Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: Понятие, виды, порядок принятия, вступления в си

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Содержание

1. Местное самоуправление…………………………………………………...……2
2. Нормативно правовые акты………………………………………………..…...4
3. Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов…………...12
4. Порядок отмены……………………………………………………………........13
5. Заключение…………………………………………………………………..…...15
Список используемой литературы…………………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 47.26 Кб (Скачать документ)

  Нарушение срока издания муниципального правового акта является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.3

   Подготовка муниципальных правовых актов осуществляется следующим образом.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, его главой, иными выборными  органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными  группами граждан, а также другими  субъектами правотворческой инициативы, названными уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов, перечень и форма прилагаемых  к ним документов устанавливаются  нормативным правовым актом органа или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся эти  проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, определенном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов  местного самоуправления о налогах  и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования 

_____________

3. Кабышев С.В., Козюк М.Н. Муниципальное правотворчество: Научно-методическое пособие.М.,2010г.

(обнародования), порядок  которого закрепляется уставом  муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с актами граждан, за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий акт  и судом; в части, регулирующей осуществление  органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, – уполномоченным органом государственной власти РФ (уполномоченным органом государственной  власти субъекта РФ).

 

 

     В тех законах и уставах, где  вопросы муниципального правотворчества  рассматриваются достаточно подробно, подходы к их решению неодинаковы. Что касается наименования актов  представительных органов, тот тут  наблюдается относительное единство. B большинстве случаев они именуются решениями и постановлениями. Кроме того, в ряду актов представительных органов называются резолюции, заявления, обращения (руководитель представительного органа издает по вопросам организации работы представительного органа распоряжения). Глава муниципального образования, главы администраций издают согласно большинству законов и уставов постановления и распоряжения, руководители структурных подразделений - приказы (в некоторых уставах добавляются правила и инструкции).

   Существует четкое различие между актами нормативными, устанавливающими общеобязательные правила более или менее длительного действия, и ненормативными - правоприменительными, индивидуальными. Причем в одном законе нормативные акты представительных органов называются решениями, ненормативные - постановлениями, а в другом - наоборот. Что касается актов глав муниципальных образований и глав администраций, то здесь относительное единство: нормативные акты называются постановлениями, ненормативные - распоряжениями.      

В некоторых законах и  уставах закрепляется перечень вопросов, по которым представительные органы обязательно должны принимать акты, оформляемые как нормативные  документы (”местные законы”).4     

В законах и уставах  содержатся положения, определяющие субъектов  правотворческой инициативы прежде всего в отношении актов представительных органов. Как правило, это депутаты, глава муниципального образования, главы администраций, органы территориального общественного самоуправления, население.          

Согласно законодательству субъектов Федерации администрация  муниципального образования разрабатывает  и вносит на утверждение представительного  органа местный бюджет. Но эта формула, внешне сходная с приведенной выше, существенно от нее отличается. По сути дела в первом случае мы имеем дело с разрешительным (со стороны административного органа) порядком утверждения местного бюджета, а во втором - с нормальным разделением труда в бюджетном планировании.     

Перечень вопросов, по которым  нормативный акт органов местного самоуправления можно признать затрагивающим  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, достаточно широк. Это, все акты, которые конкретизируют и устанавливают порядок осуществления прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в гл. 2 Конституции Российской Федерации, и касаются порядка ознакомления граждан с документами и материалами органов местного самоуправления, затрагивающими их права и свободы (ст. 24 Конституции), порядка выборов в органы местного самоуправления и порядка участия граждан в референдуме (ст. 32 Конституции), условий бесплатного предоставления жилья малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье (ст. 40 Конституции), порядка бесплатного оказания медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41 Конституции) и т. д. Органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные права граждан и гарантии их обеспечения.

____________

4. Савченко Д.А., Шугрина Е.С., Горожанин В.А. Понятие и виды местного нормотворчества. Новосибирск, 2007г.

 

 Естественно, что решения  по этим вопросам тоже должны  публиковаться в официальном порядке.

Практически в большинстве  законов субъектов Федерации  о местном самоуправлении и уставов  муниципальных образований предусмотрено  осуществление данной нормы. Причем по форме это сделано неодинаково. Там, где все акты органов местного самоуправления вступают в силу после  их опубликования, группа актов по указанным  вопросам специально не выделяется. Она  выделяется при таких условиях, когда  общий порядок вступления в силу принимаемых решений иной и разнообразный.5      

Формула о вступлении в  силу актов органов местного самоуправления после их опубликования не означает, что они начинают действовать  в день их опубликования или на следующий день. Могут быть обстоятельства, требующие перерыва между моментом опубликования актов и вступлением  их в силу. Поэтому в некоторых  уставах закрепляются сроки вступления в силу актов после их обнародования. Например, в Уставе г. Тюмени определено, что соответствующие акты мэра города вступают в силу по истечении 10 дней с момента публикации. В ряде уставов  говорится, что данные документы начинают действовать с момента их официального опубликования, если иное не оговорено в самом документе. Уставы крупных городов определяют, что до сведения населения соответствующие решения доводятся через местные средства массовой информации, иногда - и путем публикации в городских бюллетенях актов местного самоуправления и вступают в силу с даты их опубликования в этих официальных изданиях (г. Хабаровск). Аналогичная ситуация и с уставами районов: в них указывается на необходимость публикации в районных муниципальных средствах массовой информации.     

Сложнее обстоит дело в  малых городах, поселках, сельсоветах, где нет своих СМИ.

______________

5.Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник для вузов –М.: Велби Проспект,2008.-632с.

 В уставах этих муниципальных  образований отсутствуют указания  на то, каким путем публикуются акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина и человека. На практике тексты решений, как правило, вывешиваются в местах, определенных для такой информации: вблизи здания местной администрации, на специальных стендах, размещенных там, где обычно бывает многолюдно, и т. д.

 

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов установлен в ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации". 
   Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. 
   Согласно ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. 
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. 
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). 

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Как правило, муниципальные правовые акты направляются для официального опубликования в официальное печатное средство массовой информации главой муниципального образования. При публикации в официальном печатном средстве массовой информации муниципального правового акта указывается наименование муниципального правового акта, дата его принятия, должностное лицо, его подписавшее, дата его подписания. Муниципальные правовые акты могут быть официально опубликованы также в виде отдельного издания. Муниципальный правовой акт, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

     

           Порядок отмены  муниципальных правовых актов и приостановления их действия установлен в ст. 48 Федерального закона "Об

общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

   Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

 Признание по решению суда закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Подводя итоги данной выполненной  работы, необходимо сделать ряд выводов:

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

  Основные положения на которые ссылается местное самоуправление находятся в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Принятый Государственной Думой 16 сентября 2003 года, одобренный Советом Федерации 24 сентября 2003 года.

    Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Их юридическая природа определяется сутью и назначением местного самоуправления в РФ как территориально-локальной организации граждан РФ в городских и сельских поселениях для самостоятельного, под свою ответственность, решения вопросов местного значения как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.   Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления носят Подзаконный характер, т. е. их издание и содержание должны в полной мере соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, конституциям, уставам и законам соответствующих субъектов РФ.

В систему муниципальных правовых актов входят:

- Устав муниципального образования;

- Правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

- Правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

- Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей его территории. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Порядок отмены актов и приостановления их действия установлен в ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: Понятие, виды, порядок принятия, вступления в си