Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:50, контрольная работа

Описание

Значение местного самоуправления для общества огромно. Неспособность органов местного самоуправления решать вопросы жизнеобеспечения общества негативно отражается на самом обществе, хозяйствующих субъектах, гражданах, а в ведении органов местного самоуправления находятся многие вопросы: от обеспечения охраны общественного порядка до снабжения населения необходимыми средствами жизнеобеспечения и т.п.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Жилищно-коммунальная реформа и роль органов местного
самоуправления в ее реализации……………………………………………..4
Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………..6
Заключение ………………………………………………………………18
Использованная литература……………………………………………. 19

Работа состоит из  1 файл

муниц право.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине:

 «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО»

На тему: «Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011г.

 

 

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………..3

Жилищно-коммунальная реформа и роль органов местного

самоуправления  в ее реализации……………………………………………..4

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………..6

Заключение ………………………………………………………………18

Использованная литература……………………………………………. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Значение местного самоуправления для общества огромно. Неспособность органов местного самоуправления решать вопросы жизнеобеспечения общества негативно отражается на самом  обществе, хозяйствующих субъектах, гражданах, а в ведении органов местного самоуправления находятся многие вопросы: от обеспечения охраны общественного порядка до снабжения населения необходимыми средствами жизнеобеспечения и т.п.

Поэтому в компетенцию  органов местного самоуправления государство включает такие права по применению тех или иных управленческих функций, которые должны обеспечить государственную политику на местах в отраслях и сферах управления.

При этом право  осуществлять управленческую деятельность порождает такой элемент их компетенции, как полномочия.

Как известно, органы местного самоуправления наделяются определенными  собственными и некоторыми государственно-властными  полномочиями. Органы местного самоуправления имеют право лишь совершать определенные юридические действия от имени населения и государства, которые наделяют их для этого отдельными властными полномочиями.

Органы местного самоуправления - это особый субъект  права. Объем полномочий органов  местного самоуправления отличается от объема полномочий иных органов, осуществляющих управление. Особенности этих отличий определяются многими объективными и субъективными факторами социально-политического и организационного характера.

Полномочия  можно классифицировать через призму функций органов управления, в том числе и по силе властного влияния: руководящие функции, регулирующие, расчетно-аналитические, организационные, контрольные функции.

 Жилищно-коммунальная  реформа и роль органов местного  самоуправления в ее реализации.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начатая в Российской Федерации в начале 90-ых годов, является одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства.

На первом этапе реформы жилищно-коммунального  хозяйства (1991-1996 гг.) взамен существовавшей ранее ведомственной управленческой вертикали формировалась децентрализованная муниципальная система управления жилищно-коммунальным хозяйством. По данным Госстроя России доля частного жилищного фонда увеличилась с30% в 1991 году до 52% в 1996 г. В собственность граждан было передано 36,8 % всего государственного и муниципального жилищного фонда России, подлежащего приватизации. Однако приватизация совершенно не затронула проблему формирования рынка жилищно-коммунальных услуг и не повлияла на совершенствование механизмов управления и обслуживания жилого фонда. В начале 90-х годов тарифы на жилищно-коммунальные услуги поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались государством на 90%. Квартирная плата, включающая платежи граждан за коммунальные услуги, составляла около 2,5% среднего дохода семьи, рассматривалась государством и обществом как одно из важнейших социальных завоеваний. И хотя в 1994-1995 г. резко возросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги в числе расходов бюджетов всех уровней, которые делало государство, доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство все же составляло к 1996 году 24-25 % консолидированного бюджета регионов. Это значительно больше, чем бюджет всего Министерства обороны и значительно больше, чем бюджет всей системы здравоохранения и образования.

С утверждением в 1997 году Указом Президента РФ "Концепции  реформирования жилищно-коммунального  хозяйства в Российской Федерации" начался второй этап реформы. Главной  целью этого периода стало: создание реальной конкуренции в жилищно-коммунальной сфере, снижение затрат на услуги, повышение качества работ коммунальных служб. При этом ставилась задача перейти от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному, дифференцированному изменению их с учетом реальных доходов граждан, при одновременном совершенствовании и усилении адресной помощи малоимущим.

Основная  нагрузка по практической реализации реформ легла на органы местного самоуправления. Именно на них возлагалась обязанность  наладить контроль за коммунальными службами, выработать эффективные экономические механизмы взаимодействия с ними.

Однако к 2001 году жилищно-коммунальное хозяйство  во многих регионах страны по прежнему находится в плачевном состоянии. Об этом свидетельствуют многочисленные аварии зимой 2001 года. В некоторых регионах не хватило средств не только на поддержку нормального тепла в квартирах, но и на ремонт коммуникаций. В 2000 году из 297 миллиардов рублей, которые необходимы коммунальным службам, население заплатило лишь 118 миллиардов или 39 процентов от их потребностей Недостающие средства хотя и восполнялись дотациями из федерального и регионального бюджетов, однако их также не хватило. Правительство РФ приняло решение начиная с 2001 года изменить порядок финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Теперь граждане должны полностью оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Вместе с тем, решение Правительства предусматривает получение гражданами, чей доход ниже прожиточного минимума, субсидий, равных реальным расходам на жилищно-коммунальные услуги. В 2000 году такую адресную помощь получили 3,5 миллиона граждан или 7 процентов населения страны.

В условиях кардинального  изменения порядка финансирования жилищно-коммунальной сферы роль органов  местного самоуправления по осуществлению реформы еще более возрастает.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.

Полномочия  органов местного самоуправления в  области жилищного и коммунального  хозяйства, бытового и торгового  обслуживания в основном относятся к ценообразованию или установлению тарифов, организации и контролю за исполнением установленных норм.

Необходимо  отметить, что государственные полномочия в данных сферах управления органам  местного самоуправления, как правило, не передаются.

Основная часть полномочий муниципалитетов в вышеназванных сферах как раз и относится к вопросам местного значения.

Так было и в  советское время, примерно таким  же объемом полномочий наделяются и  в настоящее время органы местного самоуправления.

Например, в  соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР и типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР (в ред. Постановлений Правительства России от 18 января 1992 г. N 34, от 23 июля 1993 г. N 726) переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могли производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускались лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а уборка и очистка придомовой территории должны были производиться в часы, установленные исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Этими же полномочиями наделены органы местного самоуправления и в настоящее время.

 

Большая часть  полномочий органов местного самоуправления в данной сфере устанавливается исходя из целесообразности защиты интересов потребителей на местах.

Полномочия  органов местного самоуправления в  сфере жилищно-коммунального хозяйства  имеют определенные особенности. Большинство  полномочий, переданных от органов исполнительной власти, содержатся в рекомендательных нормах. Например, Указом Президента России от 28 апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. При этом органам местного самоуправления рекомендовано разработать региональные программы реформы жилищно-коммунального хозяйства. В названной Концепции содержатся рекомендации органам местного самоуправления ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе, осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие) при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций - поставщиков топливно-энергетического комплекса; повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг; контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов; способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расходов воды, тепла, газа и других энергоресурсов.

Традиционно одной из важнейших сфер деятельности органов  местного самоуправления является жилищно-коммунальное хозяйство, обеспечение населения  услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Учитывая, что в данных сферах в последние годы наряду с муниципальными организациями и предприятиями важную роль стали играть представители частного капитала, произошел существенный пересмотр роли органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ вопросом местного значения поселения и городского округа является обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. ЖК РФ в ст. 14 устанавливает следующие полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений1:

  • учет муниципального жилищного фонда;
  • установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
  • определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
  • предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
  • согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
  • признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
  • осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  • определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений и иные вопросы, отнесенные законодательством к их полномочиям.

Кроме этого, органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют полномочия по вопросам местного значения в сфере коммунального обслуживания:

1) организация в границах поселения  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения  населения, водоотведения, снабжения  населения топливом;

2) организация сбора и вывоза  бытовых отходов и мусора;

3) организация благоустройства и озеленения территории поселения;

4) организация освещения улиц  и установки указателей с названиями  улиц и номерами домов.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов осуществляют полномочия по вопросам организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Органы местного самоуправления муниципальных районов также решают вопросы по организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.

 

 

Правовой основой осуществления  данных полномочий является ПП РФ № 3072, в котором коммунальные услуги определяются, как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Данным постановлением регулируются отношения между исполнителями  и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок  контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулирует ФЗ № 89-ФЗ3, в ст. 13 данного закона, формулируя требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, устанавливает, что такие территории подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Ее организация осуществляется органами местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Информация о работе Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства