Порядок принятия, внесение изменений и поправок в конституцию РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:47, реферат

Описание

Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Содержание

Введение
1. Порядок принятия Конституции Российской Федерации
2. Порядок внесения изменений в конституцию
О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3. Порядок прекращения действия конституции
Заключение

Работа состоит из  1 файл

соц. право.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

Введение

1. Порядок принятия Конституции Российской Федерации

2. Порядок  внесения изменений  в конституцию

О ПОРЯДКЕ  ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   

3. Порядок  прекращения действия конституции

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Конституция – Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством  на всей территории РФ и устанавливающий  главные принципы организации государственной  власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

    Конституция устанавливает: 1) основные принципы устройства общества и государства; 2) наименования и полномочия органов государственной  власти; 3) механизм осуществления государственной  власти; 4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

    Ее  характерные черты: 1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, – народ; 2) учредительный  характер конституционно-правовых норм; 3) расширенный предмет регулирования  Конституции; 4) особые юридические свойства Конституции.

    Ее  юридические свойства: 1) верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных  субъектов РФ; 2) высшая юридическая  сила по отношению к законодательству государства; 3) особая охрана конституционных норм; 4) прямое действие конституционных норм; 5) особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

    Сущность  конституции зависит от того, чьи  интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости  от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно  теории общественного договора  сущность конституции заключается  в суверенитете народа, который  по доброй воле принял основной  закон, устанавливающий основы  и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая  теория утверждает, что конституция  является продуктом божественных  предписаний людям о правилах  бытия;

3) школы  естественного права поддерживают  точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно  марксистско-ленинской теории сущность  конституции состоит в том,  что она выражает волю правящего  класса, а не всего населения.

    Конституция как нормативный акт принимается  в виде письменного документа, изданного  в особом, как правило, усложненном  порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят  о «неписаной» конституции (Великобритания).

    Конституции могут быть: 1) в зависимости от исторического этапа принятия (первого  поколения, второго поколения); 2) по социальным признакам (демократические  конституции (действуют в большинстве  стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

3)  по  способу изменения («гибкие» (они  изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»); 4) по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)). 
 

1. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    Порядок принятия Конституции Российской Федерации  определялся Указом Президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1992 г.

    Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм.

      Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, т. е. его исходные начала, на основе которых осуществлялось голосование. Принципы устанавливали, как и каким путем должно было проводиться это голосование, кому принадлежит право участия в нем и кто не мог быть субъектом голосования. В частности, в соответствии со ст. 2 Положения всенародное голосование объявлялось всеобщим и равным, проводилось путем тайного голосования. Правом участия в нем наделены все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста. Его были лишены граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержавшиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору.

    Вторая  группа охватывает нормы права, которые  наполняют указанные принципы конкретным содержанием, устанавливают порядок проведения всенародного голосования.

В соответствии с Положением о всенародном голосовании  по проекту Конституции РФ его  проведение включало в себя:

1)возложение функции по организации и проведению всенародного голосования на соответствующие избирательные комиссии;

2)наделение избирательных участков полномочиями по проведению всенародного голосования;

3)определение порядка и сроков проведения агитации;

4)установление образца бюллетеня для всенародного голосования и определения его результатов.

Систему избирательных комиссий, на которых были возложены функции проведения всенародного голосования, возглавляла Центральная избирательная комиссия, состоявшая из председателя и 20 ее членов.

Центральная избирательная комиссия была призвана:

1)давать разъяснения о порядке применения Положения о всенародном голосовании по проекту новой Конституции;

2)рассматривать заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимать по ним решения;

3)в случаях, предусмотренных Положением о всенародном голосовании, издавать инструкции и иные акты по вопросам организации всенародного голосования;

4)осуществлять контроль за законностью проведения всенародного голосования;

5)распределять выделенные из республиканского бюджета Российской Федерации на финансирование всенародного голосования средства и контролировать их целевое использование;

6)рассматривать вопросы материально-технического обеспечения, подготовки и проведения всенародного голосования;

7)устанавливать результаты всенародного голосования в целом по России и публиковать их в печати.

Участковые  избирательные комиссии осуществляли непосредственное руководство голосованием, определяли его результаты по участку  и сообщали сведения в окружную избирательную  комиссию.

Согласно  ст. 14 Положения о всенародном голосовании как гражданам, так и общественным объединениям предоставлялось право беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проекта новой Конституции.

    По  итогам всенародного голосования участковые избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывалось общее число избирателей, число неиспользованных бюллетеней, их количество, выданное в день голосования, число действительных голосов и т. д.

Окружные  избирательные комиссии составляли протокол, в котором указывались  те же сведения, что и в протоколе участковых избирательных комиссий.

    Центральная избирательная комиссия производила  подсчет голосов, поданных в ходе всенародного голосования на всей территории Российской Федерации и официально его опубликовала. 

2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ

   Статья 134

    Предложения о поправках и пересмотре положений  Конституции Российской Федерации  могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная  Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

 Статья 135

   1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции  Российской Федерации не могут  быть пересмотрены Федеральным Собранием.

   2. Если предложение о пересмотре  положений глав 1, 2 и 9 Конституции  Российской Федерации будет поддержано  тремя пятыми голосов от общего  числа членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

   3. Конституционное Собрание либо  подтверждает неизменность Конституции  Российской Федерации, либо разрабатывает  проект новой Конституции Российской  Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

   Статья 136

   Поправки к главам 3-8 Конституции  Российской Федерации принимаются  в порядке, предусмотренном для  принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

   Статья 137

   1. Изменения в статью 65 Конституции  Российской Федерации, определяющую  состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

   2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. 

2.1 О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

    Закон принят Государственной Думой  06 февраля 1998 года и

одобрен Советом Федерации  18 февраля 1998 года. 

Глава 1. Общие положения.

Статья 

1. Предмет  регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии  со статьями  108,  134,  136  Конституции  Российской Федерации порядок и условия внесения,  принятия,  одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации.

2. Порядок  внесения и принятия предложений  о пересмотре положений глав 1,  2,  9  Конституции Российской  Федерации устанавливается в соответствии  со  статьей 135 Конституции   Российской   Федерации федеральным  конституционным  законом о Конституционном  Собрании  и федеральным   конституционным   законом о референдуме   Российской Федерации.

Порядок внесения изменений в  статью  65  Конституции  Российской Федерации устанавливается статьей 137 Конституции Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.  Федеральный конституционный закон о принятии  в  Российскую  Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении  конституционно-правового статуса  субъекта  Российской Федерации  должен  содержать указание о включении  соответствующих  изменений  или  дополнений  в  статью   65 Конституции Российской Федерации.

Статья 2. Форма нормативного правового  акта о поправке к конституции Российской Федерации.

1. Поправки  к главам 3-8 Конституции Российской  Федерации  (далее - поправки (поправка) к Конституции Российской Федерации) принимаются в форме  закона  Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Порядок принятия, внесение изменений и поправок в конституцию РФ