Антимонопольное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:29, контрольная работа

Описание

В современной науке и практике во многом преодолена концепция невмешательства государства в рыночную экономику. Стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в цивилизованное русло сочетания централизованного управления и рыночного саморегулирования. Разработка и проведение антимонопольной политики относятся к числу важнейших экономических функций современного государства. Данная функция характеризует не только деятельность тех государств, в которых уже имеется социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути строительства такой экономики, как, например, Россия.

Содержание

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике
2 Конкурентный и монопольный рынки
3. Государственное противодействие монополизму
4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности
5. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

анти.docx

— 42.91 Кб (Скачать документ)

монополизм порождает  неэффективное распределение ресурсов в пользу монополистов вне зависимости  от эффективности их производства, отдачи ресурсов;

монополисты, увлеченные собственной выгодой, в минимальной  мере озабочены интересами государства  и общества, безжалостно вытесняют  из производства и с рынка своих  соперников;

монополизм подобно  раковой опухоли способен разрастаться, включая в свою орбиту новых и  новых участников, и по мере обретения  силы сращиваться с аппаратом  государственной власти, органами государственного управления, чиновниками разных уровней.

В связи с подобными  негативными проявлениями монополизма  практически все государства  вынуждены проводить антимонопольную  деятельность, опирающуюся на обширный арсенал мер. Антимонопольная деятельность государства в зависимости от степени и форм проявления монополизма  направлена на предупреждение, ограничение, подавление, пресечение действий, препятствующих конкуренции или извращающих  ее путем превращения в недобросовестную.

Государственное антимонопольное  регулирование в виде запретов осуществления  монопольного производства и продажи  товаров возникло более полутора тысяч лет тому назад. В качестве основного инструмента противостояния монополистическим тенденциям стало  использоваться антимонопольное законодательство, ограничивающее или запрещающее  монополии. Антимонопольные законы стали крайне необходимыми в связи  с возникновением исключительно  крупных монополистов в виде мощных корпораций. Наибольшее развитие так называемое антитрестовское законодательство получило в США, где в 1890 г. был принят Закон Шермана, запрещавший монополизацию рынка, монополистический сговор компаний, соглашения между ними, ограничивающие предпринимательство.

Принятый в США  в 1914 г. Закон Клейтона шагнул значительно дальше в государственном противостоянии монополизму. Этот закон запретил ценовую дискриминацию потребителей, поглощение одной корпорацией других путем приобретения их активов, создание переплетающихся директоратов нескольких компаний, иные способы ослабления конкуренции. В дальнейшем действие Закона Клейтона было усилено и расширено введением поправок. Антимонопольное законодательство вошло в практику государственного регулирования многих стран мира.

В советской экономике  проблеме антимонопольного регулирования  не уделялось внимания, так как, с  одной стороны, существовала глобальная государственная монополия и отсутствовал свободный конкурентный рынок, а с другой — монополизму предприятий препятствовал государственный план. Что же касается конкуренции, то ее стремились заменить так называемым социалистическим соревнованием между товаропроизводителями за высокие результаты производства.

Проведение рыночных преобразований и становление свободного рынка товаров и услуг в  России значительно активизировали государственную антимонопольную  деятельность. Уже в 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», дополненный и  измененный в 1995 г. В соответствии с  российским антимонопольным законодательством  сделки между субъектами хозяйственной  деятельности, направленные на ограничение  и противодействие конкуренции, признаются недействительными. Не допускается  принятие и осуществление органами власти актов, соглашений, препятствующих конкуренции.

С 2004 г. Федеральная  антимонопольная служба как главный  государственный орган проведения антимонопольной политики подчинена  Председателю Правительства Российской Федерации. На государственные антимонопольные  органы возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, регулирования деятельности естественных монополий в России. С целью контроля за монополиями введен государственный реестр организаций-монополистов, обладающих на российских рынках объемом продаж, превышающим 35% их общего количества.

Одной из серьезных  трудностей преодоления монополизма  в мире служит выявление и доказательство его наличия, умело скрываемого  самими монополистами под маской законности. Исключительно трудно установить однозначно определяемые и четко  фиксируемые критерии, в соответствии с которыми деятельность организации, компании следует считать монополистической  и относить ее к категории монополистов.

В теории и практике антимонополистического государственного регулирования используется понятие  «доминирующее положение на рынке», относящееся к субъектам хозяйственной  деятельности, представленным на рынке  определенного товара. Доминирующим называют исключительное положение  одного или нескольких хозяйствующих  субъектов на рынке определенного  товара, дающее возможность оказывать  решающее влияние на общие условия  обращения товара на соответствующем  рынке или затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам. Принято  считать, что хозяйствующий субъект  занимает доминирующее положение, если доля продаваемого им определенного  товара на рынке превышает 65% общего объема продаж.

К злоупотреблению  своим доминирующим положением на рынке  относят все виды деятельности хозяйствующих  субъектов, которые приводят к ограничению  конкуренции посредством создания искусственного дефицита товаров, нарушения  установленного порядка ценообразования, приводящего к повышению цен, препятствий доступу на рынок  других участников, навязывания контрагентам своих условий соглашений.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования  в развитых странах проявилось в  последнее время при определении  монополиста и его экономической  власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 28 декабря 1995 г. обязывает акционерные общества вести учет своих аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категорий принадлежащих им акций.

Аффилированные (взаимозависимые) лица — это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К ним относятся следующие категории лиц:

лицо, участвующее  в имуществе другого, если доля такого участия составляет более 20%;

физическое лицо, подчиняющееся другому физическому  лицу по должностному положению;

лица, состоящие в  родственных отношениях (супруги, родители — дети; братья — сестры).

Отношения аффилированных лиц могут быть имущественными; договорными; организационно-управленческими; родственными; смешанными.

Антимонопольное государственное  регулирование призвано препятствовать, не допускать недобросовестную конкуренцию  на рынке, к проявлениям которой  относят:

— опорочение конкурентов путем распространения ложных сведений о них;

распространение заведомо искаженной информации о потребительских  свойствах и качестве товаров;

незаконное использование  прав на интеллектуальную собственность, торговые марки, фирменные знаки;

разглашение сведений, информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия владельцев информации.

Государственные органы, отвечающие за антимонопольную деятельность, обладают значительным арсеналом средств  борьбы с монополистами и монополизмом, но далеко не всегда эффективно используют свое оружие. В числе основных инструментов, способов государственного противомонопольного воздействия выделим следующие:

обязательные для  исполнения, директивные предписания  хозяйствующим субъектам о соблюдении антимонопольного законодательства и  устранении последствий его нарушения;

принудительное разделение монопольных структур, выделение  из их состава самостоятельных, независимых  организаций, подразделений;

расторжение или  изменение договоров, соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству:

наложение штрафов, принятие санкций, мер административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных антимонопольными законодательными и другими нормативными актами;

принудительный роспуск  организаций-монополистов.

Несмотря на наличие столь обширных видов государственного антимонопольного воздействия, их практическая реализация затруднена ярым противодействием со стороны монополистов. Антимонопольная деятельность государства должна носить непрерывный характер, так как монополистические структуры находят новые пути и способы возрождения подавленных монополистических проявлений.

3. Государственное  регулирование естественных монополий

При всей нежелательности  и даже вредности монополий в  экономике, функционирующей на рыночных началах, они в определенной мере неизбежны, а в какой-то степени  даже естественны, имманентно присущи  экономике. Сферы экономической  деятельности, по объективным причинам исключенные из зоны действия рыночной конкуренции, именуются естественными  монополиями. Наличие естественных монополий оправдывается либо практической невозможностью создания конкурентного  рынка данного товара (в условиях, например, когда монополист обладает авторским правом и не желает передавать его другим лицам), либо экономической  нецелесообразностью создания конкурирующих  производств (например, в виде прокладки  параллельных магистральных газопроводов).

В ряде случаев естественные монополии возникают, когда организация, компания овладевает способами производства данного вида товаров и услуг  с минимальными издержками производства и обращения, что позволяет ей в течение определенного времени  быть естественным монополистом благодаря  возможности поддерживать самые  низкие цены на рынке. Такая же ситуация складывается при выходе компании на высший, недоступный другим уровень  качества.

К объектам естественной монополии относят, например, добычу многих видов полезных ископаемых, отдельные виды транспорта и транспортных коммуникаций, существующих в единственном варианте, производство и продажу  наиболее опасных видов вооружений, ядовитых веществ, уникальные каналы и  средства связи.

В соответствии с  Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» к категории естественных монополий отнесены:

— транспортировка  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

Хотя крупные естественные монополисты находятся на виду у  государства и общества, это не мешает им в условиях свободного рыночного  ценообразования поднимать цены на производимые товары и предоставляемые  услуги. Подобная ценовая политика естественных монополистов особенно опасна тем, что распространяет свое действие на обширное количество потребителей, включая население. Взвинчивая цены на сырье, энергию, естественные монополисты  порождают волну ценового роста, охватывающую материалы, полуфабрикаты, конечную продукцию, услуги, издержки производства которых во многом зависят от стоимости сырья и энергии.

Отсюда следует  обязательность государственного регулирования  естественных монополий. К числу  самых распространенных в современной  российской экономике способов государственного регулирования деятельности естественных монополий относятся:

установление государственными антимонопольными органами цен и  тарифов на товары и услуги естественных монополий или ценовых ограничений  в виде верхних предельных уровней  цен;

обязательное обслуживание ограниченного контингента потребителей при установленном минимальном  уровне их обеспечения в случае невозможности  полного удовлетворения запросов потребителя  на товары и услуги естественных монополий;

дифференциация цен  и тарифов на товары и услуги естественных монополий в зависимости от категории, общественного положения потребителей, предоставление ценовых льгот определенным категориям за счет средств государственного бюджета или путем перекрестного  финансирования, когда «богатые»  платят за «бедных».

В тех областях производственно-экономической  деятельности, где монополия неизбежна, государство прибегает не только к надзору и регулированию, но и к непосредственному управлению естественными монополиями, сохраняя их иногда в государственной собственности, приобретая контрольные пакеты акций, компаний-монополистов.

Особую часть естественных или, точнее, близких к естественным монополий образуют государственные  монополии, функционирующие в области  формирования экономической политики, регулирования денежного обращения, обеспечения национальной (экономической, военной, социальной) безопасности, производства товаров и услуг специального назначения. В качестве характерных примеров государственных монополий укажем на денежную эмиссию, регулирование валютного курса, экспорт и импорт товаров, строго контролируемых государством, производство и продажу алкогольной продукции, наркотических средств, отдельных видов оружия.

Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики