Программно-целевой подход к планированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - анализ программно-целевого подхода в государственном управлении.
Широкое применение за годы экономических реформ получил такой действенный инструмент государственного воздействия на экономические процессы, как программно-целевое планирование.
Общепризнанно его преимущество над другими формами государственного планирования и прогнозирования в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимся в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация целевых программ развития регионов страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ 5
1.1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 13
ГЛАВА 2. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 26
2.1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
2.1. СОСТОЯНИЕ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАРЕЛИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение……………………………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Програмно-целевой подход в управлении.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

     Будучи  эффективным способом решения самых  разнообразных экономических, социальных, военных, политических и других проблем, программно-целевой метод лишен в то же время универсальности в том смысле, что операции, процедуры, алгоритмы практического воплощения этого метода не могут быть сформулированы, определены таким образом, чтобы распространяться па любую проблему. Иначе говоря, программно-целевой метод воплощает общую методологию управления решением проблем, отражает методические подходы и содержит методические рекомендации достаточно общего характера. Однако, применяя программно-целевой метод к решению конкретной проблемы, приходится, опираясь на его принципы, методологию, разрабатывать методику и технологию определения программных целей, путей и средств решения данной проблемы с учетом ее специфики, индивидуальности, которую не способна отразить общая программно-целевая методология.

     Для российской экономики важный урок последних  лет заключается в понимании  необходимости для страны формирования целостной системы государственного регулирования экономики. Речь не идет о возвращении к системе директивного планирования и управления, когда всепроникающее государство регламентировало сверху донизу все аспекты работы каждого предприятия или учреждения. Речь о том, чтобы сделать российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающим баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры социально-экономического развития, создающим условия и механизмы их достижения. В нынешней ситуации требуется большая степень государственного воздействия на социально-экономические процессы.

     В заключение хотелось бы подчеркнуть  достоинства программно-целевого метода формирования бюджета (бюджетирования), которые состоят в следующем:

     - предоставление государством населению  именно тех общественных благ  и услуг, в которых общество  реально заинтересовано. Программно-целевые методы формирования бюджета обеспечивают финансирование тех общественных благ и услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления, которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;

     - переход на программно-целевое бюджетирование позволяет критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от многих видов расходов, осуществляемых «по инерции», без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов,

     - выбор решений производится с учетом не только сиюминутных, но более отдаленных последствий;

     - усиливается ответственность государственных министерств и ведомств за конечный результат под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей. Регулярная публикация отчетов о достигнутых результатах деятельности министерств позволяет обществу реально оценивать деятельность правительства;

     - повышается обоснованность решении о государственных расходах. Существенно повышается информационная база принимаемых правительством и депутатами бюджетных решений. В частности, благодаря наличию информации о том, как могут повлиять разные уровни финансирования программ на социальную и экономическую эффективность государственных расходов, появилась возможность сокращать расходы, не сокращая программы;

     - появляется возможность реально оценивать финансовое состояние государства благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов. Это имеет особо большое значение для управления будущими рисками, прежде всего риском того, что на будущие поколения будет возложен непомерный груз финансовых обязательств, образовавшихся в результате принятия неучтенных обязательств.

     Наиболее  глубоко и последовательно программно-целевой метод проявляется в разработке и практической реализации обширной совокупности целевых программ решения народнохозяйственных проблем социального, экономического, научно-технического, регионального, организационного характера. Это основное поле приложения данного прогрессивного метода и самый эффективные способ концентрации усилий на решении важнейших социально-экономических проблем в тех областях, где традиционные способы управления не обеспечивают выход из ситуации, породившей проблему, и преодоление самой проблемы.

     2.1. Состояние целевого  программного управления  в Карелии

 

     Республиканские целевые программы  Республики Карелия (далее – республиканские целевые программы или программы) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Республики Карелия.

     Республиканские целевые программы одни из важнейших средств реализации целей и приоритетов государственной политики и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов, направленных на решение проблем, входящих в сферу компетенции органов государственной власти Республики Карелия, и носят межотраслевой характер.

     Республиканская целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в  рамках программы. Программы на подпрограммы подразделяются исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

     Инициаторами  постановки проблем для решения  программными методами с использованием средств республиканского бюджета Республики Карелия  могут выступать органы законодательной и исполнительной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления, а также организации и граждане.

     Необходимость решения проблем программными методами определяется федеральными законами, законами Республики Карелия, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Главы правительства Республики Карелия, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Министерств  Республики Карелия13.

     Предложение о программной разработке проблемы направляется инициатором в орган исполнительной власти Республики Карелия, на который возложены координация и регулирование в соответствующей поставленной проблеме сфере деятельности.

 

     Таблица 2.1.

     Финансирование  республиканских целевых программ на 2006-2012 гг., млн.руб.14

     Наименование

     республиканской целевой программы

Общий объем  финансирования
  РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ - ВСЕГО 18 149 477
       в том числе:       
1      "Развитие  сферы культуры в Республике  Карелия

     на  период до 2012 года"

     
2 129 818
2      "Жилище" (2006-2010 гг.) 1799,62
3      "Реформирование  и модернизация жилищно-коммунального  комплекса Республики Карелия" (2004-2010 гг.) 2979,19
6      "Социальное  развитие села до 2010 года" 1395,64
7      "Экология  и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 гг." 15 349 840
10      "Развитие  образования в Республике Карелия   на 2005-2007гг. " 362,736
12      "Предупреждение  и борьба с  социально значимыми

     заболеваниями в Республике Карелия на 2005-2008 годы"

402 367
14      "Дети  Карелии на 2004-2007 гг." 161 645
16      "Информатизация  Республики Карелия на 2004-2007 годы" 29,282
18      "Государственная  поддержка карельского, вепсского  и финского языков в Республике  Карелия на 2006-2010 годы" 22,807
19      «Реализации антинаркотической политики в Республике Карелия на 2006-2008 годы       7,126
20      "Активное  вовлечение в топливно-энергетический  комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы"       102,6
22      «Здоровый образ жизни» на 2005-2010 гг. 39,951
23      «Развитие физической культуры, спорта в Республике Карелия на 2006-2010 годы» 275,9

 

 

     заключение

 
 

     Целевые программы и программно-целевой метод в целом являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на социальные и экономические процессы в стране.

     В течение всего периода реформ государство использует их как инструмент прямого воздействия на экономику, с помощью которых облегчается  решение сложных проблем федерального и регионального уровней, требующих проведения комплекса согласованных мероприятий в различных сферах.

     В последнее время внимание государства  к целевым программам усилилось, в том числе в смысле роста  уровня их бюджетного финансирования (при его существенном перераспределении  в пользу программ по развитию основных отраслей экономики и производственной инфраструктуры). Однако пока не решены фундаментальные проблемы разработки и реализации целевых программ сложно говорить об эффективности их использования в России в настоящее время.

     В работе проведен анализ теоретико-методологических основ государственного регулирования социально - экономических процессов. Анализ показал:

     - в стране накоплен значительный  опыт разработки и применения  целевых программ, реализация которых  позволила достичь многих целей социально-экономического развития.

     - целевые программы имеют широкое распространение в промышленно-развитых и развивающихся странах. Исследование мирового опыта подтверждает целесообразность применения целевых программ в решении социально-экономических проблем.

 

     список  использованной литературы

 
 
  1. Закон Республики Карелия № 909-ЗРК от 06.10.2005 «О бюджетных целевых программах Республики Карелия» // Законодательное Собрание Республики Карелия. - №10. Ст.45.
  2. Постановление Правительства Республики Карелия № 44-П от 17.04.2006 «Об утверждении Порядка разработки и реализации бюджетных целевых программ Республики Карелия» // Карелия. – 2006. – 19 апреля.
  3. Распоряжение Министерства экономики Республики Карелия № 1 от 26.01.2000 «Об утверждении правил по оформлению республиканских целевых программ экономического блока» // Карелия. – 2000. – 29 января.
  4. Афонина И. А. Федеральные целевые программы как форма государственной поддержки реального сектора экономики / И. А. Афонина // Право и экономика. - 2003. - № 12. - С. 3-6.
  5. Бабашкина А. М.  Государственное регулирование национальной экономики: Учебное  пособие / А. М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  6. Воронин А. П. Муниципальное хозяйствование и управление / А. П. Воронин. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  7. Гордин В.Э. Социальное программирование. Учебное пособие / В. Э. Гордин. – СПб.: Изд-во унив-таСПБУЭФ, 1996.
  8. Картаева Е.  Управление развитием: насущные проблемы и возможные варианты решения / Е. Каратаева, Н. Родина, О. Яковлев // Муниципальная власть. – 2003. - №4. – С.34-36.
  9. Мазуренко С. Федеральные программы - инструмент инновационного обновления российской экономики : [интервью] / С. Мазуренко ; бесед. П. Шинкаренко// Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 5. - С. 8-15.
  10. Маршалова А. С. Управление экономикой региона / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. - Новосибирск, 2001.
  11. Медведев С. Целевые программы как способ решения городских проблем / С. Медведев // Муниципальная власть. - 2003. - № 4. - С.57-58
  12. Мельников Р. М. Федеральные целевые программы территориального развития: проблемы и перспективы / Р. М. Мельников // Регион: экономика и социология. - 2006. - № 3. - С. 15-29.
  13. Отчет по реализации республиканской целевой программы «Развитие образования в Республике Карелия» на 2005-2007 годы за 2006 год
  14. Паникарова С. В. Программно-целевой подход в региональной экономике / С. В. Паникарова // ЖО. Экономика и организация промышленного производства. - 2007. - № 1. - С. 101-112.
  15. Перелыгин Ю. А. Стратегии развития и федеральные целевые программы / Ю. А. Перелыгин // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2005. - № 10. – С. 37-39.
  16. Региональная экономика и управление : учебное пособие / Под ред. Е. Г. Коваленко. – СПб.: Питер, 2005.
  17. Рылов В. П. Региональная экономика и управление : учебное пособие / В. П. Рылов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Омск. гос. техн. ун-т". - Омск : Издательство ОмГТУ, 2005. - 245 с.
  18. Рябухин С. Н. Целевые программы развития регионов / С. Н. Рябухин // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2003. - № 4. - С. 15-20.
  19. Самусенко К. Целевые программы как инструмент государственного управления / К. Самусенко  // Управление: история, наука, культура : тезисы докладов 10-й научной межвузовской студенческой конференции (25 - 26 апреля 2006 года) : посвящается 100-летию российского парламентаризма. - Петрозаводск, 2006. - С. 70-72.
  20. Статистический сборник «Россия в цифрах». - М: Госкомстат, 2006. – 109 с.
  21. Статистический сборник «Социально-экономическое положение России». Январь-июль 2006 года. – М.: Госкомстат, 2006. – 143 с.
  22. Республиканские целевые программы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gov.karelia.ru

 

     Приложение 1

 
 

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Схема последовательности работ  по подготовке целевых программ по: Региональная экономика и управление : учебное пособие / Под ред. Е. Г. Коваленко. – СПб.: Питер, 2005.


Информация о работе Программно-целевой подход к планированию