Теории объясняющие происхождение государства и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:06, доклад

Описание

Прошло несколько тысячелетий как люди стали жить в условиях государственно-правовой действительности. Они стали гражданами того либо иного государства, подчиняясь государственному устрою. Разумеется, что ещё с давних времён людей интересовали различные вопросы, в том числе, пути и причины возникновения государств. Этому вопросу характерны самые многочисленные и разнообразные теории, которые объясняются различными историко-социальными условиями, в которых жили их авторы, обладая своеобразным плюрализмом мнений.

Работа состоит из  1 файл

Doc1.docx

— 30.63 Кб (Скачать документ)

 

Кафедра управления и права

 

 

 

 

Реферат

 

Теории, объясняющие происхождение государства  и их содержание

 

 

 

 

 

                                                                         

Проверил: ст. преподаватель

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Сущность теорий возникновения государства

 
Нематериалистические  теории происхождения государства

 
Прошло несколько тысячелетий  как люди стали жить в условиях государственно-правовой действительности. Они стали гражданами того либо иного государства, подчиняясь государственному устрою. Разумеется, что ещё с давних времён людей интересовали различные вопросы, в том числе, пути и причины возникновения государств. Этому вопросу характерны самые многочисленные и разнообразные теории, которые объясняются различными историко-социальными условиями, в которых жили их авторы, обладая своеобразным плюрализмом мнений.

Перед тем как рассмотреть  основные теории происхождения государства, необходимо их разделить на две основные группы: нематериалистические теории и материалистические. Вторые будут  рассмотрены несколько позже. Первые различают государство и общество и выделяют происхождение государства  как специфическую проблему. Итак, поподробнее о некоторых из них.

Патриархальная  теория. Данную теорию основали Платон и Аристотель, а развил её Фильмер. Основатели этой теории были ориентированы на Древнюю Грецию, где они и проживали. Здесь процесс создания государства происходил несколько иначе. В связи с особенностями территориально-географического положения местное население брало от моря продукты тем образом, что оно давало возможность вступать в сношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно сделать это правильно. Естественно, занимались этим старейшины, затем вожди, которые по мере увеличения населения становились царями. Именно поэтому в этом регионе земли процесс создания государства пошёл как бы по патриархальному пути, т.е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился патриархом всего народа.

Одним словом, согласно данной теории, государство - это продукт  разросшейся семьи. Собственно, государственная  власть есть постепенное преобразование власти патриарха, переходящая во власть государя (монарха).

Оценивать эту теорию надо спокойно. Во-первых, в ней правильно  обращено внимание на то, что такие  понятия как „семья и „государство, взаимосвязаны и, что связь между ними существует посей день. Во-вторых, теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей, проживавших в городах. Есть и пробелы в самой этой теории, например, если государство - единая семья, то почему же люди постоянно воюют между собой? Конечно же, есть и сомнения в истинности этой теории.

Теологическая теория. Это одна из первых возникших теорий происхождения государства. Она получила широкую известность как божественная теория. Одним из основных её представителей являлся Ф. Аквинский. Смысл данной теории:

государство - это результат  „божественного промысла;

оно вечно как и сам Бог;

государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовать волю Божью на земле;

людям следует повиноваться воле государя.

Сторонники считают, что  правитель в государстве занимает такое положение, как Бог во Вселенной. Без воли властитель государство  распадётся. Поскольку царская власть есть подобие миродержавной власти Бога, то сама личность монарха как  человека приобретает особое значение: истинный царь подчиняется законам  Божиим. Царь, отвечая перед Богом  за вверенное его попечению царство, несёт три обязанности: наказывать творящих зло врагов Божиих, распространять учение Божие в самом царстве, создавать условия для благочестивой  жизни людей.

Оценивая данную теорию, созданную в VI- XIII вв., следует отметить, что она была обусловлена религиозным  сознанием людей, которое доминировало в то время. Не случайно теорией отражается тот факт, что государство появляется одновременно с монорелигией. Кроме того, эта теория отражала объективные реалии того времени, в частности, что первые государства были теократическими позднее данная теория послужила средством оправдания неограниченной власти монарха. Однако, она не научна так как нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как, впрочем, нельзя её и опровергнуть. В это можно только верить.

Психологическая теория. Представители теории: Г. Тард и Л. Петражицкий.

Суть теории состоит в  утверждении психологической потребности  человека жить в качестве организационного сообщества, с чувством необходимости  коллективного взаимодействия. Сторонники этой теории определяют государство  и общество как сумму психологических  взаимодействий индивидов. Также ими  было отмечено, что государство и  общество есть следствие психологических  закономерностей развития человека и общества в целом. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную  роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в  образовании государства и права. Подобного мнения и Трубецкой, ссылаясь на Спенсера, и указывает, что „между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, что между людьми - частями социального организма - связь психическая.

Таким образом, солидарность - основная часть человека. Следует  отметить, что не все люди равны  по своим психологическим качествам. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Таким людям  свойственна потребность подражать. Другие люди, напротив, отличаются желанием подчинять своей воле других. Такие  индивиды, как правило, становятся лидерами в обществе, а далее и представителями  публичной власти либо служащими  государственного аппарата.

Возникновение данной теории происхождения государства в  определённой степени было большим  прорывом в юридической науке. Что и стало возможным лишь к концу XIX в., когда психология стала формироваться как отдельная отрасль знаний в качестве самостоятельной. В тот период значительно возрос интерес обществоведов к проблемам психологической науки, когда в ней возобладали новые экспериментальные методы исследований и начали образовываться новые школы, которые расходились в трактовке психики. Такие идеи, воспринятые юристами и социологами, положили начало для формирования новых направлений в юриспруденции.

Было верно замечено, что  психика человека значительно отличается от психики животных. Для индивида характерна куда более развитая психика, в которой присутствует чувство  солидарности, чувство коллективизма  больше, чем у представителей какого-либо класса животных.

Также заслуга сторонников  данной теории заключается в том, что они указали на то, что в  процессе образования государства  большую роль играют такие факторы  как психологические. Что позволило  сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, который безраздельно овладел умами многих и многих.

Также верным было то, что  различные интересы людей(экономические, политические, и пр.) реализуются только через психику.

Очевидно, сколько достоинств имеет данная теория. Конечно, ей присущи  и недостатки.

Во-первых, затрагивая психологические  качества, сторонники этой теории подчёркивают, что стремление к солидарности людям  присуще чуть не с рождения. В  действительности происходит другое: люди с момента начала своего существования  на Земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Во-вторых, сторонники психологической  тории, указывая на роль психологических  качеств в процессе образования государства, с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развёрнутую картину о роли психики в образовании государства.

И напоследок, следует отметить, что психические качества индивида сами формируются под влиянием множеств факторов.

Договорная  теория. Её многочисленными авторами являются: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах и др.

Суть теории заключается  в следующем. Основой теории является положение о том, что естественное состояние людей предшествует государству.

По мнению Т. Гоббса, людям  присуще соперничество, недоверие, любовь к славе. Данные пристрастия  делают людей врагами: „человек человеку - волк. В связи с чем, в естественном состоянии, где отсутствует власть, держащей людей в страхе, они находятся в „состоянии войны всех против всех.

Спиноза объясняет необходимость  государства естественной причиной - противоречия между разумом и  страстями людей. „Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, поскольку  думает тем самым упрочить своё благосостояние. Осуждая эти страсти, автор считает, что человек свободен только тогда, когда пользуется разумом.

Дж. Локк имел свою точку  зрения. По его мнению, в естественном состоянии все люди равны и  свободны, имея собственность. Законы природы предписывают людям мир  и порядок. Для тех, кто этот порядок  нарушает и необходимо создавать  институты государственного принуждения.

У Ж.Ж. Руссо совсем иной взгляд. По его описанию, люди сначала жили как звери и ничего общественного  у них не наблюдалось. Они были равны между собой. Но со временем, по мере совершенствования навыков  и знаний человека, складывались общественные связи.

Таким образом, учитывая мнение всех мыслителей, люди были вынуждены  заключить договор всех ради соблюдения прав и общей пользы. Люди пожертвовали частью своих прав, отдав их государству, ради стабильности. То есть, государство, согласно этой теории, есть порождение разумной воли народа, человеческим изобретением.

Оценивая теорию, справедливо  будет замечено, что она носит  демократический характер, т.к. человек ценен сам по себе, с рождения имея права и свободы. И ещё одно из многих достоинств: такая теория опиралась на общественную практику, которая, не нося всеобъемлющий характер, давала мыслителям пищу для ума.

Недостатки присущи всем теориям и договорная теория не исключение. Выделим очевидный минус: для  того, чтобы сознательно создать  государство, да и ещё договорным путём, нужно иметь об этом хоть какое-то представление. Ведь опыта государственно-правовой жизни не было на тот момент.

Диффузионная  теория. Выдвинул её Гребер, как результат осмысления процессов образования государства (XIX-XX вв.).

Согласно автору теории, государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов к другим или  как результат распространения  опыта государственно-правовой жизни  на те места земного шара, где он ещё не использовался. Процесс смешивания народов носит объективный характер. Распространение опыта управления людей с помощью государства- результат одной из сторон конвергенции, т.е. сближения народов и их взаимообогащения.

Выделим достоинства и  недостатки данной теории:

Во-первых, государственность - это труднопроходимая часть человеческого  пути, где с большой вероятностью характерны ошибки. Очевидно, что народы, которые вступили на путь развития государственности, могут поделиться своим опытом, помогая, таким образом, другим странам, идущим сзади, преодолевать этот путь.

Во-вторых, сторонники диффузионной теории, объясняя процесс образования  государства, относятся с уважением  к народам, позже вступивших на путь государственности. Они смотрят при этом в ядро и понимают, что от народов, которые движутся с малыми скоростями, мало что зависит.

С другой стороны, если же согласиться  с теорией, то будет не понятным, как появилось государство впервые. Перенять опыт государственного управления было неоткуда и не у кого. Также  нельзя не отметить, что теория всё  же не раскрывает глубинных причин появления государства.

Таким образом, эта теория опирается на многочисленные исторические факты, являясь научной, так как  эти факты проверялись многократно  на практике. При всей её привлекательности  она не может претендовать на роль универсальной и всеобъемлющей.

 

Материалистические  теории происхождения государства

 
Другое направление теоретического обоснования происхождения государства  и права связано с материалистическими  представлениями о развитии природы  и общества. Материализм в объяснениях  мироздания исходит из первичности  материи (реальности вне сознания и  независимой от мышления) и вторичности  идеи. Материализм веками был понимаем и принимаем только в воззрениях на природу (вселенную, объективную реальность, физическое бытие человека и окружающую его геосреду).

Итак, рассмотрим некоторые  теории происхождения государства, связанные с материалистическим пониманием истории:

Инцестная (половая) теория. Основателем этой теории является французский этнограф и социолог Леви-Стросс (XIX в.). Он выдвинул и обосновал идею о том, что особенности производства, а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшим в дальнейшем к образованию государства.

Итак, осознание людьми того, что запрет не инцест будет способствовать развитию человеческого рода, привело  к появлению государства.

Для поддержания запрета  инцеста требовалось наличие  особой группы людей, которые занимались бы, во-первых, контролем за соблюдением этого запрета, а во-вторых, применением принуждения за его неисполнение. Изначально родовые органы управления поддерживали запрещение инцеста как посредством насильственного пресечения, так и путём обмена женщинами. В дальнейшем эта же группа людей специализировалась на поддержании запрета инцеста и стала выполнять другие общественные функции. Именно таким образом постепенно стало происходить образование государственности.

Информация о работе Теории объясняющие происхождение государства и их содержание