Порядок заключения договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:29, курсовая работа

Описание

Развитие различных форм общения между людьми выдвинуло потребность в
предоставлении им возможности по согласованной сторонами воле использовать
предложенные законодателем или самим создать правовые модели. Такими
моделями и стали договоры (контракты). В течение определенного времени
деликты и договоры были единственными признаваемыми государством
основаниями возникновения обязательств.

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

договоров публичными, это  означает,  что  на  них  распространяется  режим,

установленный в  ст.445 ГК.

    Особый  случай предусмотрен п.2 ст.846 ГК,  которая  посвящена  договору

банковского счета. Хотя такой договор и не относится  к  числу  публичных,  в

указанных  этой  статей  случаях  клиент,  в  порядке,  предусмотренном  для

публичных договоров  ст.445 ГК, вправе требовать  заключения  договора,  если

банк  (иное  кредитное   учреждение,   имеющее   соответствующую   лицензию)

необоснованно уклонился  от этого.

    Принципиальное  отличие современных экономических отношений  проявляется

не только в  сокращении случаев обязательно  заключения  договоров,  но  и  в

том,  что  акты,  предусматривающие  такую  обязанность,  адресованы  лицам,

которые реализуют  товары, выполняют работы или  оказывают  услуги, оставляя

возможность  тем,  кто  обращается  за  товарами,  работами  или   услугами,

вступать в договорные отношения  по  собственной  воле.  Обязательства  этих

последних возникает  лишь в случаях, когда они сами принимают его на себя,  в

частности, заключив предварительный договор.1 

    Остатки  планового распределения в сильно  измененном виде сохранились   в

новейших актах  лишь  в  крайне  узкой  области.  Одно  из  таких  исключений

составляют поставки газа. Правила поставки газа устанавливают  порядок,  при

котором Российское акционерное общество «Газпром»,  исходя  из  возможностей

добычи газа и  заявок потребителей,  составляет  баланс  газа  по  России  на

предстоящий год. Он утверждается Министерством  топлива   энергетики  РФ  по

согласованию  с  Министерством  экономики  РФ.  Затем  "Газпром"  определяет

годовые объемы газа, которые могут быть  поставлены  потребителям  по  своим

регионам газо-нефтедобывающими, газо-нефтеперерабатывающими организациями  и

газотранспортными  системами,  и  доводит  их  до  сведения  поставщиков   и

газораспределительных организаций. Определенный  таким  образом  объем  газа

должен служить  основанием для заключения договора поставки.

    Исключения  из  принципа  договорной  свободы,  о  которых  идет  речь,

выражаются обычно в том,  что ГК  или иной  закон включает  общую норму,

которая сама же  предоставляет  соответствующей  стороне  в  договоре  право

требовать его  заключения. Вместе с тем, имеют место  и такие случаи, когда  в

нормативном  порядке   допускается   лишь   возможность   введения   порядка

обязательного заключения договоров. В частности, имеется  в  виду  п.7  ст.3

Закона от 13 декабря  1994  года  «О  поставках  продукции  для  федеральных

государственных  нужд».  Им   предусмотрено   право   Правительства   РФ   в

необходимых случаях  вводить режим обязательного  заключения  государственных

контрактов на  поставку  продукции  для  федеральных  государственных  нужд,

распространив этот режим на федеральные казенные предприятия.

    В условиях  планового хозяйства обязательство заключить договор не редко

возникало  в  силу  такого  юридического  факта,  как  существование   между

соответствующими  сторонами сложившихся  (длительных)  хозяйственных  связей.

Теперь такое  основание сохранилось лишь в  определенных  областях  экономики.

Имеется в виду постановление Верховного Совета РФ от 4 октября 1992 года  «О

мерах по обеспечению  поставок продукции (товаров) в районы  Крайнего  Севера

и  приравненные  к  ним  местности».  Указанный  акт  считается  достаточным

основанием для  заключения  соответствующих  договоров  такое  требование  к

поставщикам,  как  длительность  существования  между   ними   хозяйственных

связей. При этом  арбитражная  практика  всегда  признавала,  что  требовать

заключения с  ними договоров могут также и те организации,  которые  сами  не

производят  товаров  для  указанного  района,  но  занимаются   перепродажей

товаров с  последующей  переотправкой  покупателям,  расположенным  в  таких

районах. В соответствии с Основными  положениями  Государственной  программы

приватизации государственных  и  муниципальных  предприятий  РФ  арендаторам

зданий, сооружений, строений, помещений, в том числе  встроено-  пристроенных

нежилых  помещений  в  жилых  домах,  а   также   земельных   участков   под

приватизированными   предприятиями,   которые   находятся   в   аренде   или

фактическом владении, пользовании  этих  предприятий,  представляется  право

требовать  заключения  с  ними   договоров   купли-продажи   соответствующих

объектов.

    Обязательное  заключение  договора  составляет  часть  общего   режима,

установленного  антимонопольным законодательством.  Так,  закон  от  19  июля

1995  года  «О  естественных  монополиях»  устанавливает   общую   норму,   в

соответствии с  которой субъекты  естественных  монополий,  т.е.  юридические

лица, занятые производством,  реализацией  товара  в  условиях  естественной

монополии, и не в праве отказаться от заключения  договора  с  определенными

потребителями.

    Обязанность  заключения  договоров  закреплена  в  самом  Кодексе  и   за

пределами публичных  и предварительных договоров  такие случаи,  в  частности,

предусмотрены применительно  к поставочным и подрядным  отношениям.  Так,  п.1

ст.527 ГК, посвященной  государственному контракту на  поставку  товаров  для

государственных   нужд,   возлагает   обязанность    его    заключения    на

государственного  заказчика,  разместившего  заказы,  принятые   поставщиком

(исполнителем). В  силу ст.765 ГК эта же норма   действует  и  при  выполнение

подрядных работ  для государственных нужд.

    Кодекс  иногда  ограничивается  указанием   на  то,  что  соответствующая

обязанность- заключить  договор по  требованию  другой  стороны  –  действует

лишь  при  наличии  специального  указания  на  этот  счет  в  законе.  Так,

например,  установив  обязанность   государственного   заказчика   заключить

договор  с  поставщиком   (исполнителем),   п.2   ст.527   ГК   предусмотрел

возможность случая, при котором заключение такого  контракта  обязательно  и

для поставщика (исполнителя). В самом Кодексе содержатся условия  указанного

обстоятельства, в  частности то, что государственный  заказчик  должен  будет

возмещать поставщику все понесенные убытки, возникшие  в связи с  выполнением

государственного контракта.  Правило  об  обязанности  заключить  договор  и

праве  на  возмещение  убытков  установлено  применительно  к  подрядчику  –

стороне  в  государственном  контракте  на   выполнение   подрядных   работ.

Указанная обязанность  превращается в безусловную,  если  в  роли  поставщика

(подрядчика) выступает  казенное предприятие, режим   выступления  которого  в

обороте оказывается  наиболее жестким. 
 

                     § 2. Заключение договора на  торгах 

    Торги  представляют собой один из  случаев заключения договоров,  который

тесно связан с  основными законами свободного рынка  и  выражает  их  наиболее

последовательно.  Это,  в   частности,   проявляется   в   присущей   торгам

конкуренции. Такая  конкуренция может охватывать самую  широкую область.

    Естественно,  что до  недавнего  времени   основная  сфера  регулирование

торгов находилась за пределами гражданского права. Речь шла главным  образом

о  процессуальных  нормах,  посвященных  обращению  взыскания  на  имущество

должника. Правда, в данной сфере существовали свои ограничения.  Имеется в

виду, что взыскание  на основные,  а  практически  и  на  оборотные  средства

государственных и общественных организаций вообще  не  могло  производиться.

Что же касается  граждан,  то,  с  точки  зрения  удовлетворения  требования

кредиторов,  при  обращения  взыскания  из  всех  видов  принадлежащего   им

имущества значение мог иметь лишь один жилой дом. По  этой  причине  ГПК  РФ

1964г. упоминает  о торгах и  регулирует  их  проведение  только  в  связи  с

обращением взыскания  на жилое строение,  принадлежащие  гражданину  (ст.399-

405 ГПК).

    Первая  регламентация торгов как особого  способа заключения гражданско  –

правовых договоров  была связана с проведением  приватизации  государственной

собственности.  Именно  торги  оказывались  и  оказываются  основной  формой

приватизации.

    В последствии  был издан ряд актов, специально  посвященных  аукционам  и

конкурсам, организуемым при приватизации. Так, например,  Указом  Президента

РФ  от  24  декабря  1993г.  «О   государственной   программе   приватизации

государственного  и  муниципальных  предприятий  в  РФ»  была  предусмотрена

продажа  путем   организации   различных   видов   аукционов   и   конкурсов

предприятий, которые  не являются  акционерными  обществами,  пакетов  акций,

имущества   (активов)   действующих,   ликвидируемых    и    ликвидированных

предприятий, а  также незавершенных строительством объектов, долей  (пакетов,

акций), находящихся  в государственном или муниципальной  собственности.

    Новый  закон «О приватизации государственного  имущества  и  об  основах

приватизации  муниципального  имущества  в  РФ»  предусматривает  случаи   и

порядок  приватизации  путем  продажи  государственного  или  муниципального

имущества на  коммерческом  конкурсе  с  инвестиционными  и/или  социальными

условиями (ст.21) и  на аукционе.

    Закон  «Об исполнительном  производстве»   предусматривает  необходимость

осуществления  реализации   путем   проведения   торгов   специализированной

организацией (ст.54 и 62).

    ГК, отвечая  потребностям складывающейся практики, включил в свой состав

три относящихся  к  торгам  статьи  :447(«Заключение  договора  на  торгах),

448(«Организация  порядок проведения торгов») и  459 («Последствия  нарушения

правил проведения торгов»).

    В соответствующих   статьях  ГК  проводится  разграничение   аукционов  и

конкурсов. В основу положен способ  определения  выигравшего  (победившего):

Информация о работе Порядок заключения договора