Правовая основа организации и деятельности местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:32, контрольная работа

Описание

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие правовой основы местного самоуправления…………………….5
2. Законодательство федерации и субъектов РФ о местном самоуправлении…………………………………………………………………...8
2.1. Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты……………………………………...8
2.2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации….14
2.3. Устав муниципального образования………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

Мун право кр.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

Наконец, Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

- самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;

- необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;

- обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями;

- компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

- запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав[4].

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления и определены государственные гарантии его осуществления.

В нем раскрыты основные понятия, термины местного самоуправления, обозначена роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, как основы конституционного строя в России, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления. Закон определил полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления, выделил вопросы, находящиеся в ведении муниципального образования[5].

В законодательных основах местного самоуправления закреплена приоритетность Конституции Российской Федерации и данного закона над законодательными актами субъектов Федерации в случаях их противоречия первым. Большое внимание в Федеральном законе  уделяется вопросу об уставе муниципального образования, раскрывается основное содержание, порядок его разработки и регистрации. Закон рассматривает территориальные основы местного самоуправления, вопросы установления и изменения границ муниципального образования.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет основы деятельности органов местного самоуправления и подчеркивает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и осуществление органами государственной власти или государственными должностным лицами местного самоуправления не допускается.

Структура органов должна определяться населением муниципального образования. Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, выборы которых должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Законом определены и основные функции представительных органов. Глава муниципального образования может быть избран как представительным органом из своего состава, так и непосредственно населением данной территории. Статус депутата муниципального образования также отражен в федеральном законе. Органы и должностные лица местного самоуправления наделены правом принимать правовые акты по вопросам своего ведения. Законом предусматриваются различные формы волеизъявления граждан, такие, как местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.

Финансово-экономическая основа местного самоуправления законодательно регулируется в соответствии со статьями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем определены понятия экономической основы местного самоуправления, муниципальной собственности, рассмотрены порядок управления муниципальной собственностью, отношения органов местного самоуправления и предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Также в законе раскрываются финансовая основа местного самоуправления, местный бюджет, источники его формирования и отмечена самостоятельность органов местного самоуправления в распоряжении средствами местного бюджета. Минимальные местные бюджеты обеспечиваются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых  расходов местных бюджетов.

Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с одной стороны, гарантируется организационная, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления, судебная защита местного самоуправления. С другой стороны, Законом предусмотрены ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц и контроль за их деятельностью.

04.08.2001 г. был принят Федеральный закон № 107 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эти изменения в основном направлены на сохранение единого правового пространства Российской Федерации, а именно:

-         предусмотрены случаи, когда представительный орган местной власти или глава муниципального образования принимают нормативные акты, которые признаны судом противоречащими Конституции РФ, нормативным актам субъектов РФ и Уставу муниципального образования;

-         предусмотрена процедура отмены этих незаконных нормативных актов;

-         принятие соответствующих мер органами государственного управления в случае, если органы местного самоуправления не отменили незаконный акт после решения  суда в установленные сроки, вплоть до отрешения главы муниципального образования от занимаемой должности и роспуске представительного органа местного самоуправления.

Специальным подзаконным нормативным правовым актом являет­ся, например. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления».

Отдельные нормы, регулирующие отношения в системе местного са­моуправления, закреплены в Указе Президента Российской Федерации «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществле­нию передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную соб­ственность» Подзаконные нормативные акты принимаются для обеспечения вы­полнения норм Конституции Российской Федерации и федеральных за­конов, регулирующих отношения в системе местного самоуправления.

Законодательное регулирование местного самоуправления осуществляется не только исключительно нормативно-правовыми актами муниципального права, но и посредством широкого круга федеральных законов, в той или иной степени затрагивающих деятельность муниципальных образований.

 

2.2 Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

Если на федеральном уровне закрепляются исходные начала, общие принципы правового регулирования, выделяются основы, гарантируются права местного самоуправления, то конкретные организационно-правовые формы, содержание местного самоуправления определяются на уровне субъекта Федерации, т.е. самостоятельно субъектом Российской Федерации с учетом национальных, исторических, региональных и других особенностей и отражаются в нормативно-правовых актах – конституциях, законах, постановлениях, положениях и уставах о местном самоуправлении субъектов Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации так­же подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конститу­ции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, облас­тей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью местному самоуправлению, а также содержащие отдельные нормы о местном самоуправлении. К специальным законам относятся:  законы субъектов Российской Фе­дерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных долж­ностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представи­тельных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собствен­ностью; о территориальном общественном самоуправлении.

Нормы, регулирующие отношения в системе местного самоуправле­ния, закреплены в конституциях республик в составе Российской Фе­дерации, в уставах краев, областей, автономной области, автономных округов, других законах, не имеющих специального предназначения для регулирования отношений в системе местного самоуправления.

К предметам законодательства субъектов Федерации относятся:

      организация и деятельность местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством;

      порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

      порядок регистрации уставов муниципальных образований;

      порядок проведения муниципальных выборов;

      проведение местных референдумов;

      осуществление права местного самоуправления на законодательную инициативу в законодательном (представительном) органе   государственной власти субъекта Федерации;

      порядок передачи объектов собственности субъекта Федерации в муниципальную собственность;

      межбюджетные отношения между бюджета субъекта Федерации и бюджетами муниципальных образований;

      установление нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

      установление минимальных государственных (субъекта Российской Федерации) социальных стандартов;

      обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов;

      наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

      муниципальная служба (в соответствии с федеральным законом);

      административные правонарушения по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

      плата за использование природных ресурсов на территории муниципального образования.

На территории Самарской области приняты следующие нормативные правовые акты: Закон от 06.03.2008 № 14-ГД " О внесении изменений в некоторые законодательные акты Самарской области о наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями», Закон от 29.07.1997 № 10-ГД «О внесении изменений в закон Самарской области "О выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц местного самоуправления Самарской области" и другие.

 

2.3. Устав муниципального образования.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Данные акты могут приниматься и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации[6].

В соответствии со ст. 43 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования[7].

Устав муниципального образования должен содержать:

- наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории;

- вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

-  организационную структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц, условия и порядок организации муниципальной службы, порядок формирования органов местного самоуправления, их наименования и полномочия;

- формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

- виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва население выборных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов должностных лиц местного самоуправления;

- экономическую основу осуществления местного самоуправления, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

- порядок внесения изменений и дополнений в него.

В Самарской области также существует свой устав: «Устав (основной закон) Самарской области», принятый решением Самарской Губернской Думы от 25.12.1995г. №142, который состоит из преамбулы и восьми разделов. В шестом разделе, главы 16 указаны основы организации местного самоуправления в Самарской области:

Статья 120.

Местное самоуправление в Самарской области - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Самарской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Информация о работе Правовая основа организации и деятельности местного самоуправления