Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование теории разделения властей в государственном механизме, как принципа организации власти, позволяющего в наибольшей мере удовлетворить потребность человека в свободе.
Следовательно, частными задачами, подчинёнными достижению вышеуказанной цели являются:
1) исследование разнообразных взглядов на данную теорию,
2) исследование назначения разделения властей в государственно-организованном обществе, и

Содержание

Введение………………………………………………………………………….….3
1. Сущность разделения властей………………………………………………...…5
2. Назначение разделения властей……………………………………………...…10
3. Проблемы современного российского разделения властей…………………..16
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

1111.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….….3

1. Сущность разделения властей………………………………………………...…5

2. Назначение разделения властей……………………………………………...…10

3. Проблемы современного российского разделения властей…………………..16

Заключение…………………………………………………………………………27

Список  использованной литературы……………………………………………...29

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    С незапамятных времён люди стремились к свободе. С целью обеспечения  «свободы» от внешних врагов они  старались жить всё более сплочённее, что и послужило, в конечном счете, одним из факторов способствовавших образованию государства. Но защищённость от посягательств извне, не является основной составляющей свободы в современном нам смысле этого слова, ведь сейчас понятие свободы более персонифицировано, мы говорим: «свободный человек», в то время как ещё в совсем недавнем прошлом люди находили высшее счастье в возможности заявить: «мы свободный народ»…

    «Свобода» – возможность человека действовать  в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор1. Люди зачастую не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность выбора санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей и средств их достижения. Такая свобода конкретна, так как реально существует и относительна, так как существует в реально очерченных рамках.

    Но  «свобода любого человека зависит от тех ограничений, которые наложены на окружающих его людей» 2 и «не будь государственной власти, у людей было бы мало свобод, а может быть и не было бы вовсе».3

    За 5000 лет существования государственности  на земле, истории известно много  типов, форм государств и примеров организации  в них политической (государственной) власти. Нам известны и «деспотические республики» (например, Рим времён правления Калигулы, Нерона и т.д.) и «демократические монархии» (например, Соединённое королевство наших дней) и множество других примеров организации верховной власти. Это многообразие вызвано тем, что человечество постоянно находится в поисках такого способа организации государственной власти, при котором будут максимально обеспечиваться права и свободы (понятия, содержание которых с развитием общества постоянно меняется) каждого отдельного члена общества.

    Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование теории разделения властей в государственном механизме, как принципа организации власти, позволяющего в наибольшей мере удовлетворить потребность человека в свободе.

    Следовательно, частными задачами, подчинёнными достижению вышеуказанной цели являются:

    1) исследование разнообразных взглядов  на данную теорию,

    2) исследование назначения разделения властей в государственно-организованном обществе, и

    3) исследование влияния данного принципа на организацию государственной власти в Российской Федерации.

    Объектом  исследования является принцип (теория) разделения властей.

    Предметом исследования выступают государственно-правовые процессы, связанные с имплементацией данной теории.

    В настоящей работе понятия теория и принцип разделения властей являются взаимозаменяемыми, так как мы рассматриваем саму идею (т.е. теорию) и пути её воплощения в жизнь (т.е. принцип, лежащий в основе организации власти в государстве). 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность принципа разделения властей 

    Среди ведущих демократических принципов построения и осуществления власти, прямо направленных на предотвращение ее узурпации и использования во вред народу находится принцип разделения властей, кажется, в сегодняшней России у него почти нет прямых противников. Но это только на первый взгляд… Ведь все те, кто сегодня выступает под лозунгом возвращения власти Советам, порой сами того не сознавая, решительно отвергают разделение властей. Точно так же, как и те, кто хотел бы видеть Россию монархической с восстановленной самодержавной властью. Принцип разделения властей становится одним эпицентров решения вопроса о демократическом обустройстве Российского государства. В этих условиях чрезвычайно важно знать, в чем значимость его для современной России, как он реализуется и почему его сохранение и реализация – одна из важнейших предпосылок продвижения России по пути демократии.

    Нередко при объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических  традиций, особенности ее исторического развития. В противовес этому порой указывают на то, что зачатки демократической организации власти были известны еще Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы разделения властей. К сожалению, эти начинания не получили последующего развития. Княжеские междоусобицы и вражда отнюдь не способствовали, каким бы то ни было устремлениям к демократическому правлению. Объединение русских земель и последующего создания централизованного Русского государства происходили в условиях, требовавших максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия, даже если оно было необходимым историческим этапом, так же исключало возможность разделения властей.4

    Иван  Грозный, сыгравший столь большую  роль в российской истории, полностью  искоренил всякую оппозицию самодержавному правлению. Петр Великий, перенявший у  западных стран весьма много  в  ратном деле и науках, никогда не обращал свой взор в сторону тех великих голландцев, которые были провозвестниками господства правовых начал и принципа разделения властей.

         В настоящее время немало авторов,  которые высказывают предположение,  что царь Александр II, не погибни он от рук народовольцев, возможно, даровал бы стране конституционное правление. Может быть и так, но, к сожалению, оно не состоялось.

         Конечно, уступки, вырванные у  самодержавия в 1905 году, представляли  собой первую в истории России  реальную попытку ограничить  произвол всесильной монархии законом, и в их историческое значение. Но до действительного разделения властей дело, увы, не дошло. В феврале 1917 года монархия пала, и состоялось официальное провозглашение России республикой.

         Специальная комиссия Временного  правительства начала подготавливать проект республиканской конституции. Видно, в ней впервые мог найти отражение и принцип разделения властей. Но события 1917 года уничтожили Временное правительство, и созданные им структуры. К власти пришли большевики.

         Сейчас с позиции сегодняшнего дня, легко критиковать авторов и вдохновителей октябрьского переворота 1917 года. Можно констатировать, как бесспорную истин то, что великий эксперимент, начатый большевиками, завел страну в тупик и  закончился полным провалом

         .На примере Советской державы, рожденной 7 ноября 1917 года, история еще раз подтвердила то, что пренебрежение общечеловеческими ценностями и отказ от общепризнанных демократических начал чревато самыми пагубными последствиями для страны и народа, что благими намерениями умощена дорога в ад, что праведные цели не могут быть достигнуты применением неправедных методов и средств.

          II Всероссийский съезд Советов, провозгласив 7ноября 1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской империи в руки Советов, положил начало существованию тоталитарного государства. Соответственно государство, руководимое марксистами, должно было быть им чем как государством диктатуры пролетариата.

        Диктаторское государство, независимо  от того, о какой именно диктатуре идет речь, уже само по своей сущности отрицает разделение властей. Такую позицию заняла и советская доктрина. Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. В разделение властей видели прежде всего средство распределения власти, между прежним классом – аристократией и служилым дворянством и новым претендентом на власть – буржуазией.5

        Концепция разделения властей,  как выражение интересов буржуазии,  марксизмом отвергалось. Однако  по отношению к разделению властей как конституционному принципу существовало несколько более сбалансированное отношение. Основоположники научного социализма видели в буржуазном государстве и в его устройстве некое подобие капиталистического предприятия. Поскольку советское государство квалифицировалось как в корне отличное от буржуазного, как высший тип государства, то соответственно разделение властей объявилось непригодным.

        Историческое развитие человечества  во II половине ХХ столетия выявило ошибочность марксизма.

        Тоталитарный режим, пожиравший  свободу и демократию, державшиеся  лишь на стране, и подавлении, несет главную ответственность  за развал СССР.    

        Почему же не удалось спасти  от крушения СССР и предотвратить  наступающий кризис?

        Надо отметить, что документы, подписанные в декабре 1991 года в Беловежской пуще тремя государствами положил конец существованию СССР как государство.

        В отличие от других союзных  республик Россия не издавала  специальный акт о провозглашении  независимости. На первом съезде народных документов РСФСР была признана необходимостью разработки   и принятие новой Конституции республики. В этих целях была создана Конституционная комиссия; ей был подготовлен проект Конституции России, опубликованной в ноябре того же года. Этот проект порывал с коммунистическим прошлым; и был поделен на утверждение новых демократических ценностей, что нашло, в частности, свое отражение и в новом подходе к принципу разряжения властей.

    Проходивший в апреле 1992 года IV съезд народных депутатов одобрил «общую концепцию конституционных реформ в РФ»,6 положенную в основу проекта новой конституции. Однако далеко продвинуть дело принятия нового основного закона  не помогло. В мае 1993 года был опубликован новый проект Конституции.

    24 июня 1993 года было опубликовано два официальных проекта. Один из них по сообщениям из газет был внесен Президентом РФ, другой группой народных депутатов. К 12 июня 1993 года работа под новым проектом Конституции была завершена и состоялось торжественная церемония его подписания участниками совещания. Но этот проект был отвергнут Верховным Советом, оппозиция заблокировала конституционный процесс. Во всех государствах такие конфликты разрешаются путем его передачи на суд народный. Это референдум или роспуск парламента, и проведение досрочных выборов.

    В соответствии с Указом Президента о  проведении конституционной реформы  было вновь созвано Конституционное  совещание, которое внесло коррективы в ранее подготовленный проект Конституции.

    Они касались в основном двух главных  моментов: реализация механизма разделения властей и уничтожение принципов построения РФ. Окончательный проект новой Конституции РФ был внесен на всенародное обсуждение и референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 года, в ходе которого новая Конституция была принята применительно к проблеме разделения властей.

    В проекте Конституции, одобренном Конституционным  совещанием 12 июля 1993 года, проблемы разделения властей, единство власти и порядка, ее осуществления разведены по трем статьям, включенным в первый раздел, посвященным основам конституционного строя. В них подтверждается обеспечение единства власти в связи с суверенитетом РФ; разделение законодательной и судебной властей и предметов ведения Федерации и ее субъектов; осуществления государственной власти РФ Президентом, Федеральным Собранием, Правительством и судами РФ.7    

    Окончательный проект Конституции РФ, представленный на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых нововведений не содержит. Вопрос о единстве системы, государственной власти увязан с федеративным устройством государственной целостностью и разграничений методов введения между Федерацией и ее субъектами. «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Назначение разделения властей 

    Конституционные нормы, определяющие механизм государственной  власти закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти высшие государственные органы в равной степени выражают целостную концепцию, народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

    Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснить механизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации.8

Информация о работе Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993г