Правовой статус депутата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание

Депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления 6
2. Правовые аспекты депутатской деятельности 17
3. Участие депутата представительного органа местного самоуправления в нормотворческой работе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Ильдар курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

     4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

     Согласно действующему законодательству депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, и выборные должностные лица местного самоуправления помимо исполнения основных полномочий могут заниматься только преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, но не занимать административные посты в учебных заведениях, учреждениях культуры, науки и т.п.

     Данная  норма является отсылочной к федеральным законам, регламентирующим уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, оперативно-розыскную деятельность. Такой подход представляется обоснованным, учитывая, что в рамках Закона о местном самоуправлении невозможно предусмотреть все случаи возможного оказания воздействия на выборных должностных лиц местного самоуправления со стороны правоохранительных органов.

     Закон о местном самоуправлении 1995 года (ч. 7 ст. 18) устанавливал, что депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Данные нормы не достаточно полно обеспечивают депутатскую неприкосновенность, так ничего не говорилось об особенностях статуса депутата при совершении в отношении его оперативно-розыскных действий. Процедура обыска на практике часто подменяется другим следственным действием - осмотром места происшествия, и в этом случае никаких гарантий неприкосновенности депутата, его жилища или служебного помещения не установлено.7

     Закрепление гарантий прав депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления в отношениях с правоохранительными органами должно быть направлено на обеспечение депутатской неприкосновенности. Неприкосновенность - одна из важнейших правовых гарантий их деятельности, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

     Особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления установлены главой 52 Уголовно-процессуального кодекса РФ8. Так, в частности, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается прокурором субъекта Российской Федерации (ст. 448 УПК РФ).

     Действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей привлечения депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов  местного самоуправления к административной ответственности. В то же время такие особенности имеются в отношении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, кандидатов на должности выборных должностных лиц местного самоуправления. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"9 (с послед. изм.) устанавливает, что зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации (ст. 24).10

     П. 9 ст. 40 Федерального закона должна служить развитием положений предыдущей статьи, также устанавливая гарантии неприкосновенности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Следует отметить, что данная часть не предоставляет никаких дополнительных гарантий депутатам, кроме уже установленных другими нормативными правовыми актами, в частности Уголовным кодексом Российской Федерации11. Не только депутаты, но и любой гражданин РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им мнение или позицию. Формулировки типа "другие действия, соответствующие статусу депутата", "иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом",  крайне расплывчаты и практически не несут никакой смысловой нагрузки.

     Часть 10 данной статьи устанавливает перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. К ним относятся следующие случаи:

     1) смерть (следует отметить, что данное  основание в прежнем законодательстве  не закреплялось, например, в старой редакции Устава г. Саратова 1996 г.);

     2) отставка по собственному желанию  (в старой редакции Устава г.  Саратова 1996 г. (ч. 6 ст. 36) выделялась  добровольная отставка и отставка  по состоянию здоровья, и в  том и в другом случае решение  Думы принималось простым большинством голосов);

     3) признание судом недееспособным  или ограниченно дееспособным (в  старой редакции Устава г. Саратова 1996 г. (ч. 6 ст. 36) отсутствовала формулировка "ограниченно дееспособным");

     4) признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим (в старой редакции Устава г. Саратова 1996 г. (ч. 6 ст. 36) подобное основание отсутствовало). Данное основание будет весьма сложно применить, т.к. для объявления человека умершим по действующему законодательству должно пройти 5 лет, что составляет как раз срок полномочий депутата;

     5) вступление в отношении его  в законную силу обвинительного  приговора суда;

     6) выезд за пределы Российской  Федерации на постоянное место  жительства (в старой редакции  Устава г. Саратова 1996 г. (ч. 6 ст. 36) основанием для прекращения полномочий главы города был уже выезд на ПМЖ за территорию Саратовской области);

     7) прекращение гражданства Российской  Федерации, прекращение гражданства  иностранного государства - участника  международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

     8) отзыв избирателями;

     9) досрочное прекращение полномочий  соответствующего органа местного  самоуправления;

     9.1) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

     10) иные случаи, установленные настоящим  Федеральным законом. Данный пункт имеет существенное значение, т.к. предусматривает, что основания досрочного прекращения полномочий указанных лиц могут устанавливаться только федеральным законом, но не законами субъектов Российской Федерации или местными нормативно-правовыми актами.12

     Представительные  органы муниципальных образований  реализуют значительный объем полномочий по организации собственной деятельности: подтверждают полномочия депутатов, а  также досрочное прекращение  их полномочий, решают вопрос о досрочном прекращении полномочий самого представительного органа, избирают председателя, его заместителей, образуют комиссии, комитеты, утверждают структуру, штаты, фонд оплаты труда аппарата представительного органа, утверждают положение о нем, планируют и осуществляют предусмотренные местным бюджетом расходы, связанные с деятельностью представительного органа.

     К полномочиям по организации деятельности представительного органа муниципального образования также относится  утверждение правового акта, определяющего внутренний порядок его деятельности (регламента). В регламентах детализируется правотворческий процесс в представительном органе муниципального образования, устанавливается порядок работы представительного органа.

     Наличие системы комиссий и (или) комитетов является одной из особенностей внутренней организации представительного органа муниципального образования. Во многих муниципальных образованиях представительные органы образуют постоянные комитеты (комиссии) из числа своих депутатов. Такие комитеты и комиссии образуются в целях разработки базовых, концептуальных предложений по реализации полномочий представительного органа муниципального образования, предварительного рассмотрения проектов правовых актов и их подготовки к рассмотрению представительным органом, а также рассмотрения иных вопросов, отнесенных к ведению представительного органа. Представительный орган муниципального образования может создавать временные комиссии из числа депутатов. Временные комитеты (комиссии) создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

     Решение об образовании или о ликвидации комитета (комиссии) оформляется решением представительного органа муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Правовые аспекты   депутатской деятельности 

     Основная  деятельность депутата заключается  в участии в работе представительного  органа местного самоуправления и принятии соответствующих решений. Данная деятельность находит подробное регулирование в уставах муниципальных образований и регламентах представительных органов муниципальных образований. Так, в ст. 31 Устава Нальчика указывается, что Нальчикский городской Совет местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленного настоящим Уставом состава Совета. Полномочия Совета прекращаются со дня начала работы Совета нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий. Днем начала работы Совета является день проведения первого заседания Совета нового созыва. Совет осуществляет свои полномочия и принимает правовые акты исключительно в коллегиальном порядке. Для принятия решения по другим вопросам достаточно простого большинства от состава Совета. Решения принимаются простым большинством от состава Совета, если иное не предусмотрено настоящим Уставом. Первое заседание Совета нового созыва проводится не позднее чем на пятнадцатый день после избрания не менее двух третей установленного числа депутатов Совета. Председательствующим на первом заседании Совета нового созыва является старейший по возрасту депутат. Любое заседание Совета является правомочным в присутствии не менее двух третей установленного числа депутатов Совета.

     В этом же Уставе определяется, что организацию  деятельности Совета осуществляет глава города Нальчика, избранный из состава Нальчикского городского Совета местного самоуправления и являющийся председателем Нальчикского городского Совета местного самоуправления. По представлению председателя Совет избирает на своем заседании открытым голосованием заместителя(-ей) председателя Совета на срок, не превышающий срока полномочий Совета. Количество заместителей, порядок избрания, переизбрания и добровольного сложения полномочий заместителя (заместителей) председателя Совета определяется в соответствии с действующим законодательством, положением о Нальчикском городском Совете местного самоуправления, регламентом заседаний Нальчикского городского Совета местного самоуправления. Заместитель председателя может входить в состав постоянных депутатских комиссий. Заместитель председателя Совета выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных Советом, и поручениями главы города Нальчика (председателя Совета).

     Каждый  депутат помимо участия в сессионных заседаниях представительных органов работает в составе депутатских комиссий, деятельность которых также регулируется уставами и регламентами представительных органов местного самоуправления. Так, согласно ст. 33 Устава Нальчика такие комиссии необходимы для предварительного рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Совета, и подготовки по ним правовых актов Совета и контроля за их исполнением, депутатские комиссии создаются из числа депутатов на срок полномочий Совета. Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы депутатских комиссий определяются положением о Нальчикском городском Совете местного самоуправления. Председатели постоянных депутатских комиссий избираются на заседаниях из числа депутатов, входящих в их состав, в порядке, определенном положением о Нальчикском городском Совете местного самоуправления и регламентом заседаний Нальчикского городского Совета местного самоуправления. Решение об их избрании утверждается на заседании Совета. Совет может образовывать временные комиссии и рабочие группы для подготовки и рассмотрения конкретных вопросов по предметам своего ведения. Порядок формирования, задачи и срок полномочий временных комиссий и рабочих групп определяются при их образовании.

     Помимо  этого, депутатская деятельность осуществляется в своем избирательном округе в решении вопросов, волнующих избирателей. Работа с населением заключается в том, что депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей. С этой целью депутат рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы; способствует правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и т.д. Связь депутата с населением необходима для того, чтобы избранники народа были знакомы с общим состоянием (экономическим, социальным и др.) территории своего округа, а также с условиями труда и быта избирателей. В этом депутату помогают перечисленные формы работы с населением.

Информация о работе Правовой статус депутата