Статус европейского совета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:46, доклад

Описание

В состав Европейского Совета входят главы государств и (или) правительств государств - членов ЕС, возглавляющих исполнительную ветвь власти, а также председатель Европейской Комиссии. Каждого члена Европейского совета в период проведения сессии сопровождает глава ведомства иностранных дел, а Председателя комиссии - член комиссии, ведающий вопросами внешних связей.

Работа состоит из  1 файл

Статус европейского совета.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)
 

Страна

Число голосов

 

Германия, Франция, Италия, Великобритания

29

 

Испания, Польша

27

 

Румыния

14

 

Нидерланды

13

 

Греция, Португалия, Бельгия, Венгрия, Чехия

12

 

Швеция, Болгария, Австрия

10

 

Словакия, Дания, Финляндия, Ирландия, Литва

7

 

Латвия, Словения, Эстония, Кипр, Люксембург

4

 

Мальта

3

 

Всего

345

 
     

Решение квалифицированным  большинством голосов считается  принятым, если поддержку оказало  большинство (в некоторых случаях  две третьих большинства) стран-участниц, и если есть минимум 258 голоса «за». Тем не менее, каждая страна-участница может просить подтверждения числа проголосовавших «за» принятие решения, что должно составлять не менее 62% от общего числа жителей ЕС. Если окажется, что такого количества нет, решение считается не принятым.

Место Совета ЕС в системе институтов Европейского союза. 
 
Европейский Союз - интеграционная организация, главной целью которой служит построение “как можно более тесного союза европейских народов” (ст. 1 Договора о Европейском Союзе). 
 
Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) и др. 
 
С точки зрения внутреннего устройства Европейский Союз - это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из трех компонентов (“опор”): Европейские сообщества, ОВПБ и СПСО. Функционирование каждой “опоры” подчиняется разным по характеру и содержанию источникам права Европейского Союза. 
 
Три “опоры” Союза объединяет друг с другом, прежде всего, наличие единых целей и принципов, закрепленных непосредственно в Договоре о Европейском Союзе; единый состав государств-членов. Важным условием целостности Европейского Союза выступает также наличие у этой организации единой системы руководящих органов - институтов Европейского Союза. 
 
Термином “институты” в праве Европейского Союза обозначаются руководящие органы данной организации, на которые возложено осуществление ее основных задач. Институты Европейского Союза одновременно выступают в качестве институтов каждого из Европейских сообществ: Европейского сообщества, Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии. Понятия “институт Европейского Союза” и “институт Европейских сообществ”, таким образом, являются синонимами 
 
Основным источником, в котором закрепляется правовое положение институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Часть пятая “Институты Сообщества” и Статут Суда, изложенный в отдельном протоколе). 
 
Полномочия и порядок деятельности институтов в рамках остальных Сообществ (ЕОУС, Евратом) и других компонентов (“опор”) Союза (Общая внешняя политика и политика безопасности; Сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере) установлены договорами об учреждении ЕОУС и Евратома, и Договором о Европейском Союзе. Каждый институт Союза имеет собственные правила процедуры (внутренний регламент). 
 
Согласно ст. 7 Договора об учреждении Европейского Сообщества: 
 
“Осуществление задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают: 
 
- Европейский парламент; 
 
- Совет; 
 
- Комиссия; 
 
- Суд; 
 
- Счетная палата”.  
 
Указанные 5 институтов, как уже отмечалось, одновременно выступают в качестве институтов ЕОУС и Евратома, а также институтов Европейского Союза в целом. 
 
Рассмотрим более подробно место Совета Европейского Союза в системе органов власти ЕС. Совет Европейского Союза осуществляет прежде всего законодательные полномочия: рассматривает и принимает нормативные акты Сообщества (регламенты и директивы). До 1993 г. Совет был единственным законодательным органом Сообщества, в настоящее время многие нормативные акты и другие решения принимаются им совместно с Европейским парламентом. В ст. 207 Договора о ЕС прямо отражена характеристика Совета как законодателя. 
 
Совет также располагает полномочиями в сфере исполнительной  и судебной власти. В частности, в соответствии с ч.3 ст.202 Договора Совет наделяет Комиссию по актом, принятым, Советом, компетенцией исполнительной нормы, которые выработаны Советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих полномочий. Он может также сохранять за собой право, в определенных случаях, непосредственно осуществлять эти полномочия. В мире существуют примеры делегированного законодательства, но отличительной особенностью реализации данного права в Европейском Союзе заключается в том, что Совет сохраняет за собой право исполнять принятые им решения. Таким образом, в Договоре сохраняется возможность осуществления законодательным органом исполнительных полномочий. Это является особенностью реализации принципа разделения властей в Европейском Союзе.  
 
Также в некоторых случаях решение индивидуального характера в отношении отдельных государств-членов, подготовленное Комиссией, подлежат утверждению Советом. Так в рамках создаваемого экономического и финансового союза Совет на основании заключения Комиссии устанавливает наличие в государстве-члене “чрезвычайного бюджетного дефицита”, а в случае невыполнения предписанных мер по исправлению ситуации, на основании представления Комиссии, принимается решение о применении санкций против государства-нарушителя (ст. 104 Договора). 
 
Таким образом, Совет - орган законодательной власти, наделен судебными полномочиями (например, наложение штрафа ст. 104 Договора) 
 
Совет Европейского Союза (Совет Министров ЕС) не следует путать с Советом Европы, который является международной организацией, а также с Европейским Советом. Последний - это встречи глав государств или правительств стран-членов ЕС и президента Европейской Комиссии, которые происходят дважды в год (как правило, в июне и декабре) в столице и под председательством главы государства, возглавляющего в данный момент в Совете Европейского Союза. Такие встречи знаменуют, фактически, передачу председательства от страны к стране и служат подтверждением единства Европы. Обсуждаемые на Европейских Советах вопросы носят глобальный, стратегический характер и определяют в какой-то мере дальнейшие приоритетные направления развития ЕС. 
2. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза. 
Совет Европейского Союза по своему составу является “межправительственным” институтом: в качестве его членов выступают должностные лица исполнительной власти государств-членов, чаще всего в ранге министров. Согласно ст. 203 Договора о ЕС «в совет входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства этого государства-члена», таким образом в настоящее время в Совет входит 15 членов. Комплектование законодательного органа из представителей исполнительной ветви власти нехарактерно для большинства демократических стран, хотя и встречается в некоторых из них: Бундесрат ФРГ, Национальный совет провинций ЮАР, частично Совет Федерации Федерального Собрания России. 
 
 Учредительные договоры не определяют какие именно министры должны входить в состав Совета, и первоначально традиционно участниками заседаний Совета от каждого государства были министры иностранных дел. Но такой подход оказался малоэффективен, т.к. Совет – прежде всего законодательный орган, и следовательно отраслевые акты лучше утверждать на уровне соответствующих министров. 
 
В результате этого уже в первые 2 года Совет разделился на два вида:  
 
§        Совет по общим вопросам, заседающий в составе министров иностранных дел (а в  некоторых странах существует специальная должность – «министр по европейским делам») – принимает решения внешнеполитичексого характера, «общие вопросы», затрагивающие Европейский Союз вцелом. «Общий Совет» также координирует работу и распределяет компетенцию между различными «формациями» отраслевого Совета («Специальный Совет»). 
 
§        Отраслевой Совет заседает в составе отраслевых министров государств-членов (промышленности, труда и социального развития, сельского хозяйства и т.д.) 
 
Перечень формаций Совета закреплен в его внутреннем регламенте, в специальном приложении. В настоящее время  их 9 (Совет по вопросам окружающей среды, Совет по вопросам правосудия и внутренних дел, Бюджетный совет, Совет по общим вопросам и внешним сношениям и др.) Так например, Совет по вопросам окружающей среды в составе компетентных министров государств-членов рассматривает и утверждает мероприятия в сфере экологической политики ЕС. 
 
В случаях особой важности, прямо предусмотренными учредительными договорами (например, констатация нарушения отдельными странами ЕС общих принципов конституционного строя), Совет собирается на уровне высших руководителей исполнительной власти государств-членов – Совет в составе глав государств или правительств[1]. 
 
Как и любой орган, Совет обладает своей внутренней структурой, которая представляет собой совокупность руководящего органа и вспомогательных органов (подразделений). 
 
Руководящим органом совета Европейского Союза является Председатель Совета. Так как Совет заседает в разных формациях – это не конкретное лицо, а государство – член Европейского Союза в целом. (согласно ст. 203 Договора о ЕС).  
 
Пост Председателя Совета не является выборным. В Совете действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев. Очередность определяет сам Совет (Решение от 01.01.1995 г. «Об установлении порядка осуществления председательства в Совете»).  
 
Порядок передачи поста Председателя Совета: 
 
01/01 - 30/06                           01/07 - 31/12        
 
2003   Греция                 Италия        
 
2004   Ирландия            Нидерланды         
 
2005   Люксембург        Великобритания   
 
2006   Австрия              Финляндия  
 
В декабре 2004 года утвержден новый порядок и сроки смены стран-председателей. Теперь государства разбиты на группы по три, а не по два как прежде, до расширения ЕС. В каждую такую группу входит одно крупное государство, одно малое и обязательно один из новичков. Деление на тройки предусмотрено проектом конституции Европы. В таблице ниже сохранена разбивка по годам председательства.  
 
01/01 - 30/06                     01/07 - 31/12        
 
2007      Германия             Португалия          
 
2008      Словения             Франция      
 
2009      Чехия                   Швеция       
 
2010      Испания              Бельгия 
 
На государстве –председателе лежит ответственность не только за работу Совета ЕС (составление программы деятельности на конкретное полугодие и предварительных повесток для сессий разных формаций), но и за европейский Союз в  целом (особенно в рамках второй и третьей опор). 
 
Соответственно полномочия Председателя Совета можно разделить на две группы:  
 
§  Внутриорганизационные – созыв заседаний Совета, руководство заседаниями, создание «семестровой программы» и т.п. 
 
§  Общеполитические – сосредоточены в основном в сфере общей внешней политики и политики безопасности и сотрудничества полиции и судебных органов, т.е. в рамках второй и третьей опор – обеспечение реализации в жизнь принятых решений (т.е. Совет выступает в качестве исполнительного органа всего Европейского Союза). 
 
Председатель Совета также выступает официальным представителем Европейского Союза в целом по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Председателю в его работе помогает секретариат и его глава - назначаемый Советом Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (с 1999 г. - Хавьер Солана (Javier Solana). Заместитель Генерального секретаря - Пьер де Бюсси (Pierre de Boissieu). Генеральный секретарь на нынешний момент возглавляет формируемые сейчас вооруженные силы Европы.  
 
Также согласно параграфу 2 ст. 20 Внутреннего регламента Совета «председателю помогает представитель государства-члена, которое будет председательствовать следующим. По просьбе Председателя и согласно его инструкциям последний при необходимости замещает его». 
 
В структуре Совета европейского Союза крайне важную роль играют его вспомогательные органы, что обусловлено непостоянным характером работы Совета - функционирует множество различных комитетов, состоящих из должностных лиц государств-членов ЕС. Наиболее важный среди них - Комитет постоянных представителей. Он включает руководителей постоянных представителей государств-членов при Европейском Союзе (или их заместителей). 
 
На заседаниях COREPER в предварительном порядке рассматриваются все законопроекты и другие вопросы, вносимые в повестку дня Совета. Если между членами COREPER проект нормативного акта (иного решения) полностью согласован, то Совет принимает его без обсуждения и голосования; если нет – вопрос обсуждается Советом в общем порядке. Существование COREPER, таким образом, также является важным механизмом повышения эффективности работы Совета. 
 
В рамках второй и третьей опор часть функций Coperer выполняют другие комитеты, являющиеся формально самостоятельными от него: Политический комитет в составе политических директоров от каждого государства-члена (действует в рамках ОВПБ) и Координационный комитет, который участвует в подготовке решений по вопросам третьей опоры (СПСО). Комитет постоянных представителей разгружает Совет от многих текущих дел и компенсирует такой недостаток Совета, как невозможность постоянной работы. 
 
Для ускорения законодательного процесса, а также для увеличения профессионализма в принятии решений Совет учреждает на постоянной или временной основе комитеты специальной компетенции, а также рабочие группы. Членами данных органов являются уже не дипломаты, а эксперты в конкретной области общественных отношений. Они обсуждают в предварительном порядке законопроекты и стараются достичь соглашения на своем уровне[2]. Специальные комитеты и рабочие группы выполняют для Coperer фактически те же функции «фильтра», что и Coperer  для Совета. В настоящее время в рамках Совета функционирует примерно 250 специальных комитетов и рабочих групп. 
 
Немаловажным органом является и Генеральный секретариат – подразделение Совета, которое обеспечивает организационную и техническую стороны работы данного института, а также выполняет часть представительских функций. Особенностью является то, что сотрудники Генерального секретариата являются не представители государств, а должностные лица, состоящие на гражданской службе Европейских сообществ (более 2 тыс. чел.) 
 
Возглавляет данное подразделение Генеральный секретарь, о котором уже частично говорилось выше. Он же является Высоким представителем по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Текущее руководство лежит на заместителе генерального секретаря. Кроме того, Генеральный секретарь скрепляет второй подписью акты Совета, а также может назначаться депозитарием соглашений Европейских сообществ и Союза, заключенных с третьими странами и конвенции между государствами-членами Союза.

Порядок работы и полномочия Совета Европейского Союза. 
 
Совет созывается на заседания его Председателем и работает на непостоянной основе. Официальное место нахождения Совета - г. Брюссель. Три месяца в году (апрель, июль и октябрь) заседания Совета проходят в Люксембурге. 
 
Форма работы, таким образом – сессионная. Кроме собственной инициативы, согласно ст. 204 Договора о ЕС Председатель обязан созвать Совет также по требованию Европейской Комиссии или любого члена Совета. Сроки проведения сессий точно не установлены (примерно 100 сессий в год), но «за семь месяцев до начала выполнения своих функций Председатель (при необходимости, после консультации с предшествующим и будущим председателями) извещает о днях, которые намечены им для проведения сессий Совета» (ст. 1 Временного Регламента). Как правило, сессия проходит в течение одного дня (причина этого – большинство вопросов относятся к части А, т.е. не требуют обсуждения). Второй частью повестки заседания, определенной Председателем, является часть В – вопросы, по которым не было достигнуто необходимого согласия. 
 
Кворум на заседаниях Совета составляет большинство списочного состава, т.е. 13 из 25. Также ст. 206 Договора о ЕС предусмотрена возможность делегирования права голоса другому члену Совета. 
 
В исключительных случаях, если вопрос носит неотложный характер, применяется «письменная процедура» - голосование  без созыва на заседания. «В целях реализации общей внешней политики и политики безопасности Совет по инициативе Председателя может, кроме того, действовать посредством упрощенной письменной процедуры (Coreu). В этом случае предложение считается принятым, если до окончания периода времени, установленного Председателем с учетом неотложности вопроса, не последовало возражений со стороны кого-либо из членов Совета». 
 
Если согласия при обсуждении вопроса достичь не удается, важным становится вопрос о способе принятия решений в данном органе. Можно выделить три основные способа – единогласие, простое большинство голосов и квалифицированное большинство голосов. 
 
Первоначально решения по всем основным вопросам Совет должен был принимать единогласно. Такой порядок давал каждому государству-члену возможность налагать вето на проекты законодательных и других актов, вносимых на рассмотрение Совета. Пример – «Совет, по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом, утверждает единогласным решением нормы, регулирующие процесс гармонизации законодательства о налогах с оборота, акцизных сборах и других формах косвенного налогообложения…» (ст. 93 Договора о ЕС) 
 
Для принятия решения простым большинством в Совете необходимо, чтобы его поддержали свыше половины от общего числа членов, т.е. фактически абсолютное большинство от общего состава Совета. Согласно ст. 205 Договора о ЕС «Совет принимает решения большинством голосов его членов, если … Договор не предусматривает иного». 
 
Начиная с 1986 г. принцип единогласия постепенно вытесняется принципом квалифицированного большинства. Когда Совет принимает решения квалифицированным большинством (ст.ст. 26, 148 Договора о ЕС), его члены обладают неодинаковым числом голосов. Чем больше численность населения в государстве-члене, тем большее число голосов в Совете имеет его министр. Четыре крупнейших государства-члена (Великобритания, Германия, Италия, Франция) имеют в настоящее время по 10 голосов каждое. Наименьшее число голосов у представителя Люксембурга (2). 
 
Ранее для принятия решения в Совете квалифицированным большинством необходимо было  минимум 62 голоса “за” из общего числа 87 (примерно 71 проц.). 
 
В Европейском Совете при принятии решений квалифицированным большинством проводится взвешенное голосование. Государства разбиты на группы и подгруппы больших, средних и малых государств. Внутри группы государства приравнены друг к другу. Каждое из них имеет фиксированное количество голосов. В принципе оно отражает его демографический вес и экономическое влияние. Голоса распределены таким образом, чтобы разные варианты блокирования государств между собой могли предотвратить установление диктата какой-либо группы государств над процессом принятия решений. Своеобразная система противовесов предотвращает ущемление интересов как крупнейших, так и малых стран. С каждой волной расширения распределение голосов меняется. Но принципы, которыми руководствуется ЕС, остаются прежними. Основная цель - обеспечить максимально приемлемый баланс интересов. 
 
Проводимое Ниццcким договором и Декларацией № 20 о расширении Европейского Союза перераспределение обусловлено тем, что в ближайшие годы в ЕС вольются в основном малые и средние страны. Оно достаточно подвижно и может меняться в зависимости от темпов расширения. Так, на заседании Европейского Совета в декабре 2002 г. в Копенгагене уже были сделаны некоторые цифровые уточнения в связи с тем, что вступление Болгарии и Румынии в состав Союза отложено до 2007 г. Но в целом оно рисует следующую перспективу. 
 
Паритет между Великобританией, Германией, Италией и Францией сохраняется. Они получают по 29 голосов вместо нынешних 10. Чуть меньше у Испании - 27. К ней приравнивается Польша. У Нидерландов - 13. Далее следуют Греция, Чехия, Бельгия, Венгрия и Португалия - по 12; Швеция и Австрия получают по 8. Словакия, Дания, Финляндия, Ирландия и Литва - по 7. В группу малых стран с 4 голосами включаются Словения, Эстония, Кипр и Люксембург. Наименьшее число голосов (3) у Мальты. После вступления в ЕС Румынии и Болгарии, за которыми зарезервированы соответственно 14 и 8 голосов, их суммарное количество достигнет 345. 
 
Для принятия актов, вносимых в Европейский Совет на утверждение Европейской Комиссией, потребуется по меньшей мере 258 голосов ''за'', поданных большинством государств-участников. В других случаях для принятия актов в Совете будет нужно по меньшей мере 258 голосов ''за'', поданных, по крайней мере, двумя третями государств-членов. Дополнительная ''страховочная сетка'': в случаях, когда Совет будет принимать решение квалифицированным большинством, любой член Совета сможет потребовать проведения проверки того, что государства-члены, составляющие это квалифицированное большинство, представляют по меньшей мере 62 процента всего населения Союза. 
 
Таким образом, тенденцией развития Совета и Европейского Союза в целом является постепенная отмена права вето государств-членов, она получила развитие как в Европейских сообществах, так и  ОВПБ и СПСО – второй и третьей опорах Союза. 
 
Правоведы по-разному классифицируют полномочия Совета. Традиционно выделяются полномочия в сферах законодательной, исполнительной власти, по формированию органов и назначению должностных лиц Европейского Союза, внешнеполитические полномочия. Но кроме этого, в указанных сферах необходимо еще особо выделять полномочия Совета в рамках двух «некоммунитарных» опор Европейского Союза. (ОВПБ, СПСО). 
 
Рассмотрим далее полномочия Совета Европейского Союза подробнее. Основополагающее значение среди прав и обязанностей Совета, конечно имеют законодательные полномочия – правовое регулирование общественных отношений посредством издания нормативных правовых актов. Согласно ст. 7 Внутреннего регламента «Совет действует в качестве законодателя в значении второго абзаца параграфа 3 статьи 207 Договора о ЕС в случаях, когда он принимает нормы, имеющие юридически обязательный характер на территории государств-членов или для самих государств-членов, в форме регламентов, директив, рамочных решений или решений, издаваемых на основании соответствующих положений учредительных договоров…». 
 
Совет осуществляет также бюджетную функцию, принимая совместно с Европейским парламентом бюджет Европейского Союза и утверждая некоторые автономные бюджеты. 
 
Здесь же можно отметить и некоторые контрольные полномочия Совета, в частности по контролю за изданием Комиссией актов делегированного законодательства (в Совете образованы специальные комитеты, управомоченные в ряде случаев накладывать вето на акты Комиссии)[3]. 
 
Так как Совет имеет сессионный режим работы, данный орган не слишком приспособлен для  осуществления задач исполнительной власти. Но тем не менее, Совет наделен рядом исполнительно-распорядительных полномочий. Так Договором о ЕС предусмотрено право Совета принятия «мер по исполнению» законодательных актов Сообщества. Широкими полномочиями наделен Совет  по «координации общей экономической политики государств-членов (ст. 202 Договора о ЕС) Ежегодно Совет утверждает «общие ориентиры экономической политики» (план экономического развития ЕС) как для всего Союза, так и для отдельных стран-участниц. С принятием Единого европейского акта, а затем с подписанием Маастрихтского и Амстердамского договоров сфера ведения Сообществ и Союза была заметно расширена, а значит изменились и полномочия Совета. Формула, согласно которой Совет координирует общую экономическую политику получила весьма расширительное толкование, речь идет также и о социальной сфере в равной степени (занятость, здравоохранение, образование, наука, технологическое развитие – ст.ст. 149, 151, 166 Договора о ЕС). Совет наделен также правом применять штрафные санкции (как ранее уже отмечалось). Кроме того, Совет может предоставлять финансовую помощь государствам-членам, испытывающим серьезные экономические трудности (ст. 100 Договора о ЕС). 
 
При рассмотрении данного подвопроса, следует обратить особое внимание на важные полномочия Совета в рамках второй и третьей опор Союза. Согласно ст. 13 Договора  о ЕС Совет принимает решения, необходимые для определения и осуществления общей внешней политики и политики безопасности, опираясь на постановления Европейского Совета. Именно Совет обеспечивает единство, монолитность и эффективность  действий Союза. Совет определяет операциональную активность Союза, направленность деятельности в конкретных областях, цели совместных действий, сферу их применения и т.д. Если какое-либо государство-член Союза сталкивается с особыми трудностями   в осуществлении совместных действий, оно должно поставить Совет в известность, который путем обсуждения и обмена мнениями должен найти соответствующее решение возникших проблем. Разрабатываемая и принимаемая Советом общая позиция по вопросам внешней политики и безопасности должна служить основанием для осуществления национальных внешнеполитических акций и внешней политики государств-членов Союза. Амстердамский договор внес некоторые уточнения в позицию Европейского Союза по вопросам общей политики и безопасности. Основной упор делается на сотрудничество с Западноевропейским союзом. Совет, совместно с институтами Западноевропейского союза и опираясь на решение Европейского Совета определяет условия практического участия всех государств-членов в осуществлении соответствующей миссии Союза, с тем, чтобы они возможно полно и на началах равенства сотрудничали при планировании и принятии решений в рамках Западноевропейского союза[4]. 
 
Амстердамский договор внес некоторые коррективы и в осуществление полномочий Совета в рамках третьей опоры. В этой сфере Совет наделяется правом принятия нормативно-правовых актов прямого действия, обязательных для всех государств-членов, согласившихся с распространением на определенные области режима права ЕС. Совет должен всемерно способствовать развитию сотрудничества в области борьбы с преступностью, в частности, добиваясь активизации и поддержки деятельности Европола и его сотрудничество с соответствующими национальными службами. Совет поддерживает обмен кадрами и опытом, проведение совместных исследований, создание единого фонда документации, обобщение статистических данных. По вопросам, связанным с борьбой против преступности, необходимое согласование и обмен информацией, а равно проведение консультаций государств-членов осуществляются в рамках Совета Европейского Союза и его аппарата[5]. 
 
На государство-председателя Договор о Европейском Союзе возлагает ответственность за «осуществление решений», принятых в сфере общей внешней политики и политики безопасности, а равно по вопросам сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. (ст.ст. 18, 37). 
 
Отдельную группу полномочий Совета Европейского союза образует право формировать состав других органов и институтов Европейского Союза – Европейскую счетную палату, Комитет регионов и др. С вступлением в силу Ниццкого договора Совет совместно с Европарламентом осуществляет формирование Европейской комиссии. 
 
Среди внешнеполитические полномочий Совета наиболее важным является издание специальных внешнеполитических актов Союза в рамках ОВПБ и исполнение соответствующих мер (общие позиции, общие акции, решения). В рамках Сообщества или Союза в целом Совет наделен правом вводить санкции против зарубежных стран, способные носить как политический, так и экономический характер. Кроме того, решение о задействовании сил быстрого реагирования Европейского Союза принимается тоже Советом Европейского Союза.   
 
Заключение. 
 
Совет Европейского Союза – уникальный институт Европейского Союза. Совет единственный  не имеет фиксированного состава членов и срока полномочий. Такая многоликость Совета создает определенные проблемы, но в целом способствует заметному повышению профессионализма и компетентности «межправительственного» института Европейского Союза. 
 
Совет Европейского Союза, являясь прежде всего законодательным органом, наделен и достаточно широкими полномочиями в сфере  исполнительной власти Союза, контрольными и внешнеполитическими полномочиями. В западной литературе иногда говорится о «двуглавой исполнительной власти» Союза, так как в рамках второй и третьей опоры она преимущественно находиться в руках Совета и его Председателя. 
 
Эти процессы достаточно закономерны, так как именно Совет должен обеспечивать единство, монолитность и эффективность деятельности Союза.

§2 Порядок формирования, состав и структура Комиссии

 

Комиссия является институтом Союза, выполняющим исполнительно-распорядительные функции, она обладает также некоторыми контрольными полномочиями и играет значительную роль в правотворчестве Союза.

Комиссия – постоянно действующий  орган, состоящий из независимых  международных чиновников, какими являются члены Комиссии и служащие ее департаментов. Комиссия состоит из 20 членов, которые  выбираются с учетом их общей компетентности и независимость которых не вызывает сомнений, включая Председателя, назначаемых на пятилетний срок.[6]

Среди них должно быть не менее  одного и не более двух граждан  каждого государства-члена. На практике по два члена Комиссии назначаются от 5 крупнейших стран ЕС: Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции.[7]

В связи с расширением Европейского Союза Ниццкий договор 2001г. несколько изменил указанный порядок. С 1 января 2005г. состав Комиссии формируется на базе принципа «одно государство — один член Комиссии» (привилегии для крупнейших стран ЕС отменяются).[8]

Однако после того как число  государств-членов Союза достигнет 27, количественный рост Комиссии прекратится, а граждане разных стран ЕС будут  занимать посты в этом органе в  порядке ротации.[9]

Назначение Комиссии происходит согласно специальной процедуре. Сначала  выдвигается кандидатура Председателя Комиссии по общему согласию между  правительствами государств-членов и с согласия Европейского парламента.

Затем с согласия кандидата в  Председатели Комиссии формируется  общий список кандидатов в члены  Комиссии. После этого должен получить одобрение (инвеституру) в Европейском  парламенте список остальных будущих  членов Комиссии. Завершающей стадией этой процедуры является утверждение всего состава Комиссии правительствами государств-членов.[10]

В данный порядок в 2001г. был внесен ряд существенных изменений. Согласно новой редакции ст. 214, утвержденной Ниццким договором, весь состав Комиссии, включая Председателя, назначается  Советом Европейского Союза. При  этом государства-члены утрачивают право вето, так как назначение Комиссии будет утверждаться квалифицированным большинством Совета. Полномочия Европейского парламента по утверждению Комиссии и ее Председателя сохранены в полном объеме.[11]

Способ формирования Комиссии неоднократно менялся по мере усиления федеративных черт Европейских  сообществ и Союза. Эти изменения  свидетельствуют о постепенной  эволюции Европейского Союза в сторону  парламентской системы правления, хотя данная тенденция еще не достигла своего завершения.

Первоначально назначение членов Комиссии целиком и полностью  находилось в руках государств-членов в лице их правительств. Однако в 90-е  гг. XX в. право решающего голоса в  этом процессе приобрел Европейский парламент. В результате способ формирования Комиссии в настоящее время имеет некоторые сходства с порядком назначения правительства в смешанной (полу-президентской республике), где роль коллективного президента выполняют совместно правительства государств-членов.[12]

В соответствии с Договором  о Европейском Союзе формированию всего состава Комиссии должно предшествовать достижение соглашения по кандидатуре  Председателя Комиссии. Практика подтверждает, что даже возражение одного из государств — членов Союза против выдвинутой кандидатуры исключает возможность назначения (так было, например, в 1994г. в отношении кандидатуры бельгийского премьер-министра Деана).[13]

Выдвинутая кандидатура  представляется на одобрение Европейскому парламенту. Одобренный Парламентом  кандидат совместно с правительствами  государств-членов участвует в подборе  кандидатур, предлагаемых к назначению в состав членов Комиссии. Выдвинутые таким образом кандидаты совместно с Председателем уже в качестве коллегиального органа представляются Парламенту, который должен вынести свое суждение. В случае одобрения со стороны представительного органа правительства государств-членов с их общего согласия производят официальное назначение Комиссии, и она приступает к исполнению своих обязанностей.[14]

Председатель и члены Комиссии должны удовлетворять целому ряду требований. Прежде всего, все они должны состоять в гражданстве Европейского Союза. Они должны обладать высокой профессиональной квалификацией, практическим опытом и осуществлять свои функции исключительно в интересах Сообществ и Союза. В этих целях при подборе кандидатов в состав Комиссии особое внимание придается подтверждению независимости этих кандидатов, которые не могут и не должны получать указаний от своего правительства или действовать в соответствии с инструкциями своего правительства.[15]

Конечно, на практике такая  абсолютная и полная независимость членов Комиссии недостижима. Тем не менее, во всей своей деятельности члены Комиссии обязаны руководствоваться интересами интеграционных объединений и обеспечивать достижение тех целей и задач, которые сформулированы в учредительных договорах. Члены Комиссии, должны воздерживаться от совершения каких бы то ни было актов и действий, противоречащих характеру исполняемых ими обязанностей. Внутренний Регламент Комиссии делает особый упор на добропорядочное и скромное поведение и подтверждает несовместимость этого поста с другими оплачиваемыми или даже неоплачиваемыми должностями. Честность и добропорядочность вменяется в обязанность членам Комиссии не только в период официального исполнения ими должностных обязанностей, но и по уходу в отставку. Нарушение этих обязательств, констатируемое Судом ЕС, к которому могут обратиться Совет или Комиссия, может влечь за собой принудительную отставку члена Комиссии или лишение его права на пенсию или на иные льготы и привилегии, связанные с осуществлением этой должности.[16]

Подтверждением высокого профессионализма чаще всего на практике служит предшествующая карьера назначаемого члена Комиссии. По общему правилу  места в Комиссии занимают бывшие главы национальных правительств и  бывшие министры, имеющие значительный опыт политического руководства и административного управления.

Досрочная вакансия в  Комиссии замещается в том же порядке, в каком производится назначение членов Комиссии при ее формировании. Вновь назначенный член Комиссии исполняет свои обязанности вплоть до истечения общего срока полномочий данного состава ЕК. Вакансия может иметь место в случае болезни или смерти члена Комиссии, при добровольной отставке и сложении полномочий, а также в результате принудительной отставки. Решение о принудительной отставке, связанное с нарушением обязанностей члена Комиссии, принимается Судом ЕС, действующим по предложению Совета или Комиссии.[17]

Каждый член Комиссии возглавляет определенное направление деятельности и руководит работой соответствующих административных служб. Член Комиссии имеет свой собственный аппарат, образующий его кабинет, члены которого подбираются и назначаются лично самим комиссаром по его усмотрению. Однако такого рода назначения не должны противоречить ни критериям профессиональной квалификации, ни требованиям морали.[18]

Уходящий в отставку член Комиссии может быть назначен повторно. В истории ЕС примеров этого довольно много. Известны также и случаи, когда прежний Председатель по завершении своих полномочий становился членом Комиссии. Преемственность состава – обычное правило функционирования Комиссии.[19]

Ранее в состав Комиссии  входили 20 членов, включая Председателя. Все они, естественно, должны были быть гражданами Европейского Союза. В то же время Договор о ЕС устанавливал дополнительно квоты для отдельных государств-членов: в Комиссию должны входить как минимум один гражданин от каждой страны, но не более двух (ст. 213).[20]

На практике два гражданина в Комиссию входили от пяти крупнейших государств-членов: Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции (т.е. вместе 10 человек). Остальные государства-члены были представлены одним гражданином (также 10 человек).[21]

Подобная система квот вызывала серьезную критику, поскольку  сильно затрудняла распределение должностных  обязанностей («портфелей») между отдельными членами Комиссии. Когда в Европейский  Союз вошли еще 10 стран, а Комиссия, соответственно разрослась, ситуация осложнилась.

В этой связи Ниццкий  договор предпринял реформу количественного  состава Комиссии, которая проводится в два этапа:

а) с 1 января 2005г., т.е. когда  приступил к работе новый состав Комиссии, в нее входят по одному гражданину от каждого государства. Привилегии для крупных стран отменяются. При предыдущем числе стран, входящих в Союз, Комиссия при таком раскладе насчитывала бы 15 человек. Вступление нового государства в Союз увеличивает его до 16 и т.д.;

Информация о работе Статус европейского совета