Развитие министерского звена управления в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 23:14, курсовая работа

Описание

Завершило оформление министерской системы в России издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств», составленного при участии М.М.Сперанского. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств и устанавливалось, что все министры «подчинены непосредственно верховной власти», т.е. императору. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

Содержание

Введение____________________________________________________3
Глава 1. Значение министерств__________________________________5
Глава 2. Появление министерской системы управления _____________7
2.1. Опыт зарубежных стран____________________________________7
2.2. Зарождение министерств в России. Причины упразднения петровских коллегий_______________________________________________8
2.3. Содержание и этапы реорганизации центрального государственного аппарата_________________________________________10
2.4. Противники и сторонники реформы государственного управления______________________________________________________23
Глава 3. Развитие министерского звена управления в зарубежных странах
3.1. Особенности министерских систем_______________________________29
3.2.Функциональные административные реформы________________31
Заключение_________________________________________________36
Список используемой литературы______________________________38

Работа состоит из  1 файл

история России.docx

— 72.05 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение____________________________________________________3

Глава 1. Значение министерств__________________________________5

Глава 2. Появление министерской системы управления _____________7

2.1. Опыт зарубежных стран____________________________________7

2.2. Зарождение министерств в России. Причины упразднения петровских коллегий_______________________________________________8

2.3. Содержание и этапы  реорганизации центрального государственного  аппарата_________________________________________10

2.4. Противники и сторонники  реформы государственного управления______________________________________________________23

Глава 3. Развитие министерского  звена управления в зарубежных странах

3.1. Особенности министерских  систем_______________________________29

3.2.Функциональные административные реформы________________31

Заключение_________________________________________________36

Список используемой литературы______________________________38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наиболее значительным изменениям в начале XIX века подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия, не обеспечивал необходимую централизацию и персональную ответственность чиновников.  Необходимо было более гибкое, оперативное, централизованное исполнительное управление. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н.Н. Новосильцева о создании министерской системы управления, предпосылки которой формировались в исполнительных структурах и обозначились на рубеже веков, отразив и министерские образцы других стран.

В соответствии с царским  Манифестом «Об учреждении министерств» 1802 г., было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских  сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного  просвещения. Два из них прежде не имели аналогов в Российской системе управления – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. К 1861 г. их стало 9, к 1917 – 12.

Учреждалась должность «товарища  министра» — помощника министра. Совмещены должности министра юстиции  и генерал-прокурора Сената. Определены функциональные направления, предметы и параметры деятельности каждого  министра, подведомственные ему сохраненные  государственные коллегии и другие учреждения, что обеспечивало преемственность  управления и эволюционный характер преобразования его аппарата при  переходе на качественно иной уровень  единоначалия, ответственности, исполнительности и формирования ведомственности.

Завершило оформление министерской системы в России издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств», составленного при участии М.М.Сперанского. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств и устанавливалось, что все министры «подчинены непосредственно верховной власти», т.е. императору. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Наиболее важные дела рассматривались Советом при министре  - совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов.

В данной работе мы постараемся  проследить процесс перехода от коллегий к министерствам; проанализировать различные точки зрения на необходимость  этих преобразований, а также мнения насчет последствий, к которым эти  преобразования привели; проследить зарубежный опыт по данному вопросу.

Для реализации поставленных целей в структуре курсовой работы выделим 3 главы, которые в свою очередь  будут подразделяться на под главы  для более конкретного рассмотрения предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Значение министерств

 

Значение министерств для изучения отечественной истории чрезвычайно высоко. Это - основное звено исполнительной власти, которая в России традиционно определяла курс развития страны. В Российской империи министры были ближайшими советниками императоров и являлись посредствующим звеном между верховной властью и органами подчиненного управления. Ни одна крупная реформа в политической жизни, ни одно крупное преобразование в социально-экономической сфере не проходило мимо министерских канцелярий. Даже в период существования Государственной думы в начале XX в. именно от министерств исходила законодательная инициатива, а Правительствующий Сенат признал противоречащим закону один из параграфов наказа (регламента работы) Государственной думы, предоставлявший ее комиссиям право разрабатывать законопроект при согласии министра подготовить аналогичный проект закона1. После этого Совет министров предписал чиновникам ведомств не сообщать комиссиям парламента необходимых им материалов. Они также не должны были являться в эти комиссии для разъяснения каких бы то ни было вопросов.

Особенно важна история  министерств для XX в., большую часть которого страна прожила в условиях чрезвычайного времени. А в условиях революций и Гражданской войны, внешней опасности, двух мировых войн и периодов восстановления народного хозяйства или сходных по своим последствиям результатам реформирования всех сторон жизни страны в 90-е гг. роль исполнительной власти неизбежно возрастала. Следует также напомнить, что даже до попытки построить в нашей стране социалистическое общество в России традиционно большое место в экономике занимал государственный сектор, а, следовательно, значительной была роль органов управления государственным имуществом2. Всегда было велико значение органов государственного регулирования экономики, в котором самое активное участие принимали министерские чиновники.

В истории министерской системы  управления есть ряд проблем, слабо  изученных даже в теоретическом  плане. Например, соотношение коллегиального и единоличного начала в принятии решений, трансформация министерств  в наркоматы и снова в министерства, их место в системе партийно-государственного управления в СССР, роль министерств  в условиях становления рыночной экономики в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Появление министерской системы  управления

 

2.1. Опыт зарубежных стран

 

Кабинет с ответственными министрами впервые появился в Англии еще в XIV в. Тогда впервые Палата общин обеспечила за собою право привлекать к ответственности перед парламентом советников короля не только за уголовные преступления, но за их политическую деятельность, нанесшую ущерб стране. Во времена Генриха IV, первого из династии Ланкастеров (правил в Англии с 1399 по 1413 гг.), парламент принимал непосредственное участие в выборе министров. Призванный после так называемой "Славной революции" 1688 - 1689 гг. на английский престол правитель Нидерландов Вильгельм III Оранский по необходимости должен был опираться на парламент и стал назначать на министерские должности лиц, которые принадлежали к господствующей партии или пользовались расположением палаты общин. В XVIII в. в ходе войны с американскими колониями палата общин настояла на смене кабинета министров, и этот случай стал играть роль прецедента, на котором основывался принцип солидарной ответственности министров перед парламентом. С конца XVIII в. кабинет формировался из лиц партии, имевшей большинство в Палате общин. Король поручал составление кабинета лидеру этой партии, который становился первым министром (министром-президентом, премьером)3.

В континентальной Европе министерства образовались гораздо  раньше появления конституционных  форм правления. Это происходило  под влиянием общего развития государственной  власти, централизации управления и  упорядочения его путем разделения отдельных отраслей между разными  ведомствами. Так, например, еще в XVI в. возникли министерства во Франции. Кстати, здесь они первоначально ведали не отдельными отраслями управления, а территориями. В европейских государствах короли, как правило, сами назначали и увольняли министров.

В государствах Западной и  Центральной Европы новая система  управления утверждалась в борьбе с  коллегиальным устройством центрального государственного аппарата. По мнению известного российского государствоведа конца XIX в. Н.М. Коркунова, коллегии неплохо справлялись со своими обязанностями, пока их роль сводилась к регламентации деятельности частных лиц. Когда же государство стало решительно вмешиваться в общественную жизнь, "явилась настоятельная необходимость поставить администрацию в более живую и непосредственную связь с верховным управлением и для того пришлось заменить коллегии единоличными органами".

 

2.2. Зарождение министерств в России. Причины упразднения петровских коллегий

 

В отличие от большинства  европейских государств, в России изначально система управления строилась  на принципе единоначалия (приказы), что  обуславливалось ролью, которую  играло государство в ее истории. Переход от приказной системы  управления к коллегиальной в начале XVIII в. был обусловлен конкретно-историческими обстоятельствами реформ Петра I. Коллегии оказались тогда более полезными для государства, ибо являлись хорошей школой управления. А царю-реформатору нужны были люди, которые помогали бы ему осуществлять грандиозные планы переустройства России.

Однако коллегиальное  начало в построении центрального государственного аппарата не удержалось долго в России. Историки и юристы в разные годы пытались объяснить причину быстрого по историческим меркам перехода вновь  от коллегиальности к единоначалию. Приведем несколько точек зрения.

А.Д. Градовский писал о незавершенности петровских реформ в области государственного аппарата. В частности, не удалось создать стройную и стабильную систему местного управления, что сразу сказалось на деятельности коллегий, "которые должны были взять на себя всю тяжесть администрации, со всеми ее подробностями, не имея, однако, средств к управлению, при незнании местных условий, при отсутствии достойных исполнителей в губерниях и провинциях". Не было и органа, который мог бы координировать деятельность коллегий, осуществлять за ними должный надзор. Отчасти эти функции Петр I возложил на Правительствующий Сенат, но известно, что его роль после смерти первого российского императора резко упала4.

Ученик Градовского Н.М. Коркунов объяснял упадок коллегиальной формы управления отсутствием достаточного количества посредников между монархом и многочисленными органами администрации. В XVIII в. такую роль играл по существу лишь генерал-прокурор, соединив в своих руках три важнейших министерских портфеля: министра внутренних дел, юстиции и финансов. "Такое лицо, - писал Коркунов, - не могло стоять близко к отдельным задачам управления, не могло быть близко знакомо с условиями административной деятельности. Поэтому оно естественно являлось преимущественно представителем личной воли монарха, а не потребностей, запросов самого управления". Организация министерств, по его словам, создала возможность представительства интересов ведомств в сфере верховного управления, ведь министр лично ответственен за успешное функционирование вверенной ему отрасли управления. Помимо этого Коркунов в отказе от коллегиальной формы управления видел стремление отделить административную власть от судебной.

В советское время наиболее распространенным объяснением перехода от коллегий к министерствам была необходимость перехода к более  гибким и оперативным формам центрального управления в связи с обострением  классовой борьбы в стране и общим усложнением стоящих перед государством задач.

Современные исследователи  указывают на дороговизну аппарата управления XVIII в., его низкую эффективность, постоянные поиски более рационального  разделения функций государственного управления. Так, известный специалист в истории государственной службы России Л.Е. Шепелев отмечает, что "и сам Петр I, и его преемники были поражены теми трудностями, с которыми оказалось связано создание в России новой системы управления, а также огромностью возникавших расходов… Поэтому усилия ближайших преемников Петра I оказались направлены в первую очередь к упрощению и прямому сокращению создаваемого государственного аппарата". По его мнению, именно с этим связано постоянное изменение числа и состава коллегий, попытка резко сократить их количество (сохранить лишь несколько главнейших) при Екатерине II5.

Все эти точки зрения по-своему верны и отражают разные грани  поиска наиболее оптимальной формы  управления. Но первопричину появления  министерств, на наш взгляд, следует  искать в возрастании роли государства  в хозяйственной жизни, образовании, культуры и т.д. Один из наиболее ревностных сторонников министерской системы  В.П. Кочубей вполне справедливо  писал: "С течением времени расширение народного труда, преумножение богатства, успехи промышленности и просвещения  потребовали большей попечительности со стороны правительства: когда признано было нужным точнее означить для каждой части пределы ее и образ ее действия, тогда все неудобства бывшего тогда управления скоро и почти вдруг обнаружились"6.

 

2.3. Содержание и этапы реорганизации  центрального государственного  аппарата

 

Термин "министр" неоднократно употреблялся в России с начала XVIII в. Так, при Петре I существовала Консилия (Конзилия) министров, а при Анне Иоанновне Кабинет министров. Но эти учреждения еще не представляли собой единоличного начала в управлении.

Впервые о реорганизации  центрального управления открыто заявил видный государственный деятель  второй половины XVIII в. Н.И. Панин. В докладе  Екатерине II он указал, что государственное  управление должно быть разделено между  несколькими лицами, обязанными заботиться "о тех государственных частях, кои по их натуре требуют всегдашнего  поправления, частых перемен и полезных новостей".

Информация о работе Развитие министерского звена управления в зарубежных странах