Основные теории местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:42, контрольная работа

Описание

Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокуп¬ности составляют основы местного самоуправления: правовую, терри¬ториальную, организационную, финансово-экономическую.
Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуще¬ствления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государствен¬ной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления……5
2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении……………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………28
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

коносновыместногосамоуправления.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

Бюджетный кодекс РФ устанавливает право руководителей террито­риальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзо­ра выносить руководителям органов местного самоуправления пред­ставление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст. 284) и т. д.

3. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации», регулируя эти вопро­сы, закрепляет:

основные полномочия органов местного самоуправления по реше­нию вопросов местного значения (ст. 7);

исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления (ст. 35);

право населения выступать с инициативой изменения границ муни­ципального образования (ст. 12) и др.

В других федеральных законах, а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации тоже могут содержаться соответствующие положения. Например:

Земельный кодекс РФ закрепляет права органов местного само­управления в области земельных отношений, в частности право устанав­ливать с учетом требований законодательства правила землепользова­ния и др. (ст. 11);

Жилищный кодекс РФ устанавливает, что органы местного само­управления в целях создания условий для управления многоквартир­ными домами: обеспечивают равные условия для деятельности управ­ляющих организаций независимо от организационно-правовых форм; могут предоставлять управляющим организациям, товариществам соб­ственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специали­зированным потребительским кооперативам бюджетные средства на ка­питальный ремонт многоквартирных домов; содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквар­тирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность (ст. 165);

Федеральный закон «О библиотечном деле» закрепляет право орга­нов местного самоуправления учреждать муниципальные библиотеки, возлагает обязанность обеспечивать финансирование комплектования и сохранности их у фондов. В соответствии с данным Законом органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образова­ний могут присваивать ведущей универсальной библиотеке муници­пального образования статус центральной районной (городской) биб­лиотеки и т. д.

4. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления при осуществлении отдельных государственных полномочий, кото­рыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.

Основываясь на ст. 132 Конституции РФ, Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» достаточно подробно определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными пол­номочиями, закрепляет правовой механизм их финансирования, а так­же основные формы государственного контроля за реализацией данных полномочий. При этом Закон устанавливает соответствующие полно­мочия органов государственной власти. Так, в случае выявления нару­шений требований законов по вопросам осуществления органами и должностными лицами местного самоуправления отдельных госу­дарственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких наруше­ний (ст. 21), отменять муниципальные правовые акты в части, регули­рующей осуществление отдельных государственных полномочий (ст. 48). Ранее на федеральном уровне по сути отсутствовали правовой механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и порядок финансирования их осу­ществления.

Федеральные органы государственной власти контролируют соблюде­ние федерального законодательства о местном самоуправлении. При этом они обеспечивают соответствие законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законода­тельству. Кроме того, осуществляется прокурорский надзор за соблюде­нием законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Осуществление контрольных полномочий федераль­ными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Так, Конституция РФ предусматривает, как уже отмечалось, осуществление государственного контроля за осуществлением передан­ных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 132). Бюджетный кодекс РФ предусматривает право Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществлять финансовый контроль за исполнением местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указан­ных средств (ст. 268).

В установленных Конституцией РФ и федеральными законами случа­ях федеральные органы государственной власти осуществляют в отноше­нии муниципальных образований и органов местного самоуправления ис­полнительно-распорядительные полномочия. Так, согласно Закону РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытых административно-территориальных образо­ваниях» (ст. 5.1) кассовое обслуживание исполнения бюджета закрытого административно-территориального образования осуществляют орга­ны федерального казначейства.

Наконец, значение федерального законодательства о местном са­моуправлении обусловлено тем, что оно, обеспечивая общие для всех субъектов Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основ­ных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: «муниципального образования»; «вопро­сов местного значения»; «органов и должностных лиц местного само­управления» и др.

Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Пре­зидент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации государственной политики по развитию местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросам местного самоуправления постоянно уделяется внимание в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране и ос­новных направлениях политики Российской Федерации. Указом Прези­дента РФ от 15 октября 1999 г. были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправле­ния в Российской Федерации.

В рамках своих конституционных полномочий Президент РФ регла­ментирует те или иные стороны муниципальной деятельности. Нап­ример, Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1372 «Об утвер­ждении Положения о военных комиссариатах» были определены ос­новы взаимодействия военных комиссариатов с органами местного самоуправления.

Указами Президента РФ могут быть инициированы эксперименты в сфере местного самоуправления, разработка проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам местного са­моуправления2.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных за­конов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, в том числе по вопросам муниципаль­ной деятельности. Например, к таким актам относится постановление от 25 ноября 2004 г. «Об утверждении Порядка рассмотрения предложе­ний о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На процесс формирования правовой основы местного самоуправле­ния оказывают влияние постановления Конституционного Суда РФ, в ко­торых затрагиваются вопросы местного самоуправления.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в его постановлениях, способствует утверждению конституционных принци­пов местного самоуправления в практике правового регулирования ме­стного самоуправления. Так, постановление Конституционного Су­да РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государ­ственной власти в Удмуртской Республике» имеет важное значение для правового регулирования субъектами Федерации территориальной ор­ганизации местного самоуправления.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. сформулирована правовая позиция, согласно которой органы местного самоуправления вправе обращаться в Конституционный Суд РФ за за­щитой своих нарушенных прав.


ЛИТЕРАТУРА

1.                           Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ. -1993.-№ 237. -25 дек.

2.                           Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 24 сентября 2003 года // СЗ РФ. №237. Ст. 2965.

3.                           Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. — М., 2005.

4.                           Васильев В.И. Местное самоуправление. — М., 2003.

5.                           Куфтан О.Е.. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2008.

6.                           Муниципальное право Российской Федерации. — М, 2004.

7.                           Муниципальное право. Вопросы и ответы. — М., 2006.

8.                           Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. — М., 2004.

9.                           Постовой Н.В. Местное самоуправление. История, теория, практика. — М., 2005.

10.                       Постовой Н.В. Муниципальное право России, -М, 2000.

11.                       Российская Федерация. 1996. № 9. С. 21.

12.                       Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. — М., 2006.

13.                       ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1491.

14.                       ВСНД и ВС РФ. 1993. № 18. Ст. 635.

15.                       ВСНД и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 561.

 

 

 



[1] СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4943.

[2] ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1491.

[3] ВСНД и ВС РФ. 1993. № 18. Ст. 635.

[4] ВСНД и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 561.

 

[5] Российская Федерация. 1996. № 9. С. 21.

 

[6]СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1917.

[7] См. постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке консти­туционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» (с измен, от 22 апреля 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2811


Информация о работе Основные теории местного самоуправления