Понятие и характеристика методов муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

Целью работы является всестороннее исследование понятия и характеристики методов муниципального управления, а также изучение практики использования социально-психологического метода муниципального управления.

Для достижения цели исследования, решались следующие задачи:

1. изучение нормативно-правовой базы, которая регулирует муниципальное управление, а также научную и учебную литературу по данному вопросу;

2. изучение практики использования социально-психологического метода муниципального управления.

3. по результатам исследования сделать выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Характеристика муниципального управления………………………..5
Понятие и функции муниципального управления……………………….5
Цель и процесс муниципального управления……………………………8

Глава 2. Понятие и характеристика методов муниципального управления…11

2.1. Социально-психологические методы муниципального управления…….15

2.2. Административно-распорядительные правовые методы муниципального управления…………………………………………………………………….…19

2.3. Экономические методы муниципального управления…………………...25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы……………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

курсовая муницип управление.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

     К числу других методов прямого административного воздействия следует отнести также указания, рекомендации, советы. Эти методы позволяют исполнителям самостоятельно выбирать способы реализации задания.

     К числу косвенных методов административного  воздействия относятся способы регулирования деятельности работников посредством введения определенных правил (нормативное регулирование), конкретизирующих деятельность работников, а также при помощи стандартизации форм документооборота (должностные инструкции, положение об отделах, комиссиях, управлениях и т.д.).

     По  мере развития системы местного самоуправления сфера действия прямых административных указаний сокращается и расширяется  воздействие косвенных методов  управления.

     А. С. Гаврилов считает, что деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников.

     Административные  методы реализуются путем прямого  воздействия руководителей, собственников  на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность13.

     Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем  меньше потребности в административном вмешательстве14.

     В современных условиях применение административных методов предполагает предварительный  анализ материалов, дающих полное, достоверное  представление о состоянии управляемого объекта, и несовместимо с каким  бы то ни было волюнтаризмом. 

     2.3. Экономические методы муниципального управления

    Большую роль в повышении эффективности  общественного производства и улучшении  благосостояния трудящихся играет система  экономического стимулирования. Являясь  важнейшим элементом хозрасчета, данная система способствует установ?лению непосредственной зависимости между уровнем эффектив?ности производства и размером денежных средств, заработанных предприятием для расширения производства, материального поощ?рения работников, улучшения их социального положения. Система экономического стимулирования отражает хозяйственную самостоятельность предприятий в рамках единого хозяйственного механизма. Одновременно с этим она используется государством для экономического воздействия на работу предприятия и личную материальную заинтересованность его работников. Отсюда вытекает, что система экономического стимулирования выполняет экономические функции двоякого рода.

     Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

     Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную  политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

     Экономические методы управления главной своей задачей ставят материальное стимулирование труда работников. Следует отметить, что до недавнего времени экономические методы управления считались самыми действенными, ведь работник работает для того, чтобы заработать деньги. Но, в последнее время это убеждение подверглось критике, не менее важен для работника и его социальный статус и социальные гарантии.

     Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

     Сущность  экономических методов — в  воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

     Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

    -базируются  на некоторых общих правилах  поведения, дающих возможность  маневрировать ресурсами, тогда  как административные характеризуются  конкретно-адресными заданиями,  ориентированными на достижение  целей управляемой системы путем  формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);

     - оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);

     - непременно предполагают самостоятельность  предприятия на всех уровнях  при одновременном возложении  на него ответственности за  принимаемые решения и их последствия  (в отличие от административных  методов, предполагающих значительную  долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

     - побуждают исполнителей к подготовке  альтернативных решений и выбору  из них наиболее соответствующих  интересам коллектива (административные  распоряжения большей частью  однозначны, требуют обязательного, точного исполнения)15.

     Экономические методы управления должны занять и  неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения  нормальных условий функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в  новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления.

     При умелом использовании экономических  методов управляющие органы в  условиях рынка легче преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием соответствующей  экономической заинтересованности в оперативном удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

     Чем шире применяются экономические методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.

     Использование системы экономических методов  на государственных и муниципальных  предприятиях даст должный эффект только в том случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры  управления, образуя замкнутую систему с распределением материальной ответственности между всеми ее звеньями.

     Фонд  материального поощрения используется конкретно на выплату премий и  вознаграждений, для оплаты работникам очередных отпусков в части, соответствующей  их доле заработной платы. По согласованию с трудовыми коллективами администрация предприятий может передать часть средств фонда предприятиям-смежникам, строительным, научно-исследовательским и технологическим организациям для стимулирования решения сложных технологических проблем, а также ускоренного выполнения работ по техническому перевооружению основных фондов. Кроме того, часть фонда может быть передана в фонд социального развития с це?лью использования в первоочередном порядке на финансирование строительства объектов социально-культурного назначения. С согласия трудового коллектива средства фонда материального поощрения используются на покрытие перерасхода фонда заработной платы. Неиспользованные остатки средств фонда материального поощрения изъятию не подлежат и используются в следующем году.

    Экономические методы стимулирования находят отражения  в официальных документах муниципальных  образований. Так, согласно п. 4 Положения  «О материальном стимулировании муниципальных  служащих города Орла», «Надбавка за особые условия замещения муниципальной должности устанавливается руководителем органа местного самоуправления дифференцированно в зависимости от личного вклада муниципального служащего».

     На  мой взгляд, не следует механически  переносить в муниципальную службу методы организации и стимулирования, доказавшие эффективность в иных областях деятельности. Деятельность муниципальных служащих, призванных обеспечить исполнение функций государства во благо общества и его членов, не может оцениваться исключительно с позиций экономической эффективности. Это может быть высокозатратная деятельность (например, различные меры контроля и обеспечения безопасности), которые полностью оправдывают себя, если учесть возможный ущерб от катастроф. Поэтому ни в коей мере не отрицая необходимости поиска критериев и показателей эффективности деятельности муниципальных органов и муниципальных служащих, а также выработки методов экономического стимулирования достижения соответствующих показателей, следует подчеркнуть, что это лишь один из возможных путей повышения эффективности муниципальной службы. Причем далеко не самый действенный.

     Непрерывные общественные изменения порождают  проблему отставания выработанной системы  показателей, вынуждают постоянно  вносить в нее существенные коррективы. Сами показатели эффективности нередко весьма неоднозначны (что лучше отражает эффективность системы здравоохранения — число здоровых или больных?) Еще сложнее обстоит дело с выявлением личного вклада отдельного служащего в достигнутые результаты. Последнее ставит во главу угла обеспечение неукоснительного, исчерпывающего, результативного исполнения служащими своих должностных обязанностей, оставляя за экономическим стимулированием роль важного, но вспомогательного, дополнительного средства.

     Широкомасштабное  внедрение в организацию муниципальной службы рыночных механизмов, экономических показателей — не только не способно кардинально решить проблему ее эффективности, но и создает для нее дополнительные угрозы, ведет к коммерциализации государственной службы. Это искажает ее принципы, подрывает ее основы, способно разрушить даже то немногое, что уже сделано и состоялось в России в области создания эффективной и ответственной перед обществом муниципальной службы.

 

      Заключение

    Методы  управления — это способы и  приемы управленческой деятельности, с помощью которых объект управления направляется на достижение своих целей.

     Методы  муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

     Экономические методы управления — это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов — создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

     Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую политику, бюджетную  политику, налоговую политику, инвестиционную политику и муниципальный заказ.

     Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления. Местная администрация осуществляет свои функции двумя методами правовыми и организационными.

     Правовой  метод предполагает принятие нормативных  правовых актов по вопросам находящимся  в компетенции муниципальных исполнительных органов.

     Правовые  методы муниципального управления —  это совокупность способов воздействия  органов муниципального управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов в пределах своей компетенции.

     Социально-психологические  методы — это приемы и способы  управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей  социологии и психологии с целью  повышения их трудовой и творческой активности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социологические, направленные на коллективы в процессе их взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Информация о работе Понятие и характеристика методов муниципального управления