Антимонопольное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание

В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Содержание

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
2 Конкурентный и монопольный рынки
3. Государственное противодействие монополизму
4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности
5. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

анти.docx

— 42.91 Кб (Скачать документ)

По отношению к  этим видам монополий государство  редко проводит антимонопольную  политику или вообще не проводит ее. Государственное регулирование  осуществляется на законодательной  основе либо путем предоставления лицензий (чаще всего государственным организациям) на осуществление государственно-монополитстической деятельности.

4. Антимонопольное  управление рынками имущественных  объектов собственности

Наряду с рассмотренными выше государственными мерами по ограничению  монополизма в производстве и  продаже массовых товаров необходимы специальные меры государственной  антимонопольной деятельности применительно  к товарам, продаваемым на рынках объектов собственности. Дело в том, что крупные объекты собственности  в виде имущества, недвижимости чаще всего не представлены на рынках как  объекты массовых продаж, в связи, с чем трудно напрямую выявить  монополистов, захватывающих большую  часть рынков подобных товаров и  препятствующих тем самым свободной  конкуренции. Сами рынки продаж объектов собственности в виде аукционов, конкурсов представляют удобное  поле для появления скрытого или  даже прямого сговора покупателей, приобретателей собственности. Не менее  важно и то, что для многих объектов собственности характерна не продажа  непосредственно объекта, а продажа  прав использования объекта в  виде аренды, передачи в управление пакетов акций. Антимонопольное  управление необходимо для поддержания  конкурентных начал в сфере обращения  имущественных объектов собственности, способствования формированию современного, цивилизованного рынка недвижимости.

Антимонопольные меры применительно к рынкам объектов собственности видятся в государственном  регулировании купли, продажи, передачи, реорганизации объектов собственности  в целях осуществления этих процессов  с соблюдением конкурентных принципов, начал. При этом должно быть выдержано  рациональное соотношение государственного регулирования и рыночного саморегулирования, но механизмы саморегулирования  следует изначально настроить на конкуренцию, предотвратить свойственную нынешним способам саморегулирования  рынка тенденцию служить интересам  монополизма, узкого круга лиц, представителям олигархии.

Развитию конкурентных начал должно способствовать улучшение  механизма ценообразования на объекты  собственности. Специфика рынка  купли-продажи объектов собственности  такова, что даже при наличии формально  соблюдаемых условий конкурсной продажи или аукциона нет гарантии продажи объекта по реальной рыночной цене, так как рынок бывает весьма ограниченным (особенно при закрытом конкурсе) и невозможно предотвратить  предшествующий рынку сговор нескольких его истинных и мнимых участников, имитирующих конкуренцию. При повсеместно  применяемом английском аукционе, как, впрочем, и при голландском, влияние  на установление рыночной цены оказывает  стартовое объявление, зависящее  от аукциониста.

Механизм свободного рыночного ценообразования на основе уравновешивания спроса и предложения  практически не работает на рынке  крупных объектов собственности, поэтому  государственное (независимое от агентов  рынка) регулирование цен на недвижимость становится неизбежным. Необходимо предотвращать, как правило, продажу объектов государственной  собственности по так называемой балансовой стоимости, если даже она  исчислена с учетом переоценки основных средств, так как балансовая стоимость  объекта обычно не отражает его рыночной стоимости. Основным средством ценового регулирования на рынках недвижимости призвано стать государственное  установление ценовых ограничений (коридора цен) под наблюдением антимонопольных  органов. Ограничения должны устанавливаться  исходя из независимой опенки стоимости  объекта по признанным методикам, опирающимся  как на затратный, так и на доходный подходы, использующие метод аналогии. Ограничительные уровни цен для  конкретных объектов или применительно  к типовым объектам собственности  необходимо устанавливать до проведения продаж и сообщать их организаторам  продаж.

Столь же важно ввести государственное регулирование  величины арендной платы, взимаемой  за аренду объектов государственной  и муниципальной собственности. Установление арендной платы как  договорной цены по соглашению между  арендодателем и арендатором  не обеспечивает ее соответствия реальным рыночным ценам. Желательно установление государственных прейскурантов  арендной платы на типичные объекты  недвижимости с учетом видов объектов (земельные участки, складские помещения, помещения под офисы, жилая площадь  и др.) и их качественных параметров (расположения, степени износа, продуктивности, удобства использования и др.); подобные прейскуранты призваны стать ориентирами  величины арендной платы. Немаловажную роль играет государственное регулирование  величины арендной платы и платы  за предоставление государственного имущества  в концессию в зависимости  от характера использования объекта  арендатором, концессионером и его  инвестиционного вклада в содержание и развитие объекта. Плата государству  за пользование объектом государственной  собственности может быть поставлена в зависимость от приносимой объектом прибыли. Государственные органы должны выпускать методики определения  арендной и концессионной платы  с учетом оценочной стоимости  объекта.

Отмеченная выше специфика рынка продаж и аренды объектов собственности стимулирует  проявление скрытого монополизма, который  трудно уловить непосредственно  на рынке. Поэтому в антимонопольное  управление рынками объектов собственности  следовало бы включать предварительный  контроль за концентрацией собственности определенного вида или разных видов в руках одного владельца. При этом имеется в виду концентрация как вещественных, материальных объектов собственности, так и купленных долей, паев, акций.

Особым направлением антимонопольного управления объектами  собственности является установление аффилированных групп, тайных сговоров, картельных соглашений.

5. Государственная  поддержка конкурентоспособности  отечественных товаропроизводителей

К антимонопольному управлению объектами собственности  следует отнести ограничение  или пресечение монопольных прав выдачи лицензий, титулов, официальных  рекомендаций, заключений юридическими и физическими лицами, осуществляемой от имени государственных органов  и используемой в целях принесения выгоды указанным лицам.

Говоря об управлении конкуренцией на рынках со стороны  государства, следует иметь в  виду ограниченные возможности государственных  органов и тем более предпринимательских  структур влиять, воздействовать на конкуренцию  в масштабах локальных, региональных, международных рынков. Конкуренция  в условиях свободного рынка есть самовозникающее, самоподдерживающееся и саморегулируемое явление, объективно присущее незакрепощенным рыночным связям и отношениям. В этом смысле приходится говорить не столько о внешнем управлении конкуренцией, сколько о приспособлении к конкуренции.

Если подходить  к проблеме конкуренции с этой стороны, то правомернее рассматривать  ее как с точки зрения воздействия  на процессы конкуренции, именуемого управлением  конкуренцией, так и в равной, а то и большей мере с позиций  развития возможностей субъектов хозяйственной  деятельности участвовать в конкуренции, усиливать свое конкурентное положение  на рынках.

При такой постановке в центре внимания должна находиться конкурентоспособность хозяйствующих  субъектов, агентов экономической  деятельности, а объектом изучения теории и практики управления становится управление конкурентоспособностью участников рыночных отношений.

В научной и учебной  литературе можно встретить разные определения понятия «конкурентоспособность», хотя по смыслу этого слова ясно, что речь во всех случаях идет о  способности участника экономической  деятельности конкурировать со своими соперниками на рынках.

Европейский форум  по проблемам управления предлагает следующее определение: «Конкурентоспособность — это реальная и потенциальная  возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов». В данном определении, касающемся конкурентоспособности  компании, подчеркивается решающая роль потребителей в качестве главного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности  фирм, товары и услуги которых приобретаются  и используются данными потребителями.

Еще одна характерная  черта приводимого определения  заключается в том, что в нем  выделено влияние на конкурентоспособность  не только производства и сбыта, но и проектирования товаров. Действительно, уже в процессе проектирования, разработки товаров, при определении их конструкции, формы, состава закладываются качественные параметры, определяющим образом воздействующие на привлекательность товара для  потенциального потребителя.

Характерно, что в  приводимом определении конкурентоспособность  фирмы ассоциируется, отождествляется  с привлекательностью производимых ею товаров. Такой подход нельзя признать исчерпывающим, так как фирма  может быть конкурентоспособной  благодаря исторически сложившемуся имиджу, рекламе, которые не всегда адекватно соответствуют реальной привлекательности товаров фирмы  для потребителей.

Отметим к тому же, что включение в определение  конкурентоспособности таких чисто  описательных ее признаков и свойств, как привлекательность, притягательность товара для совершающего покупку  потребителя, не способствует конкретизации  данного понятия, придает ему  субъективную окраску. Сведение всех покупателей  товара к одному универсальному потребителю  не дает возможности уяснить, каково количество покупателей, предъявляющих  спрос на товар, а именно от этого  количества зависит конкурентоспособность.

Отдельные авторы включают в определение конкурентоспособности  свойство товара, характеризуемое степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности в сравнении  с аналогичными товарами других продавцов, представленными на данном рынке. Недостаточность  такого определения состоит в  том, что оно по сути воспроизводит определение качества товара, тогда как конкурентоспособность товара определяется соотношением качества и цены.

В более общем  виде конкурентоспособность товара характеризуется как степень  его соответствия требованиям конкурентного  рынка, запросам покупателей в сравнении  с другими аналогичными товарами того же назначения, представленными на данном или других доступных рынках. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценой предложения на товар, устанавливаемой его продавцом. На конкурентоспособность товара влияют также мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, известность и популярность товара, конъюнктура рынка, колебания спроса, платежеспособность потребителей.

В предыдущем изложении, говоря о конкурентоспособности, мы имели в виду конкурентоспособность  товара и связанную с ней конкурентоспособность  фирмы, производящей и продающей  данный товар. Для восприятия конкурентоспособности  в более широком смысле и дальнейшей конкретизации этого понятия  необходимо различать конкурентоспособность  разных субъектов либо объектов.

Под конкурентоспособностью страны понимается возможность, способность  этой страны соревноваться, противоборствовать с другими странами в стремлении удержать за собой и расширять  долю внутреннего и внешнего рынков, на которых представлены и находят  устойчивый сбыт товары данной страны. Конкурентоспособность страны зависит  от уровня конкурентоспособности производственных и торговых организаций, составляющих ее экономику.

Конкурентоспособность компания характеризует ее реальную и потенциальную возможность  соперничать с другими компаниями, производящими те же или аналогичные  виды продукции, товаров, услуг, реализуемых  на общих рынках. Компании стремятся  повысить свою конкурентоспособность, прибегая к ценовой и неценовой  конкуренции, посредством проникновения  на новые рынки сбыта или расширения уже занимаемых секторов рынка. Конкурентоспособность  компаний в целом зависит от уровней  конкурентоспособности разных видов  производимых и продаваемых компанией  товаров и услуг.

Конкурентоспособность проекта определяется его преимуществами в сравнении с аналогичными проектами, проявляющимися в основном в уровне достигаемой экономической и  социальной эффективности, определяемом как отношение достигаемого эффекта  к затратам на его получение.

Конкурентоспособность товара характеризуется прежде всего отношением качества товара к его рыночной цене в сравнении с величиной этого отношения для аналогичных по природе и назначению товаров, представленных на рынке другими производителями и продавцами. Конкурентоспособность товара предопределяется качеством, эффективностью его производства и продажи, совершенством технологии и организации производства, ориентацией на запросы потребителей, учетом платежеспособного спроса.

Все эти виды конкурентоспособностей образуют своего рода иерархию, в которой  способность конкурировать на уровне системы предопределяется конкурентоспособностью входящих в нее подсистем. В то же время каждый уровень обладает собственными возможностями воздействия  на повышение конкурентоспособности. Особо подчеркнем зависимость конкурентоспособности  производимых товаров от проектов их конструкции и технологии изготовления. Качество товара и издержки его производства самым существенным образом зависят  от совершенства научных разработок, проектирования, конструирования, технологического обеспечения производства.

Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики