Правовой статус депутата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание

Депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления 6
2. Правовые аспекты депутатской деятельности 17
3. Участие депутата представительного органа местного самоуправления в нормотворческой работе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Ильдар курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

     В Регламенте городской думы Краснодара в ст. 54 отдельно определяются права депутата непосредственно на заседании Думы: 1) избирать и быть избранным в органы Думы; 2) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых Думой; 3) предлагать вопросы для рассмотрения Думой; 4) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассматриваемых и существу обсуждаемых вопросов; 5) вносить предложения о заслушивании отчета комитета, комиссии Думы либо должностного лица Думы; 6) вносить в Думу предложения о проведении депутатских проверок по любому вопросу, относящемуся к компетенции Думы; 7) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и содокладчикам, а также председательствующему, требовать ответ и давать ему оценку; 8) вносить письменные поправки к проектам принимаемых Думой решений; 9) оглашать на заседаниях Думы общественно значимые мнения граждан; 10) знакомиться с протоколами заседаний Думы.

     Мы  считаем правильным такой подход, который детально регламентирует работу депутата на пленарных заседаниях представительного органа местного самоуправления. Из всех изученных нами регламентов представительных органов местного самоуправления именно в Краснодаре полномочия местного депутата раскрыты наиболее подробно. Если сравнить объем регулирования, например, с Регламентом Нальчикского городского Совета местного самоуправления второго созыва23, то в нем содержатся в основном некоторые процедурные вопросы. В регламентах многих других муниципальных образований, которые были изучены, степень регулирования колеблется между этими двумя вариантами.

     Вместе  с тем некоторые формулировки в Регламенте городской Думы Краснодара требуют корректировки. Так, депутат  имеет право оглашать на заседаниях Думы общественно значимые мнения граждан. На наш взгляд, это право выражено абстрактно, поскольку возникает вопрос о том, для чего это делается. Вряд ли есть необходимость высказывать "общественно значимые мнения граждан" только для того, чтобы они были приняты к сведению остальными депутатами представительного органа местного самоуправления, тем более что отсутствуют критерии того, какое мнение является общественно значимым, а какое нет - в данном контексте имеется в виду, очевидно, что степень общественной значимости определяется самим депутатом. Кроме того, не уточнено, каких вопросов касаются мнения граждан (речь может идти только о вопросах местного значения). Данное право целесообразно исключить из Регламента, поскольку, на наш взгляд, действительно общественно значимые мнения граждан по вопросам местного значения должны трансформироваться во вполне определенные решения местных органов власти, и в этом смысле депутат может на основании такого мнения инициировать принятие такого решения.

     Имеются основания заключить, что участие  депутата в пленарных заседаниях представительного органа местного самоуправления является его обязанностью. При этом в рамках работы представительного органа, т.е. во время его пленарного заседания, депутат обладает набором прав, которые носят сугубо личный характер, то есть он не может их делегировать кому бы то ни было. Анализ нормативных актов и практики показывает, что нормотворческие права депутатов в основном соблюдаются. Вместе с тем в ряде муниципальных образований имеются хотя и не масштабные, но неоправданные ограничения. Представляется также неправильным обязывать депутатов соблюдать этические нормы поведения, поскольку они выходят за рамки права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Представительный  орган муниципального образования создается во всех муниципальных образованиях, за исключением тех поселений, где число жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. Представительный орган состоит из депутатов, избираемых в соответствии с принципами избирательного права.

     В ч. 5 ст. 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывается, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. При этом на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

     Данное  законодательное положение представляется дискуссионным. Так, практически все  депутаты представительных органов  ряда городов и районов Краснодарского края и Кабардино-Балкарской Республики считают установленное ограничение неоправданным. Один из краснодарских депутатов, в частности, отметил: "В представительном органе власти Краснодара всего 10% работает на постоянной основе. Я понимаю - там, где муниципальные образования мелкие, примитивное местное самоуправление, собрался сход граждан, депутаты проголосовали и разошлись. Но для города Краснодара, где 10 комитетов, и из 10 комитетов на профессиональной основе работает только один. Будьте вы трижды профессором, но вы с лету не вникните в те глобальные проблемы, которые есть в Краснодаре по отраслям, этим нужно заниматься профессионально. Хотя бы третью часть состава городской Думы, но не 10% - четырьмя человеками".24

     И с этим трудно не согласиться. Ведь ясно, что работа депутатов не может  быть эффективной при 10% указанной численности. Эта проблема остро стояла еще в начале 1990-х гг. Так, бывший тогда главой администрации г. Краснодара В.А. Самойленко считал, что "в Краснодаре, где население менее одного миллиона человек, можно обойтись без районов. Но не все нужно ломать до конца. Райсоветы депутатов не нужны. Нужен горсовет, но меньше, и чтобы - на постоянной основе"25. Предложение об отмене 10-процентного ограничения выдвигали и члены городского Собрания Южно-Сахалинска. Сахалинцы предлагают внести поправки в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", увеличивающие количество депутатов, работающих в представительных органах местного самоуправления на постоянной профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, до 16 - 20%. Сахалинские депутаты считают это необходимым потому, что в связи с муниципальной реформой существенно увеличилась нормотворческая деятельность представительных органов местного самоуправления26. Однако это предложение пока не находит отклика.

     В научной литературе также высказывается  сомнение в таком ограничении. Так, И.В. Захаров полагает, что "депутатская  деятельность представляется весьма серьезным  занятием. Она предполагает изучение социальных проблем, обсуждение их в комитетах и комиссиях представительного органа. Для этого депутату требуется время на контакты с населением, государственными органами и органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, предприятиями, учреждениями, организациями. И при добросовестном отношении депутата к своим обязанностям у него просто не будет возможности для иных занятий... Идеальным видится вариант, когда на постоянной (профессиональной) основе реализует свое правоположение депутат любого уровня, поскольку данная деятельность важна и являет собой представительство интересов населения. Однако практика показывает, что в таком случае представлять интересы народа будет совершенно иной контингент. Профессионалы же подумают, стоит ли им (хотя бы и на время) прекращать свою трудовую деятельность, чтобы заняться депутатской".27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Нормативно  – правовые акты 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.05.2011) // Российская газета, N 249, 22.12.2001.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.05.2011) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  4. Федеральный закон  от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2007) // Российская газета, N 106, 15.06.2002.
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
  6. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" // Российская газета, N 232, 04.12.1996.
  7. Регламент городской Думы Краснодара (утвержден решением городской Думы Краснодара от 24.11.2005 N 3 (п. 6) - в ред. от 25.05.2006) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
  8. Регламент Нальчикского городского Совета местного самоуправления второго созыва (утвержден решением нальчикского городского Совета местного самоуправления 24 марта 2000 г.) // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

    Специальная литература 

  1. Алексеев  И.А. Муниципально-правовая ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления (на примере субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа) // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 1. С. 24.
  2. Богданов В.Е. Роль и значение представительного органа местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Представительный орган местного самоуправления: Методическое пособие для депутатов. Петрозаводск, 2008. С. 11.
  3. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Екатеринбург, 2008. С. 133.
  4. Дорунова Н. Обращение сахалинцев не поддержано // Вечерний Магадан. 2008. 29 сентября.
  5. Захаров И.В. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 152.
  6. Иванов С.Н., Югов А.А. Правовой статус депутата местного Совета. Екатеринбург, 2008. С. 44.
  7. Как поработали депутаты // Тамань. 2009. 12 февраля.
  8. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2009. С. 177. (Автор комментария к ст. 40 - Лысенко В.В.)
  9. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, дополненное) (под ред. В.И. Шкатуллы). М.: Юстицинформ, 2009. С.114.
  10. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2009. С. 199.
  11. Местное самоуправление в Краснодаре: тенденции развития, проблемы, перспективы: Материалы круглого стола / Под общ. ред. И.В. Упорова. Краснодар: Межрегиональная организация "Совет гражданская инициатива", 2007. С. 20.
  12. Мэр Краснодара отвечает на вопросы горожан // Краснодарские известия. 1993. 27 февраля.
  13. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. М.: НОРМА, 2009. С. 302.
  14. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2008. С.61.
  15. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (постатейный) (4-е издание, переработанное)  (отв. ред. С.Е. Чаннов). М.: Ось-89, 2008. С.115.
  16. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова). М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010.С.116.
  17. Пылин В.В. Представительные органы местного самоуправления. М., 2008. С.91.
  18. Санова Л.Т.  Организация деятельности депутатов представительного органа местного самоуправления и ее правовое обеспечение  // Общество и право, 2008, N 3. С.9.

Информация о работе Правовой статус депутата