Роль и место управленческих решений в организации процесса управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение управленческого решения и его роли в организации процесса управления. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику понятию управленческого решения;
2. Рассмотреть важнейшие элементы управленческого процесса;
3. Изучить основные функции управленческого решения.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………с.3
Глава 1. Теоретические аспекты управления в организации………………...с.7
1.1. Важнейшие элементы управленческого процесса……………………….с.7
1.2. Система управления организации………………………………………..с.10
Глава 2. Управленческое решение, как результат управленческой деятельно-сти……………………………………………………………………………….с.15
2.1. Понятие и сущность управленческого решения………………………...с.15
2.2. Функции управленческого решения и его роль………………................с.19
Заключение…………………………………………………………………......с.23
Список использованных источников и литературы…………………………с.26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по рур Бельц.docx

— 160.13 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время в мировой  практике управления разработан и широко применяется достаточно большой арсенал средств стимулирования, отвечающих данным требованиям. Формирование механизма мотивирования должно строиться преимущественно на ситуационной основе.

     Управление  реализуется во взаимодействии субъекта и объект управления. От субъекта (управляющего) поступает командная информация (что, как, в каком объеме делать), а от объекта (управляемого) – информация обратной связи (после исполнения команды).  

      Интенсивность команд и обратной связи зависит  от вида и характера субъекта и объекта управления. Командная информация подается в целях достижения определенных поставленных целей, решения задач. Получение результата, естественно, зависит, прежде всего, от качества, способа подачи информации, что, в сущности, и составляет основу методов управления, их многообразия, классификации по критериям и признакам.

     Совместная  деятельность людей предполагает контакты между ними и обмен необходимой информацией. Только на этой основе люди, объединенные в организацию, могут достигать своих целей. Любая организация, в том числе и на уровне малой группы, обязательно имеет соответствующую систему коммуникаций (связей), которая обеспечивает обмен информацией между ее участниками.

      1. Система управления организации

     Систему управления можно определить как  подсистему организации, компонентами которой являются группы взаимодействующих  людей: ее функции заключаются в  восприятии определенных проблем организации (входов) и последующем выполнении набора действий (процессов), в результате которых вырабатываются решения (выходы), увеличивающие доход от деятельности всей организации (удовлетворение) или оптимизирующие некоторую функцию всех входов и выходов организации. Рассмотрим более подробно некоторые аспекты этого определения.

     Согласно  определению Ричарда Кершнера система  представляет собой совокупность компонентов (одушевленных или неодушевленных), которая воспринимает некоторые  входы и, будучи вынуждена определенным образом отвечать на них, производит такие выходы, которые обеспечивают достижение цели – максимизации некоторой функции входов и выходов.3

Системы изобретены людьми для удовлетворения их специфически человеческих целей; они целенаправленны, сознательно построены, рациональны и могут так изменяться, что их ценность может увеличиваться.

Системы управления  обычно изображаются с  помощью диаграмм потоков или  в виде блок-схем; элементарная система  в общем виде изображена на рис. 1.

Рис. 1. Основные элементы системы управления

         Основными частями  системы управления являются вход, процесс, или операции, и выход. У  любой системы управления  вход состоит из элементов одной и  той же номенклатуры, которые классифицируют по их роли в процессе системы. Первый элемент входа тот, над которым осуществляется некоторый процесс, или операция. Этот вход есть или будет «нагрузкой» системы. Вторым элементом входа системы управления является среда, воздействующая на операции системы. Третий элемент входа обеспечивает размещение и перемещение компонентов системы. Входы классифицируются также по содержанию: материальные, энергетические, информационные или любая их комбинация. Закон можно рассматривать как вход из окружающей среды, выступающий в форме силы, принуждающей людей, или как ограничение, которое, например, может влиять на действия предпринимательской организации. Когда люди уходят из системы, то их место должны занять другие, необходимость замены становится входом.   Вторая часть системы – это операции или  процессы, через которые должен проходить вход. Система должна быть устроена таким образом, чтобы необходимые процессы воздействовали на каждый вход, в соответствующее время для достижения желаемого выхода.

         Третья часть системы  – выход, являющийся ее продуктом  или результатом, а также два критерия выхода, которым должна удовлетворять система: стабильность и надежность системы. Эти требования определяют нормы функционирования системы: стабильность характеризует непрерывность выхода, а надежность описывает согласованность компонент в процессе действия системы или величину ошибки. Если задавать такие входы, к которым система не может приспособиться, можно ухудшить ее выход.4

         Системы могут быть описаны с помощью понятий  «вход», «процесс и  «выход». Поскольку  назначением системы управления является решение проблем организации, ее можно представить так, как  это изображено на рис. 2.

   

   Рис. 2. Основная схема системы управления организацией

         Проблемы организации  являются входами для процесса решения  проблем, или, что то же, для механизма, производящего на выходе решения проблем организации. Компонентами, осуществляющими этот процесс, обычно являются люди – руководители среднего уровня.

         Модель управления будет вырабатывать решения, обеспечивающие увеличение отдачи организации. Но если руководитель знает все возможные  альтернативы решения проблемы и  если он может с уверенностью выбрать  одно решение с наибольшей отдачей, то найденное решение будет оптимальным.

         По утверждению  Гарри Гуда процесс проектирования состоит из:

         1) выявления и  определения проблемы;

         2) построения модели;

         3) сбора и использования  данных.

         Первым этапом при  определении проблемы является создание схемы предлагаемой системы, независимо от того, исходят из существующей системы или создают новую. Для составления такой схемы необходимо рассмотреть выход и отдачу системы.

         Под отдачей понимается польза или удовлетворение, получаемые человеком в результате функционирования системы, или, что-то же самое, отдача – это то, что система должна оптимизировать.

         При выявлении проблемы рассматриваются также окружающая среда, общая область допустимых или приемлемых решений и измерители эффективности. Описание среды означает не что иное, как выявление различных ожидаемых входов системы. Область допустимых или приемлемых решений определяется в результате обзора отношений между имеющимися методами и функцией системы. Измеритель эффективности показывает, как должны оцениваться различные части системы.

         Второй этап проектирования системы – построение модели (или  представление) предлагаемой системы. Способность имитировать систему имеет решающее значение для эффективного проектирования. Первоначальная схематизация может достаточно детально отражать систему, включая все подсистемы, входящие в систему в целом, что дает возможность анализировать форму входа, процесса и выхода каждой подсистемы.

         Третий этап проектирования системы управления – имитация функционирования системы для определения ее сильных и слабых сторон. В ходе имитации работы системы будут появляться опытные данные, которые дадут возможность совершенствовать проект системы. При этом следует постоянно поддерживать соответствие между сбором и анализом данных и моделью.5

         Поскольку выработка  решений специализирована по специфическим  сферам деятельности организации, подлежащим управлению (например, могут формироваться решения по вопросам реализации продукции, производства, кадров), предыдущую диаграмму можно представить в виде ряда параллельных диаграмм (рис. 3).

   

   Рис. 3. Специализация процесса управления по областям деятельности организации

         Процесс формирования решения можно расчленить на специализированные функции, и, следовательно, организация может иметь руководителей, которые будут выполнять только большую или меньшую часть функции выработки решения. Процесс формирования решения можно представить как последовательность процессов.

         В системе управления человек, решающий проблему, должен быть обеспечен набором заранее подготовленных программ. Или же, если входы разнообразны, он может по своей инициативе выбирать из набора альтернатив решений те методы или средства, которые он будет использовать. Если от системы управления ожидают выработки решений, позволяющих достичь определенного среднего значения некоторой величины и если это значение не достигнуто, то это указывает на необходимость более детальной разработки программы.

    Глава 2. Управленческое решение, как результат  управленческой деятельности.

    2.1. Понятие и сущность управленческого решения

     В литературе по менеджменту понятия  принятия решений и управленческой деятельности настолько тесно переплетены и взаимосвязаны, что часто употребляются как синонимы. И это не случайно. Процессы принятия управленческих решений занимают центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности, т.к. именно они в наибольшей мере определяют как содержание этой деятельности, так и ее результаты.

     Повседневная  деятельность менеджера включает в  себя постановку целей, прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и стимулирование, контроль и регулирование, оценку исполнения, интерпретацию результатов. Каждый его шаг сопровождается принятием управленческого решения. Принятие решений является основным видом интеллектуальной деятельности менеджера.

     Решение - это результат выбора альтернатив  из множества возможных вариантов  и представляет собой руководство  к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

     В менеджменте понятие "решение" включает в себя три аспекта изучения:

     · решение как процесс, который  можно разложить на некоторое  количество этапов, действий, характеризующихся протяженностью во времени;

     · решение как акт выбора одного из нескольких разработанных вариантов действий;

     · решение как результат выбора и как руководство к действию для менеджера и его подчиненных, за которое менеджер несёт ответственность.

     Однако  не каждое решение, принимаемое менеджером на рабочем месте, рассматривается в менеджменте. С точки зрения науки и практики эффективного управления продуктом деятельности менеджера являются управленческие решения.

     Управленческое  решение представляет собой выбор  предварительно осмысленной цели, а  также средств и методов ее достижения.

     В управлении термин «решение» имеет  два значения:

     * выработка управленческого воздействия  (решение управленческой задачи);

     * принятие решения, т.е. установление  того, что данное действие (воздействие) должно быть осуществлено.

     Каждое  управленческое решение имеет:

     * субъект - лицо или орган, которые  принимают это решение;

     * объект - трудовой коллектив или  отдельные работники, которые  должны выполнять это решение;

     * предмет - содержание решения,  в котором определяется, что и  как нужно делать.6

     Таким образом, управленческое решение является актом субъекта управления, определяющим деятельность и поведение объекта  управления.

Посредством решений устанавливаются цели деятельности организации, определяются функции, права и ответственность работников, устанавливаются правила поведения в организациях, вырабатывается система мер поощрения и взыскания, распределяются ресурсы. Управленческое решение есть комплексный акт, включающий правовой, социальный, психологический и другие аспекты. В правовом отношении управленческое решение является властным актом субъекта управления, в котором он выражает свою волю, реализует предоставленные ему права распоряжаться трудом подчиненных работников, материальными и денежными средствами в интересах производства. Управленческое решение является актом социальным, так как принимается людьми и затрагивает интересы людей. Управленческое решение является психологическим актом, так как представляет собой результат мыслительной деятельности человека.

Информация о работе Роль и место управленческих решений в организации процесса управления