Понятие, предмет, система нотариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:48, курсовая работа

Описание

Закон предъявляет много требований к лицам, претендующим или уже исполняющим обязанности нотариуса. Все это вполне оправданно, поскольку цена ошибки нотариуса может быть достаточно высокой и серьезно отразиться на судьбе как одного человека, так и больших организаций. Одно из главных требований к нотариусу - высокопрофессиональное знание современного российского законодательства, судебной практики его толкования и применения, а также в определенной степени норм иностранного и международного частного права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Глава I Нотариат: понятие, история развития………………………................4
1.1 Понятие и история развития нотариата в России……………………...4
1.2 Предмет и метод нотариата………………………………………...….16

Глава II Организационно правовые основы нотариата …………………..…19
2.1 Система органов нотариата………………………………………….....19
2.2 Источники Законодательства о нотариате …………………………....21
2.3 Место нотариата среди органов гражданской юрисдикции…….........25
Заключение ………………………………………………..…………………...28
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая нотариат.docx

— 90.60 Кб (Скачать документ)

Справка представляла собой  свидетельский допрос с целью установления подлинности и  добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу и наличия обременений  и запрещений на его  отчуждение.

Только  после записи акта в книгу приказа  и приложения печати имущество считалось  отчужденным и  право собственности  возникало у приобретателя. Государство, таким  образом, установило фактический контроль за деятельностью площадных подьячих. Очевидно, что требования, предъявляемые к совершению сделок у современного нотариуса, схожи23.

Второй  этап охватывает период с 1649 по 1866 г. Уложение 1649 г24. в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе, таким образом впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее.

Третий  этап начинается 14 апреля 1866 г. и заканчивается 29 октября 1917 г. принятием Декрета о земле В. И. Ленина, который ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права25.

Коренное  преобразование нотариата  произошло после  утверждения Александром II в 1866г26. Положения о нотариальной части как развития судебной реформы 1864 г. С этого времени лицом, специально наделенным властью совершать и свидетельствовать нотариальные акты в России, стал нотариус. Нотариусы состояли при окружных судах.  Надзор за служебной деятельностью нотариусов должны были осуществлять суды.

Назначались на должности кандидаты, достигшие 21 года, которые  прошли соответствующие  испытания и показали знания в области  гражданских законов, различных уставов (торгового, о векселях, о пошлинах, гражданского судопроизводства и т. д.), а также  форм нотариального  производства. Перед  зачислением на должность  кандидаты обязаны  были внести денежный залог, который должен был обеспечивать имущественную ответственность  нотариуса за его  ошибки, допущенные в ходе осуществления  нотариальной деятельности. Если карьера нотариуса  заканчивалась благополучно, то по выходе в отставку он мог воспользоваться  залогом; в случае смерти нотариуса  залог переходил  к наследникам  или правопреемникам. Несмотря на то что нотариусы считались состоящими на государственной службе, ни жалованья, ни пенсии от государства они не получали.

Согласно  Положению о нотариальной части при совершении всякого нотариального  действия должны были обязательно присутствовать два свидетеля, а  при составлении  купчих на недвижимое имущество их обязательное количество увеличивалось  до трех. Свидетелями  могли быть лишь грамотные  совершеннолетние лица, известные нотариусу  лично или по достоверному о них засвидетельствованию.

Служебные обязанности нотариусов были многочисленны  и сложны, и за нарушения их, даже единичные, они привлекались к ответственности.

Ответственность нотариусов за злоупотребления  и упущения, в том  числе имевшие  характер проступков, регулировалась Уложением  о наказаниях уголовных  и исправительных 1845 г27. К преступным деяниям нотариусов относились деяния, учиненные как по неосмотрительности, так и по злому умыслу, а именно:

·  неисполнение обязанностей, возложенных на них законом;

·  злоупотребление теми полномочиями, которые им предоставлены законом;

·  участие нотариуса в противозаконной продаже имения, состоящего под запрещением, опекой или в секвестре, при наличии неосмотрительности нотариуса или неполноты справок.

·  сокрытие нотариусом факта отсутствия у стороны права на совершение нотариального акта;

·  совершение нотариусом заведомо от чьего-либо имени подложных крепостей или заочное совершение актов от имени отсутствующих лиц без надлежащей на то доверенности, равно как и от имени лиц вымышленных;

·  совершение актов задним числом;

·  сокрытие, истребление или заведомая порча книги актов.

За  неисполнение нотариусом возложенных на него обязанностей по его  неосмотрительности, небрежности или  невниманию, как правило, в соответствии с  судебным приговором наступало отстранение  от должности с  запрещением занимать последнюю в будущем, за злоупотребление  предоставленными полномочиями — арест и заключение в тюрьму.

Кандидаты на должность нотариуса (маклера) отбирались на основании  конкурса из числа  наиболее порядочных чиновников и после  назначения на должность  давали присягу, в  противном случае не допускались к  работе. Особых правил при этом не существовало, однако закон прямо  запрещал назначать  на должность нотариусов и маклеров людей  неграмотных.

Четвертый этап — нотариат в советской России28.

После политических событий  конца октября 1917 г., свержения монархии и прихода к  власти большевиков  нотариат как правовой институт был ликвидирован, нотариальные конторы практически прекратили свою деятельность, а позднее постановлениями местных Советов они были ликвидированы и совершение нотариальных действий было возложено на отделы местных советов.

Нормативное закрепление основ  нотариата и правил совершения нотариальных действий в СССР берет  свое начало с Положения  о государственном  нотариате РСФСР29, которое было принято Советом народных комиссаров РСФСР 4 октября 1922 г. и закрепило основы для возобновления деятельности нотариусов. Указанное положение предусматривало создание государственных нотариальных контор во всех крупных городах и населенных пунктах страны.

19 июля 1973 г. на VI сессии  Верховного Совета  СССР был принят  Закон СССР «О  государственном  нотариате»30, содержавший нормы о задачах и организации нотариальных органов, принципах их деятельности, компетенции нотариусов, общих правилах совершения нотариальных действий и о применении законодательства СССР к иностранным гражданам.

После распада СССР в  России в порядке  правопреемства продолжают действовать нормативно-правовые акты СССР, не отмененные более поздними законодательными актами Российской Федерации  и имеющие юридическую  силу в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Поэтому  до 1993 г. в России существовала только государственная  система нотариальных органов — государственные  нотариальные конторы.

  11 февраля 1993 г. Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-I.31

Таким образом, нотариат представляет собой негосударственный  институт, которому в соответствии с  частью 1 ст. 1 Основ  о нотариате делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению  одной из важнейших  государственных  функций - защиты прав и законных интересов  граждан и юридических  лиц32. Иными словами, нотариат наделен полномочиями государственно -властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства. Наличие публичного начала в правовой природе нотариата некоторыми учеными связывается с тем, что засвидетельствованные нотариусами факты и документы приобретают официальный, т.е. подтвержденный государством  характер33.

 

1.2. Предмет и метод нотариата:

Под методом правового регулирования понимается совокупность юридических способов и приёмов регулирования, воздействия на отношения и деятельность, которые являются предметом данной отрасли права. В нотариальном праве методология правового регулирования производна от отраслей права, в которых находятся её нормативные истоки, т.е. права публичного и частного. Из этого следует, что в нотариальном праве сочетаются и одновременно действуют элементы императивного характера с диспозитивным началом, а именно: с одной стороны, нотариальное право жестко регламентирует деятельность нотариусов по реализации норм материального и процедурно-процессуального права; с другой, в рамках отношений, регулируемых нотариальным правом, находят осуществление субъективные права тех отраслей права, которые строятся на равенстве и диспозитивности их субъектов34.

Подтверждением  императивных начал  метода нотариального  права является следующее:

  • нормы права обеспечивают положение нотариуса как представителя публичной власти;
  • нотариальные действия выступают в качестве основных юридических фактов;
  • при совершении нотариальных действий, нотариус осуществляет свою деятельность в рамках нотариального производства, основанного на жестко урегулированном процессуальном порядке.

Подтверждением  диспозитивных начал  метода нотариального  права является следующее:

  • система гарантий прав участников нотариального производства, соблюдение которых возложено на нотариуса;
  • исходящая из диспозитивного характера гражданских прав свобода обращения к нотариусу за совершением нотариального действия.

Предметом правового регулирования нотариального права в сфере осуществления нотариальной деятельности являются общественные отношения, складывающиеся в процессе производства нотариусами и иными уполномоченными лицами нотариальных действий. Одна из сторон этих отношений — всегда нотариус или иное лицо, уполномоченное совершать нотариальные действия. Другой стороной могут быть граждане и юридические лица, обратившиеся за совершением нотариального действия.

Отличительная особенность общественных отношений— наличие в них признака диспозитивности, возникновение и осуществление правоотношений в зависимости от воли заинтересованных субъектов. Данный принцип служит отражением принципа диспозитивности в гражданском материальном праве, требования которого предопределяют необходимость совершения большинства нотариальных действий. Диспозитивный характер общественных отношений в сфере нотариальной деятельности проявляется, например, в том, что граждане и юридические лица сами решают, обратиться ли им к нотариусу; самостоятельно определяют содержание сделки, подлежащей нотариальному удостоверению.

При осуществлении нотариальной деятельности зачастую возникают ситуации, когда только норм собственно нотариального  права недостаточно для регулирования  того или иного  общественного отношения. При регулировании отношений, возникающих в сфере организации и осуществления нотариальной деятельности, подлежат применению нормы не только гражданского, но и конституционного, административного, налогового, семейного, наследственного, гражданского процессуального и иных отраслей права Российской Федерации.

Поскольку общественные отношения  по организации и  осуществлению нотариальной деятельности включают в себя элементы отношений  различного характера (финансового, гражданско-правового, административного  и т.д.), эти общественные отношения входят в предмет нотариального  права.

Таким образом, предмет  нотариального права  следует понимать широко: к нему относятся  не только общественные отношения, возникающие  в сфере организации  и осуществления  нотариальной деятельности, но и общественные отношения, возникающие  в связи и по поводу нотариальной деятельности и организации  нотариата в целом.

 

 

 

Глава II Организационно правовые основы нотариата:

2.1 Система органов  нотариата:

Нотариат в России представляет собой систему, органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами и иными нормативно-правовыми актами РФ предоставлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений и другие должностные лица, которые действующим законодательством, наделены правом в исключительных случаях, совершать нотариальные действия. Административно единство этой системы обеспечивается Министерством юстиции Российской Федерации, министерствами юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации, управлениями юстиции субъектов Российской Федерации, а, кроме того, нотариальными палатами, действующими как на федеральном, так и на региональном уровнях35.

Информация о работе Понятие, предмет, система нотариата