Программно-целевой подход к планированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - анализ программно-целевого подхода в государственном управлении.
Широкое применение за годы экономических реформ получил такой действенный инструмент государственного воздействия на экономические процессы, как программно-целевое планирование.
Общепризнанно его преимущество над другими формами государственного планирования и прогнозирования в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимся в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация целевых программ развития регионов страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ 5
1.1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 13
ГЛАВА 2. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 26
2.1. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 26
2.1. СОСТОЯНИЕ ЦЕЛЕВОГО ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КАРЕЛИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Приложение……………………………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Програмно-целевой подход в управлении.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Содержание  
 
 
 

 

     введение

 
 

     Широкое применение за годы экономических реформ получил такой действенный инструмент государственного воздействия на экономические  процессы, как программно-целевое  планирование.

     Общепризнанно его преимущество над другими  формами государственного планирования и прогнозирования в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимся в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация целевых программ развития регионов страны.

     Эти годы явились периодом интенсивного поиска наилучших методов использования  и реализации федеральных целевых  программ (ФЦП) в том числе и  целевых программ развития регионов (РЦП). Совершенствовались порядок и методы разработки целевых программ, уточнялся их перечень, предназначенный для финансирования из федерального и регионального бюджетов, определялись организационные основы их реализации.

     Вместе  с тем к настоящему времени методы разработки и реализации РЦП развития регионов нельзя считать достаточно отработанными. Существуют проблемы как в обеспечении действительной приоритетности развития тех или иных регионов, отобранных для решения их экономических и социальных проблем программными методами, так и в финансовом обеспечении их реализации.

     Следует отметить, что возможности программно-целевого подхода предопределяют:

     - во-первых, максимальное удобство  для управляющего органа добиваться  именно с помощью целевых программ  конечных целей. Целевая программа позволяет структурировать основную цель (т.е. выделить отдельные подцели), четко списать все уровни решения проблемы и необходимые для этого ресурсы, проконтролировать расходование выделенных ресурсов и степень достижения поставленной цели. Таким образом, следует признать, что программирование оказалось весьма удобным инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов;

     - во-вторых, целевые программы позволяют  сконцентрировать дефицитные ресурсы  на наиболее приоритетных, с точки зрения управляющего органа, направлениях;

     - в-третьих, целевые программы  являются своеобразными «островками»  эффективного государственного  регулирования социально-экономических  процессов в условиях отсутствия  тотального директивного планирования;

     - в-четвертых, государственное программирование  органично вписывается в систему  бюджетного финансирования, позволяя  управляющему органу выделять  для решения социальной проблемы  определенные финансовые ресурсы.

     Государственное регулирование планирования в экономике рассматривается в работах многих отечественных и зарубежных авторов: В.И. Видяпина, В.Г. Князева, В.П. Орешина, Б.А. Попова, Н.С. Косова, Дж. Хеизера, Б.Рендера. Программно-целевой метод описан в работах Б.А. Райзберга, Н.И. Комова, А.Р. Лейбкинда, Л.Г. Лобко, Б.З.Мильнера, Г.Х. Попова, Г.С. Поспелова И.Эдама, Дж. Иберта и других авторов.

     Цель данной курсовой работы - анализ программно-целевого подхода в государственном управлении.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

     - рассмотреть объективную необходимость  целевого программного управления;

     - дать классификацию целевых программ;

     - рассмотреть программно-целевой  метод государственного управления;

     - провести обзор программного  управления в РК.

 

     глава 1. программно-целевой подход к планированию

    1.1. Объективная необходимость  целевого программного  управления

 

     В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика, в той или иной степени, управляется государством в лице государственных органов, при этом соотношение инструментов государственного регулирования зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей страны и характера решаемых в конкретное время задач.

     Проблема  государственного вмешательства в экономику является важной для любого государств. Оно имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в условия развития рыночной экономики.

     В странах с централизованной (административно-командной) экономикой вмешательство государств, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо более значительно и к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными ресурсами и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

     В странах с рыночной экономикой степень  вмешательства государства и    его    органов    в    экономическую    деятельность    предприятий    и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, различных льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину своего влияния на экономику.

     Государственное регулирование экономики - воздействие  государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется госрегулирование, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль.1

     Функционирование  рыночной экономики не исключает, а, наоборот, предполагает достаточно активное воздействие государства на экономические процессы. Это воздействие во всех странах с рыночной экономикой осуществляется в таких общеизвестных формах, как налоговое, таможенное и корпоративное законодательство, государственный заказ, правила функционирования банковской системы, фондового и валютного рынков, политика процента рефинансирования и т.д. Все эти формы государственного воздействия на экономические процессы не вызывают возражения с точки зрения механизма функционирования рыночной экономики.

     Обычно  у сторонников либеральной модели рыночной экономики решительное  неприятие вызывает инвестирование государством бюджетных средств  в развитие отраслей реальной экономики. Действительно, в рыночной экономике в реальную экономику инвестироваться должны преимущественно корпоративные финансы. Но и здесь есть существенные исключения. Известно, например, что в США - стране с наиболее либеральной рыночной экономикой - весьма крупные государственные средства активно участвуют в венчурном капитале. И это понятно. Вложения в новейшую технику корпорации осуществляют с крайней осторожностью, и поэтому финансирование разработки и внедрения новейшей техники часто берет на себя государство.

     Можно привести и другие примеры, когда те или иные проблемы могут решаться только при активном участии государственных финансов. Так, во всех развитых странах государственные средства в значительных объемах вкладываются в решение ряда острых социальных проблем, особенно касающихся детей, молодежи, инвалидов. Иными словами, государство вкладывает свои средства, собранные в бюджеты в виде налогов, в решение тех проблем, которые в требуемые сроки и в необходимом объеме рынок решить не может. Эта тенденция характерна на современном этапе и для России.

     Российская  экономика в настоящее время  все еще находится и в ближайший  обозримый период будет находиться, в известной мере, в переходном состоянии к полнокровным рыночным отношениям. С одной стороны, более трех четвертей российских предприятий и организаций перешли в частную собственность и еще более 10% являются собственностью общественных организаций или находятся в совместной российской и иностранной собственности. Все эти предприятия и организации не входят в отношения подчиненности с государственными органами исполнительной власти, все свои действия подчиняя корпоративным интересам, что и отвечает требованиям рыночных механизмов.

     С другой стороны, рыночные механизмы  пока полностью не отлажены, все  еще находятся в стадии становления и формирования. Идет интенсивный законотворческий процесс, постоянно вносящий уточнения в правила функционирования субъектов рынка. Сама структура экономики (отраслевая, организационно-управленческая, территориальная), оставшаяся в наследство от планово-централизованной системы ведения хозяйствования серьезно затрудняет нормальное действие рыночных механизмов.

     Далеко  не просто складывается на современном  этапе социально-экономическое развитие России. Наметившийся после финансового  кризиса в августе 1998 г. экономический рост не приобрел еще должной устойчивости.

     Если  в 1999 г. рост ВВП составил 105,4%, то в 2003 г. он вновь пошел на снижение до 105% , в 2006 г. - примерно до 104%. Такое же положение и с ростом промышленного производства: 1999 г. - 111%, 2003 г. 111,9%, 2005 г. - 104,9% и 2006 г. - примерно 104%. Особенно настораживает проявившаяся с 2001 г. тенденция снижения темпов роста инвестиций в основной капитал: 1999 г. -105,3%, 2000 г. - 117,4%, 2003 г. - 108,7% и 2006 г. - примерно 103%.2

     Такая тенденция снижения темпов роста инвестиций в основной капитал делает весьма проблематичным обеспечение достаточных для нормального воспроизводственного процесса темпов экономического роста в ближайшие годы.

     Не  улучшается практически и отраслевая структура промышленного производства, продолжая оставаться в значительной мере топливно-сырьевой. К середине 2005 г. доля во всем промышленном производстве топливно-энергетического комплекса составляла 30.3%, сырьевого (металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) - 28,3%, в то время как машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность вместе взятые – всего 35,9%. И в 2006 г. топливно-сырьевые отрасли продолжали расти быстрее обрабатывающих3.

     Деформированная отраслевая структура промышленности приводит к соответствующей структуре  внешней торговли. Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии) в общем объеме экспорта составил к середине 2006 г. около 55%, металлов - более 12%, а машин и оборудования - только 8%. Совсем другая структура российского импорта.

     Здесь, наоборот, около 35% составляли машины, оборудование и транспортные средства и немногим меньше потребительские товары. Отсюда и крайне высокая уязвимость экономики России от внешнеэкономического воздействия (цены на энергоносители, «антидемпинговые» меры и т.д.).

     Большую озабоченность вызывает очень низкая инновационная активность российских предприятий. В 2006 г. доля инновационной продукции во всей промышленной продукции составила всего 4,4%, в то время как в развитых промышленных странах она составляет обычно 20-30%. Даже в машиностроении, где инновационный процесс должен идти быстрее других отраслей, доля инновационной продукции составляет всего чуть более 10%. Это определяет крайне низкую конкурентоспособность отечественной продукции перерабатывающей промышленности, причем не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В результате страна постоянно испытывает давление экспансии зарубежной продукции, что не позволяет отечественным предприятиям найти свою нишу на рынке и наращивать производство.

     Серьезные проблемы существуют в социальной сфере. В 2006 г. 27,6% населения имело доходы ниже весьма скудного прожиточного минимума. В целом же среднедушевые денежные доходы населения (включая богатых) были всего в 1,93 раза выше этого скудного прожиточного минимума, а средний размер пенсий — на 10% ниже прожиточного минимума пенсионеров. Разрыв между доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных составил 13,8 раза4.

     Решение ряда проблем в этих сферах экономики  требует активного участия государства, в том числе и бюджетными инвестициями.

     В России имеется еще одна крупнейшая проблема, характерная именно для нашей страны, требующая государственного инвестирования. Дело в том, что климатические и исторические условия в России определили крайнюю неравномерность социально-экономического уровня отдельных территорий. Ни одна страна в мире не имеет такого разнообразия климатических условий - от субтропиков до Арктики. Исторически процесс экономического освоения отдельных территорий растянулся на столетия. К этому надо прибавить обширность территории страны, оторванность многих регионов от транспортных магистралей.

Информация о работе Программно-целевой подход к планированию