Правовой статус гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:14, доклад

Описание

Все, что связано с компетенцией гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением должности гражданского служащего. Именно определенная должность является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего.

Работа состоит из  1 файл

Правовой статус гражданского служащего.docx

— 22.55 Кб (Скачать документ)

Правовой статус гражданского служащего

Все, что связано с компетенцией гражданских  служащих, обычно регламентировано в  социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус гражданского служащего. Он возникает  на основе соответствующего законодательства в связи с замещением должности  гражданского служащего. Именно определенная должность является базой для  характеристики социально-правового  положения гражданского служащего. По своей сути социально-правовой статус гражданского служащего — это  установленные и гарантированные  государством и обществом меры должного и возможного поведения работника  в области государственно-служебных  отношений. С изменением государственно-служебных  отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

Основу  социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп  государственно-служебных норм, которые  определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность (экономическое  обеспечение) и гарантии. Именно они  предопределяют основное содержание государственно-служебных  отношений, в которых участвует  данный работник.

Следует подчеркнуть, что статусные нормы  устанавливаются обычно не персонально  для каждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач  и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь  особенные статусные нормы также  делятся на две части: основные и  неосновные (дополнительные).

Общими  статусными нормами называются те, которые свойственны всем гражданским  служащим, независимо от вида, ветви, категории  и группы их должностей. Особенными — те, которые устанавливаются  в зависимости от этих структур. При этом особенные —основные статусные нормы определяются исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные — неосновные — под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Каковы  основные права гражданских служащих? В названном законе перечисляются 18 таких прав. Их характеристика дается в гл. 3, ст. 14. В соответствии с  ними каждый гражданский служащий имеет  право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технические  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом  и иными документами, определяющими  его права и обязанности по  замещаемой должности гражданской  службы, критериями оценки эффективности  исполнения должностных обязанностей, показателями результативности  профессиональной служебной деятельности  и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности служебного  времени, предоставлением выходных  дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых  основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты  в соответствии с настоящим  федеральным законом, иными нормативными  правовыми актами РФ и со  служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке  информации и материалов, необходимых  для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений  о совершенствовании деятельности  государственного органа;

6) доступ в установленном порядке  к сведениям, составляющим государственную  тайну, если исполнение должностных  обязанностей связано с использованием  таких сведений;

7) доступ в установленном порядке  в связи с исполнением должностных  обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные  организации;

8) ознакомление с отзывами о  своей служебной деятельности  и другими документами до внесения  их в его личное дело, материалами  личного дела, а также на приобщение  к личному делу его письменных  объяснений и других документов  и материалов;

9) защиту сведений о гражданском  служащем;

10) должностной рост на конкурсной  основе;

11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку  в порядке, установленном настоящим  федеральным законом и другими  федеральными законами;

12) членство в профессиональном  союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных  споров в соответствии с настоящим  федеральным законом и другими  федеральными законами;

14) проведение по его заявлению  служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных  интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд  при их нарушении;

16) медицинское страхование в соответствии  с настоящим законом и законом  о медицинском страховании государственных  служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих  жизни и здоровья, жизни и здоровья  членов своей семьи, а также  принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение  в соответствии с федеральным  законом.

Особенные — основные права гражданского служащего  также обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их числу  относятся, например, право на принятие вторичных нормативных актов, распоряжения имуществом, дисциплинарной практикой  в отношении подчиненных, визирования  по профилю своей деятельности готовящихся  в данном органе документов и т.д. Среди особенных — дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, использования различной оргтехники, компьютеров и т.д.

Не  меньшую значимость в социально-правовом статусе гражданского служащего  занимают его служебные обязанности. В Федеральном законе в гл. 3, ст. 15 указывается 12 пунктов, устанавливающих  основные обязанности гражданских  служащих. Согласно им каждый гражданский  служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской  Федерации, федеральные конституционные  законы, федеральные законы, иные  нормативные правовые акты Российской  Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации и обеспечивать их  исполнение;

2) исполнять должностные обязанности  в соответствии с должностным  регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих  руководителей, данные в пределах  их полномочий, установленных законодательством  Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных  обязанностей права и законные  интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок  государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего  исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие  государственную и иную охраняемую  федеральным законом тайну, а  также сведения, ставшие ему известными  в связи с исполнением должностных  обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и  здоровья граждан или затрагивающие  их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество,  в том числе предоставленное  ему для исполнения должностных  обязанностей;

9) представлять в установленном  порядке предусмотренные федеральным  законом сведения о себе и  о членах своей семьи, а также  сведения о полученных доходах  и подлежащем ему на праве  собственности имуществе, являющихся  объектами налогообложения, об  обязательствах имущественного  характера;

10) сообщать о выходе из гражданства  РФ или о приобретении гражданства  другого государства в день  выхода из гражданства РФ или  в день приобретения гражданства  другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять  обязательства и требования к  служебному поведению, не нарушать  запреты, которые установлены  настоящим федеральным законом  и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя  о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, и принимать меры  по предотвращению такого конфликта.

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В  случае его исполнения гражданский  служащий и давший это поручение  руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской  службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта  интересов в государственном  органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной  должности.

Гражданские служащие подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Помимо  них на каждого гражданского служащего, в зависимости от специфики занимаемой должности, возлагается какое-то количество особенных (основных и дополнительных) обязанностей. Обычно именно основные специфические обязанности и  составляют сущность профессиональной деятельности гражданского служащего  по обеспечению и реализации полномочий какого-либо государственного органа. По качеству исполнения данных обязанностей, как правило, оцениваются профессионализм  и компетентность гражданского служащего.

Уже отмечалось, что наличие прав и  обязанностей с необходимостью обусловливает  установление различных общих и  особенных ограничений в профессиональной деятельности гражданского служащего. По федеральному закону их 10. Эти ограничения  подкрепляются запретами, которых 17, и требованиями к служебному поведению  гражданского служащего (их 14), что отражено в гл. 3, ст. 16—18.

Если  речь заходит об ограничениях в деятельности гражданского служащего, то они не связаны  с социальными, национальными, религиозными, половыми и другими особенностями  человека. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а  гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным  или ограниченно дееспособным  решением суда, вступившим в законную  силу;

2) осуждения его к наказанию,  исключающему возможность исполнения  должностных обязанностей по  должности государственной гражданской  службы по приговору суда, вступившему  в законную силу, а также в  случае наличия не снятой или  не погашенной в установленном  федеральным законом порядке  судимости;

3) отказа от прохождения процедуры  оформления допуска к сведениям,  составляющим государственную и  иную охраняемую федеральным  законом тайну, если исполнение  должностных обязанностей по  должности гражданской службы, на  замещение которой претендует  гражданин, или по замещаемой  гражданским служащим должности  гражданской службы связано с  использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего  поступлению на гражданскую службу  или ее прохождению и подтвержденного  заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации,  перечень таких заболеваний и  форма заключения медицинского  учреждения устанавливаются Правительством  РФ;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители  и дети супругов) с гражданским  служащим, если замещение должности  гражданской службы связано с  непосредственной подчиненностью  или подконтрольностью одного  из них другому;

6) выхода из гражданства Российской  Федерации или приобретения гражданства  другого государства;

7) наличия гражданства другого  государства, если иное не предусмотрено  международным договором РФ;

8) представления подложных документов  или заведомо ложных сведений  при поступлении на гражданскую  службу;

9) непредставления установленных  федеральным законом сведений  или заведомо ложных сведений  о доходах, об имуществе и  обязательствах имущественного  характера;

В связи с прохождением гражданской  службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе  в деятельности органа управления  коммерческой организацией, за исключением  случаев, установленных федеральным  законом;

Информация о работе Правовой статус гражданского служащего