Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теории разделения властей в государственном механизме, как принципа организации власти, позволяющего в наибольшей мере удовлетворить потребность человека в свободе.
Следовательно, частными задачами, подчинёнными достижению вышеуказанной цели являются:
1) исследование разнообразных взглядов на данную теорию,
2) исследование назначения разделения властей в государственно-организованном обществе, и

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1. Сущность разделения властей………………………………………………...…5
2. Назначение разделения властей……………………………………………...…10
3. Проблемы современного российского разделения властей…………………..16
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

1111.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

     Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

     Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

     Механизм  парламентской ответственности  Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.22

     Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие  называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

     Судебная  власть. К сожалению, все еще традиционно  слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д. , они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

     По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

     Верховный суд является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

     Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).

     Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

     В связи с принятием России в  Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

     Принцип разделения  властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

 

Заключение

    Принцип разделения властей воплощен в Российской Федерации в ходе радикальных  демократических реформ.                                                                    

    Главное содержание этого принципа состоит  в том, что только при условии  разделения функций государственной  власти между самостоятельными органами может быть установлен демократический режим правления. Как известно, существуют  три основные функции государственной власти- законодательная, исполнительная и судебная, поэтому каждая из этих функций и должна исполняться предназначенными для нее органами государства.

    Необходимо  особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различными государственными органами.

    Конституционный принцип, в соответствии с которым "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную исполнительную и судебную ", предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

    В пределах своей компетенции по осуществлению  указанных функций эти государственные  органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем , чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая "система сдержек и противовесов" применяется в той или иной мере в большинстве демократических государств.

    Таковы основные изменения (дополнения) которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования, эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил.  Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей в России на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства. Поэтому некоторые перечисленные мной "результаты применения теории разделения властей" относятся, скорее, к результатам применения всех новых, прогрессивных государственно-правовых концепций, органично взаимосвязанных друг с другом

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

    
        1. Конституция Российской Федерации- М., "Юридическая  литература", 1993 г.
        2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. -М., 1998.  Ст.3, п. 5.
        3. Авакьян С. Создан прецедент. Неконституционная власть не имеет перспективы - Независимая газета. 2005. 15 окт. 233
        4. Алексеев С.С. Государство и право. М., Юридическая литература, 2003
        5. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко -М., 2004.
        6. Бестужев-Лада И. Что такое "разделение властей"? Почему оно необходимо? -Горизонт. 2003. № 3.
        7. Бельский К.С. о функциях исполнительной власти // Государство и право, 2000. - №3. - С.17-18
        8. Венгеров А.Б. Теория государства и права.- М., 2004.
        9. Гуценко К. Ф, Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, 2007
        10. Кутафин О.Е. Основы государства и права, -М., 2003.
        11. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. -М.,2000
        12. Мигранян А. Механизм торможения в политической системе и пути его преодоления // Иного не дано.- М., 2003.
        13. Лазарев Б.М. "Разделение властей" // Право. 2004. № 16.
        14. Сафарова М.Р. Разделение властей и конституционное реформирование высших законодательных и исполнительных органов власти России и других суверенных республик СНГ // Актуальные проблемы конституционного законодательства / Отв. ред. А.В. Мицкевич.-М., 2005.
        15. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2004.
        16. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989-1995 гг.).- М., 2002.
        17. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. “Конституционное право Российской Федерации”// М., “Инфра”, 2005 г.
        18. Исаев И.А. , Золотухина М.Н.  «История политических и правовых учений России». М., «Юрист», 2005 г.,
        19. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М. Зерцало, 2008.
        20. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Альбом схем / Сост. С.В.Нарутто. - Хабаровск: ХГАЭП, 2008.
        21. Общая теория государства и права. Том 1. Теория государства. /Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Издательство "Зерцало", 2008.
        22. Судебная система России. — М.: Дело, 2000.
        23. Теория государства и права. / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2007, с. 120.
        24. Халипов В.Ф. Кратология, как система наук о власти. М.: Республика, 2004
        25. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юр.лит., 2005

Информация о работе Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993г