Технология формирования ответственности муниципальных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 15:37, реферат

Описание

Целью данной работы является всестороннее исследование вопросов технологии формирования ответственности муниципальных служащих в Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1. Определение сущности муниципальной службы……………………5
2. Технология формирования юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления…………….……….11
3. Ответственность муниципальных служащих ………………….…...18
4. Виды ответственности должностных лиц местного самоуправления ………………………………………………..………..22
Заключение ……………………………………………………………………..37
Список используемых источников ……………………………………….....29

Работа состоит из  1 файл

Муниципальные служащие реферат.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)
n="justify">     4) дисциплинарная (имеет место в  отношениях служебной подчиненности  – только на государственной  службе или в связи с трудовыми  отношениями в государственных организациях, учреждениях);

     5) материальная – в случае причинения  работником при выполнении трудовых  обязанностей материального вреда  работодателю; вред возмещается  в пределах, определяемым трудовым законодательством.

     Все эти виды ответственности в той или иной степени могут иметь место в сфере местного самоуправления.

     В ст. 48 Закона об общих принципах организации  местного самоуправления выделена также  ответственность перед местным  населением – специфический вид  конституционной ответственности.

     Таким образом, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивает интересы населения, граждан и общества в целом, так как закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает круг субъектов, перед которыми органы и должностные лица несут ответственность. В современном российском праве ответственность понимается в двух смыслах. Прежде всего, это традиционное понимание ответственности как обязанности претерпеть определенные негативные последствия за совершенные противоправные деяния. Такую ответственность как выяснилось, называют негативной. Однако, по мнению многих юристов, понимание ответственности не исчерпывается лишь ее негативным аспектом. Существуют также позитивная ответственность (активная или перспективная), то есть когда личность осознает в своем поведении выполнение долга. Неотвратимость ответственности вытекает из принципа всеобщей обязанности закона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Ответственность муниципальных служащих 

      В Федеральном законе "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о муниципальной службе говорится  в шести статьях. В статье 1 муниципальная  служба определяется как профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. В п. 4 ст. 3 закрепляется право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе. Статья 21 называется "Муниципальная служба".

      В ней закрепляется положение о том, что муниципальными служащими являются лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, и что время работы на муниципальной службе засчитывается в стаж, необходимый для предоставления льгот и гарантий. В п. 17 ст. 4 в качестве одного из полномочий федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления называется регулирование основ муниципальной службы, к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации в п. 14 ст. 5 относится принятие законодательства о муниципальной службе.1

      Положения о дисциплинарной ответственности  муниципального служащего претерпели некоторые изменения по сравнению  с тем, как они были закреплены в Законе об основах муниципальной  службы. В соответствии со ст.27  Федеральный закон  от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"2 за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания замечание, выговор или увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

      Уместно заметить, что часть 1 ст. 57 Закона о  государственной гражданской службе3 наряду с этим предусматривает такие виды дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к государственному гражданскому служащему, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

      Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения  вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением  денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.4

      Таким образом, на муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность. Специальная ответственность для отдельных категорий работников подразумевает установление дополнительных видов дисциплинарных взысканий уставами и положениями о дисциплине. Уставы и положения о дисциплине для отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами (ТК РФ, ст. 189). Так, например, для государственных гражданских служащих ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" установлен такой вид дисциплинарного взыскания как предупреждение о неполном должностном соответствии.5

        На муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность, перечень взысканий, предусмотренных комментируемой статьей, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Законодательством субъектов РФ не может быть расширен или изменен указанный перечень дисциплинарных взысканий. В этой связи субъекты РФ, законодательство которых содержит иные виды дисциплинарных взысканий для муниципальных служащих, должны привести свои нормативные правовые акты в соответствие с комментируемым Законом. Так, например, законом Орловской области "О муниципальной службе" установлены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение со службы, что противоречит нормам настоящего федерального закона.

        Следует отметить, что, по общему правилу представитель нанимателя (работодатель) вправе, но не обязан привлекать муниципального служащего к дисциплинарной ответственности, все зависит от степени тяжести совершенного дисциплинарного проступка. Комментируемая статья не содержит четких указаний по поводу применения тех или иных дисциплинарных взысканий в зависимости от тяжести совершенного проступка. В этой связи важное значение имеют общие принципы наложения дисциплинарного взыскания установленные ст. 192 Трудового кодекса РФ.6 Определяющим является принцип соразмерности - строгость наложения дисциплинарного взыскания должна соответствовать тяжести совершенного дисциплинарного проступка. Поэтому представитель нанимателя (работодатель) может ограничиться устным замечанием, а может наложить такое дисциплинарное взыскание как выговор.

      При применении меры взыскания администрацией при общей дисциплинарной ответственности  должны учитываться степень тяжести  проступка, вред, причиненный им, обстоятельства, при которых он совершен, и общая характеристика лица, совершившего дисциплинарный проступок.

      До  применения дисциплинарного взыскания  от работника должно быть затребовано  письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно  за обнаружением проступка, но не позднее  одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово - хозяйственной деятельности - не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. 7

      К материальной ответственности государственные  и муниципальные служащие привлекаются в соответствии с трудовым законодательством. Тем не менее, государственная служба, муниципальная служба и трудовые правоотношения - это разные сферы правового регулирования. Правильное определение вида правоотношений должно определять выбор надлежащих норм права.8

      Разнобой  в определении оснований возмещения вреда и выбора надлежащих норм права  закономерно приводит к несправедливому определению субъекта гражданско-правовой ответственности и размера взыскания.

      Создать полностью безопасные условия для  некоторых видов государственной  службы практически невозможно, а  следовательно, нельзя объективно определить вину государства, его органов и должностных лиц при причинении сотруднику ущерба при исполнении обязанностей таких видов службы. Поэтому, а также во избежание двойных взысканий с одного субъекта (государственного органа, утверждения или муниципального органа) по одному юридическому факту следовало бы отказаться от правил возмещения вреда, установленных для трудовых правоотношений, и руководствоваться нормами права о государственной службе (ст. 29 Закона РФ "О милиции" и т.д.).9

      В зависимости от характера правонарушения и тяжести содеянного служащие органов местного самоуправления могут быть привлечены к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. К должностным лицам это относится в большей мере. 10

     Основанием  ответственности должностных лиц местного самоуправления является принятие нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

      Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод. Правовое регулирование ответственности муниципальных служащих - чрезвычайно разнообразно и объемно. Как в теории, так и в практике мало исследуемо и применимо. В то же время - вопрос, несомненно, важный и подлежащий унифицированию и исследованию.

4. Виды ответственности  должностных лиц  местного самоуправления 

      Как уже было сказано ранее, действующее  законодательство устанавливает различные  виды ответственности органов местного самоуправления. Таковыми являются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. 11

      Далее рассмотрим по порядку.

        Уголовная ответственность носит  личный характер, поэтому к ней  не могут привлекаться органы  местного самоуправления. Основанием  уголовной ответственности должностного лица местного самоуправления является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

        Должностные лица местного самоуправления  могут привлекаться к уголовной  ответственности за различные преступления. При этом в Уголовном кодексе Российской Федерации (в основном в его главе 30), как правило, за соответствующие преступления предусматривается более суровое наказание для главы муниципального образования, нежели для иного должностного лица местного самоуправления. Приведем несколько примеров.12

        Так, согласно ст. 285 Уголовного  кодекса13 Российской Федерации использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

      В статье 290 Уголовного кодекса установлено, что получение должностным лицом  лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного  имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.14

        Получение должностным лицом  взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением  свободы на срок от трех  до семи лет с лишением права  занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Информация о работе Технология формирования ответственности муниципальных служащих