Социальные обязательства государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 05:42, курсовая работа

Описание

Осью, вокруг которой вращается научная полемика о природе местного самоуправления, стал вопрос о соотношении его с государственной властью и государственным управлением. Анализ различных точек зрения по этому вопросу позволил прийти к выводу о том, что определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической,

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

 

Общественно-политическая ситуация в Ялуторовске может быть охарактеризована достаточно позитивно. В первую очередь к сильным сторонам следует отнести преемственность власти на протяжении последних 5–6 лет, стабильное руководство городом одной командой администраторов, имеющих достаточно высокий управленческий потенциал и занимающих активную жизненную позицию. Важно, что мэр города возглавляет обе ветви власти: законодательную – Городскую Думу – и исполнительную – городскую администрацию, что обеспечивает конструктивный характер процесса принятия и согласования решений. Большие возможности связаны с тем, что администрация города, обладая волей к определению стратегического, сумела сконцентрировать усилия на внедрении элементов стратегического управления в практику своей работы.

Структура администрации  Ялуторовска имеет следующие  подразделения.

Управления:

  • образования;
  • социальной защиты;
  • культуры.

Комитеты:

  • финансов;
  • экономики и прогнозирования;
  • торговли;
  • по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, строительством и газификацией;
  • по управлению муниципальным имуществом.

Отделы:

  • ЗАГС;
  • по связям с общественностью;
  • юридический;
  • по делам молодежи, физической культуре и спорту;
  • организационный;
  • архитектуры и градостроительства.

Позитивная  общественно-политическая ситуация подтверждается и данными социологических опросов населения и других целевых групп, отмечающих политическую стабильность в качестве одного из факторов, создающих привлекательный образ города.

В то же время  ряд факторов препятствует эффективному руководству городом. В первую очередь, это слишком малочисленный состав Городской Думы – всего 10 человек, что осложняет глубокую проработку и подготовку вопросов в комиссиях. Большие сложности  в разработке и реализации стратегии Ялуторовска создает административная разделенность города и района на различные уровни их административной подчиненности. Являясь центром и поставщиком практически  всех услуг в самом широком их значении для 37 населенных пунктов Ялуторовского района, город Ялуторовск практически лишен в настоящее время каких-либо политических, административных, организационных рычагов влияния на районную администрацию, что существенно затрудняет позитивное развитие как города, так и района.

Долгие годы шло формирование Ялуторовска как  социального города. Об этом свидетельствуют характеристики отраслей социальной сферы.

В социальной сфере  город имеет целый ряд специальных  учреждений: дом-интернат для престарелых, школа-интернат для слабовидящих детей, которые содержатся за счет областного бюджета.

В Ялуторовске  также расположены центральная районная больница, бюро медико-социальной экспертизы. Медицинское училище готовит кадры среднего медперсонала. Общее число медперсонала постепенно возрастает.

Особо примечательным является то, что в черте города находится прекрасно оборудованный санаторий–профилакторий «Светлый», а в трех километрах от города на берегу реки Исеть расположен санаторий-профилакторий «Сосновый Бор» на месте источника минеральной хлоридно-натриевой воды.

В то же время  и в данной сфере есть недостатки и отрицательные тенденции развития. В 2011 г. отмечен рост заболеваемости населения по сравнению с 2010 г., за последние 5 лет на 12% снизилось общее число больничных коек, произошло снижение показателей количества предоставляемых платных услуг и процента укомплектованности врачами лечебных заведений (Приложение 2). В целом наблюдается, как и во многих городах Тюменской области, рост наркомании среди молодежи. Ощущается социальное напряжение в сфере обеспечения больных бесплатными медикаментами.

Развитие санаторно-курортной базы требует существенных усилий по дальнейшему инфраструктурному обеспечению.

Сфера образования Ялуторовска  характеризуется системой общеобразовательных школ, в городе также развита сеть среднеспециальных учебных заведений, открыты представительства вузов Тюмени. Таким образом, есть предпосылки для успешного развития межвузовского образовательного центра.

В то же время следует  отметить отсутствие в Ялуторовске  каких-либо значимых научных учреждений, ведущих научные исследования. Система  образования испытывает трудности, характерные для всей бюджетной сферы – низкий уровень доходов работников образования, проблемы материального обеспечения. В школах ощущается недостаток учителей даже в условиях роста числа молодых специалистов – выпускников вузов, которые хотят и могли бы работать в родном городе.

Ялуторовск имеет богатые  традиции в сфере культуры: на территории города находится 96 памятников истории и культуры регионального и местного значения и 5 – федерального значения.

В связи с этим в июле 1970 г. город внесен в список исторических городов России постановлением Госкомитета Совета Министров РФ по делам строительства и коллегии Министерства культуры РСФСР №36. Одним из главных очагов культуры является музей памяти декабристов. В Ялуторовске также представлены прекрасные образцы архитектуры XIX века каменного и деревянного зодчества, бережно хранимые горожанами.

Большой вклад в формирование богатой культурной среды города вносят важнейшие учреждения духовной сферы города: музейный и культурно-досуговый комплексы, централизованная библиотечная система и Центр национальных культур, детские художественная и музыкальная школы.

В Ялуторовске возрождаются старые и создаются новые традиции, привлекающие большое внимание не только населения города, но и всего окружающего региона. Это Декабристские вечера и Мемориальные дни Мамонтова,  открытие прекрасных новых архитектурных и скульптурных памятников и возрождение исторических ремесел.

В то же время в сфере  культуры в городе есть и негативные черты: многие объекты истории и архитектуры разрушены, и их восстановление объективно затруднено. Безликая новая застройка вторгается в исторические городские кварталы и нарушает единый облик Ялуторовска.

Сфера туризма  в Ялуторовске развита очень  слабо, несмотря на то, что в доперестроечный  период город был объектом внутрисоюзного туризма, что было связано с развитым школьным туризмом и интересом к декабристским памятным местам.

 

2.2. Обязательства местного самоуправления в социальной сфере и обеспечении социальной политики государства

 

Местное самоуправление призвано осуществлять многообразные  функции в социально-культурной сфере жизни населения. Социально-культурная область деятельности органов местного самоуправления включает в себя вопросы: образования, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения, а также культуры. Основой деятельности органов местного самоуправления в данной области является муниципальная собственность, которая позволяет развивать как муниципальные системы и структуры в области образования, культуры, здравоохранения, коммунально-бытового и иного обслуживания населения, так и такого рода частные системы.

Рассмотрим  полномочия местного самоуправления в г.Ялуторовске в социальной сфере.

В области  образования. В ведении органов местного самоуправления находятся вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного и профессионального образования.

Органы местного самоуправления формируют местные (муниципальные) органы управления образования, определяют их структуру и полномочия. По согласованию с государственными органами управления образованием органы местного самоуправления назначают и увольняют руководителей местных органов управления образованием. К ведению органов местного самоуправления относится также планирование, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием в целях осуществления государственной политики в области образования.

В сфере образования органы местного самоуправления призваны осуществлять деятельность, по регулированию пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений; по созданию и ликвидации местных органов управления образованием и самоуправляемых школьных округов, определению их структуры и полномочий.

К числу полномочий органов местного самоуправления в сфере образования относятся также их обязанности: по строительству зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий; по контролю за условиями аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательным учреждениям; по использованию государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; по установлению дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования.

К исключительной компетенции в области образования  органов местного самоуправления относится формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования.

Органы местного самоуправления г.Ялуторовска в соответствии с действующими нормами принимают меры к обеспечению стипендиями, местами в общежитиях и в интернатах и иными видами льгот и материальной помощи. Они также возлагают организацию питания в образовательных учреждениях на образовательные учреждения и организации общественного питания.

Органы  местного самоуправления обеспечивают гражданам возможность выбора общеобразовательного учреждения.

Муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению платные  дополнительные образовательные услуги. Органы местного самоуправления оказывают поддержку общественным объединениям, ведущим работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

В области  занятости населения. Полномочия в области занятости населения органы местного самоуправления г.Ялуторовска осуществляют в тесной связи с центрами занятости в районах и городах, которые выступают территориальными подразделениями Федеральной государственной службы занятости населения. Органы местного самоуправления в период массового высвобождения рабочих мест призваны: анализировать влияние массового высвобождения на рынок труда; координировать осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников; осуществлять посредническую роль при решении конфликтных ситуации между администрацией и профсоюзами на предприятиях, проводящих массовое высвобождение работников; оказывать финансовую помощь предприятиям, планирующим массовые высвобождения; разрабатывать мероприятия по содействию занятости в условиях массового высвобождения; готовить предложения по перепрофилированию или приватизации предприятий.

В области  охраны здоровья. Охрана здоровья в РФ является важнейшей национальной задачей. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранения и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения.

Органы местного самоуправления г.Ялуторовска призваны решать вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения. Органы местного самоуправления ответственны на своей территории за реализацию права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Для осуществления  такого рода деятельности законодательство РФ наделяет органы местного самоуправления г.Ялуторовска соответствующими полномочиями: формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие сети муниципальных учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта; создание условий для развития частной системы здравоохранения; формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан.

В сфере  здравоохранения органы местного самоуправления г.Ялуторовска выдают лицензии на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления соответствующего субъекта РФ. Государство обязывает органы местного самоуправления: осуществлять контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи учреждениям государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицам, занимающимся частной медицинской практикой; обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявлять факторы, неблагоприятно влияющие на здоровье граждан, информировать о них население и проводить мероприятия по их устранению осуществлять профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и природоохранительные мероприятия.

В области  молодежной политики. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются правом организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью. Это важная позиция закона, которая определила наконец место молодежной политики в системе разграничения полномочий. Ранее данное полномочие прямо не было закреплено ни за уровнями государственной власти, ни за местным самоуправлением.

Информация о работе Социальные обязательства государства