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

На прокуратуру  Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных  федеральными законами.

Принципы  организации и деятельности прокуратуры  Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему  органов (далее - органы прокуратуры) и  учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Органы  прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений  и в строгом соответствии с  действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той  мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной  и иной специально охраняемой законом  тайне;

информируют федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также  население о состоянии законности.

Прокуроры не могут быть членами выборных и  иных органов, образуемых органами государственной  власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские  работники не могут являться членами  общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие  в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций  в органах и учреждениях прокуратуры  не допускаются.

Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские  работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности. При  этом преподавательская, научная и  иная творческая деятельность не может  финансироваться исключительно  за счет средств иностранных государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской Федерации2.

Прокурорские  работники не вправе входить в  состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов  иностранных некоммерческих неправительственных  организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или законодательством Российской Федерации.

 

 

2.Прокурорский надзор

 

Понятие, сущность и цели прокурорского надзора

Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

Предметом надзора являются:

Соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании  поступившей в органы прокуратуры  информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор  или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в  суд или арбитражный суд с  требованием о признании таких  актов недействительными;

Информация о работе Деятельность прокуратуры