Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 03:23, курсовая работа

Описание

Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его.

Содержание

Введение
Глава 1. Закономерности развития государства
Глава 2. Причины и пути формирования государства
§ 1. Восточный путь возникновения государства
§ 2. Западный путь возникновения государства
§ 3. Синтезный путь возникновения государства
Глава 3. Теории происхождения государства
§ 1. Теократическая (теологическая) теория
§ 2. Патриархальная теория
§ 3. Договорная (естественно-правовая) теория
§ 4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория
§ 5. Теория насилия
§ 6. Психологическая теория
§ 7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения)
§ 8. Органическая теория
§ 9. Ирригационная теория (теория гидравлического происхождения государства)
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

происхождение государства.doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 

Глава 1. Закономерности развития государства 

Глава 2. Причины  и пути формирования государства 

§ 1. Восточный  путь возникновения государства 

§ 2. Западный путь возникновения государства 

§ 3. Синтезный  путь возникновения государства 

Глава 3. Теории происхождения государства 

§ 1. Теократическая (теологическая) теория 

§ 2. Патриархальная теория 

§ 3. Договорная (естественно-правовая) теория 

§ 4. Марксистская (классовая, материалистическая) теория 

§ 5. Теория насилия 

§ 6. Психологическая теория 

§ 7. Расовая теория (теория инцеста – кровосмешения) 

§ 8. Органическая теория 

§ 9. Ирригационная  теория (теория гидравлического происхождения  государства) 

Заключение 

Библиографический список 
 

Введение 

Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и поставить его под контроль, человек понял, что не может существовать без него и вне его. Почему так происходит? Для этого в данной курсовой работе мы изучим и проанализируем причины и закономерности, которые способствовали формированию государства. Рассмотрим три возможных пути формирования государства: восточный, западный и синтезный. 

В целом целью  и предметом данной курсовой работы является общая характеристика основных теорий происхождения государства и изучение основ происхождения государства и права. Каждую теорию мы рассмотрим подробно с изучением ее основных концепций, представителей и проблем. 

Происхождение государства и права – это  проблема из категории «вечных». На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий, статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом. 

По моему мнению, вопрос о происхождении государства и права в настоящее время является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, возникнув на определенном этапе развития общества, в обозримом будущем государство будет неизменным его спутником. Наука может открыть новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства. Многообразие взглядов на происхождение государства и права обусловлено тем, что само государство – чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Право как юридическое явление неразрывно связано с государством, и, соответственно, те причины, которые лежат в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права. В отечественном правоведении к анализу тех или иных аспектов происхождения государства и права обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров и др. Характерно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов. 

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: определить основные причины и закономерности возникновения  государства и права; подробно рассмотреть основные теории происхождения государства и права. 

Государство занимало, занимает и будет занимать одно из важнейших мест в развитии человечества. Происхождение государства –  это закономерный процесс возникновения  властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества[1]. 
 

Глава 1. Закономерности развития государства 

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство  и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией. 

Постепенно первобытные  коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает. 

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации  общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, начинает развиваться разделение социальных функций[2]. 

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V–VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти. 

Все большее  удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось  также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе – к эксплуатации человека человеком. 

Переход от первобытно-общинного строя к государственно- организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности. 

Государство возникает  как закономерный, объективно обусловленный  результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки. 

Параллельно с  указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные  формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю  – государственной или частной. 

Государство может  возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе – позднее, в эпоху железа. 

Пути возникновения  государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что  в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых  находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство. 

Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества[3]. 
 

Глава 2. Причины  и пути формирования государства 

Государство –  это политическая структура особого  рода, возникшая на определенно этапе  общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Вопрос о происхождении государства естественно является спорным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях (их подробнее мы рассмотрим в третьей главе). Это и теологическая теория (причина – божественная сила), и договорная (сила разума и сознания), и психологические причины, органическая теория со своими биологическими факторами, теория насилия и т.п. 

Подобное многообразие мнений обусловлено следующими факторами: 

- на процесс  происхождения государственности  действительно влияли многие  факторы: социально-экономические,  военно-политические, природно-климатические,  религиозные и пр.; 

- мыслители,  предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человечеством знаний; 

- объясняя процесс  возникновения государства, ученые  чаще всего брали для иллюстрации  своих идей известные им регионы  Земли; 

- также часто  мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и увлекаясь не замечали влияния на развитие других факторов; 

- часто на  взгляды авторов теорий сильное  влияние оказывали их философские  и идеологические пристрастия. 

В каждой из теорий происхождения государства есть свои плюсы и минусы, негативные и позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части[4]. 

Процесс формирования государства у конкретного этноса, народа уникален, условно можно выделить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Это позволяет говорить о трех путях развития государства: 

·  восточном; 

·  западном; 

·  синтезном. 

Различия между  ними состоят в том, каким имен образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе публичной политической власти, монопольно правящей группы. 

Конкретно-исторические формы государства, его функции  зависели от характера воспроизводства общественной жизни, то есть создания условий жизнедеятельности человека и воспроизводства самого человека при переходе от присваивающей экономики к производящей. 

§ 1. Восточный  путь возникновения государства 

государство западный синтезный теория 

На Востоке  наибольшее распространение получила такая форма как азиатский  способ воспроизводства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и пр.). Подобный путь формирования государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ, а именно строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п. То есть государства Древнего Восток возникали в силу необходимости организации населения для осуществления трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам. Для рытья каналов, строительства дамб и т.п. усилий отдельной семьи было недостаточно. Неразвитость орудийной деятельности, низкая производительность труда компенсировались кооперацией живого труда, объединением усилий многих общин, необходимых для возделывания земли, посева и сбора урожая. Необходимость объединения и вызвала выделение функций централизованного управления в лице государства и его органов. Разветвленный аппарат управления возникал из родоплеменной знати, которая постепенно закрепила за собой функции управления и распределения произведенного продукта. Это и позволили знати держать в своих руках большую часть произведенного продукта, накапливать в своих руках богатство. 

Информация о работе Теории происхождения государства