Организация управления образованием в Ставропольском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексная характеристика государственного управления образованием на территории Ставропольского края, предложение мер по улучшению эффективности деятельности органов государственного управления данного субъекта РФ.
Объектом данного исследования является система образования Ставропольского края. В качестве предмета работы выступает процесс государственного управления образованием в Ставропольском крае.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы и основные направления государственного управления образованием
1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием
1.2. Общие положения о системе управления образованием
1.3. Нормативные акты, регулирующие сферу управление образованием в Ставропольском крае
Глава 2. Приоритетный национальный проект «Образование» в Ставропольском крае
2.1. Основные направления реализации национального проекта «Образование» в Ставропольском крае
2.2. Мероприятия, проводимые по реализации проекта «Образование»
Глава 3. Меры по повышению эффективности деятельности министерства образования Ставропольского края.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПО СГМУ.docx

— 51.06 Кб (Скачать документ)

- федеральные  (центральные) государственные органы  управления образованием;

- федеральные  ведомственные органы управления  образованием;

- государственные  органы управления образованием  субъектов Российской Федерации.4

Постановление Правительства РФ "О системе  государственного управления образованием в Российской Федерации" устанавливает следующую иерархию в системе органов государственного управления:

Министерство  образования Российской Федерации;

министерства  образования республик в составе  Российской Федерации;

управления (главные  управления, комитеты, департаменты) образования  краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и  Санкт-Петербурга.

Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы  по решению органов местного самоуправления.5

     Все вышеназванные ступени органов  управления образованием реализуют  единое руководство системой государственных  учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического  и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном  уровнях.

     В настоящей работе будет рассмотрена  деятельность Министерства образования  Ставропольского края.

    1. Нормативные акты, регулирующие сферу управление образованием в Ставропольском крае.

     В комплекс законодательства Российской Федерации в области управления образованием, в первую очередь необходимо включить Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты. Так, например, можно выделить:

- Федеральный  закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ  «О послевузовском профессиональном образовании»6

- Федеральный  закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"7

     В эту же группу необходимо включить законы, положения губернатора и нормативные правовые акты Ставропольского края в области управления образованием:

- Постановление  губернатора Ставропольского края об утверждении «Положения о министерстве образования Ставропольского края»8

- Закон об  утверждении краевой целевой  программы «Развитие образования  в Ставропольском крае на 2008-2010 годы»9

- Закон Ставропольского края от 10 июля 2008 г. № 41-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «Об образовании»

- Закон Ставропольского края от 30 июля 2008 г. № 48-кз «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Ставропольского края «О стипендиальном обеспечении студентов и учащихся государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении Ставропольского края» 
 

     Федеральные законы в области управления образованием, в соответствии со ст. 3 Закона «Об  образовании»:10

1) разграничивают  компетенцию и ответственность  в области образования Федеральных  органов государственной власти  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации;

2) регулируют  в рамках установленной федеральной  компетенции вопросы отношений  в области образования, которые  должны решаться одинаково всеми  субъектами Российской Федерации.  В этой части федеральные законы  в области образования являются  законами прямого действия и  применяются на всей территории  Российской Федерации;

3) вводят общие  установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции  субъектов Российской Федерации  и в соответствии с которыми  последние осуществляют собственное  правовое регулирование в области  образования.

     Субъекты  Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут  принимать в области управления образованием законы и иные нормативные  правовые акты, не противоречащие федеральным  законам в области образования.

     Законы  и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  в области образования не могут  ограничивать права физических и  юридических лиц по сравнению  с законодательством Российской Федерации в области образования.

     Отношения по поводу урегулирования вопросов управления образованием наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить вышеназванному Закону «Об образовании» и иным федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные управлению образованием, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

     Так, можно выделить следующие постановления  правительства:

- Постановление  Правительства РФ от 9 января 1992 г. N 21 «О системе государственного  управления образованием в Российской»

- Положение о  государственной аккредитации высшего  учебного заведения, утвержденное  постановлением Правительства РФ  от 2 декабря 1999 г. N 1323

Кроме того, постановлениями  Правительства РФ утверждены и следующие  типовые положения:

Об образовательном  учреждении высшего профессионального  образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации;

О межшкольном  учебном комбинате;

Об общеобразовательной  школе-интернате с первоначальной летной подготовкой;

Об образовательном  учреждении для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

О кадетской  школе (кадетской школе-интернате);

Об оздоровительном  образовательном учреждении санаторного  типа для детей, нуждающихся в  длительном лечении;

О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для  обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

О суворовских  военных, нахимовских военно-морских  училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах;

О военно-музыкальных  училищах и музыкальных кадетских  корпусах;

Об образовательном  учреждении для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей;

Об образовательном  учреждении дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов;

Об общеобразовательной  школе-интернате;

Об общеобразовательном  учреждении;

Об учреждении начального профессионального образования;

О среднем профессионально-техническом  училище;

О специальном  учебно-воспитательном учреждении для  детей и подростков с девиантным поведением;

Об образовательном  учреждении для детей дошкольного  и младшего школьного возраста;

О дошкольном образовательном  учреждении.

     В комплекс нормативных актов о  управлении образованием входят также  многочисленные акты соответствующих  министерств и ведомств. В отношении  таких документов существует общее  правило, выраженное в постановлении  Правительства Российской Федерации  от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении  Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Основу ведомственных  нормативных документов составляют:

1) акты минобразования  РФ:

- Положение о  порядке лицензирования образовательных  учреждений, утвержденное приказом  Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442

- Положение о  государственной аккредитации образовательного  учреждения среднего профессионального  образования (среднего специального  учебного заведения), утвержденное  приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. №2574

- Положение о  порядке аттестации и государственной  аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования  РФ от 22 мая 1998 г. N 1327

- Положение о  государственной аккредитации образовательных  учреждений, реализующих программы  профессиональной переподготовки  специалистов, утвержденное приказом  Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 113.

Глава 2. Приоритетный национальный проект «Образование» в Ставропольском крае.

2.1. Основные  направления реализации национального  проекта «Образование» в Ставропольском  крае.

      Огромное внимание и значительные ресурсы государства в реализации нацпроекта сконцентрированы на направлении проекта «Качественное образование». Особое внимание уделено классному руководителю. С января 2006 года начались выплаты ежемесячного денежного вознаграждения педагогам за классное руководство. На эти цели в дополнение к 64,8 млн. рублей, которые традиционно расходуются из краевого бюджета на выплаты этой категории, выделено ещё более 190 млн. рублей федеральных средств уже в рамках нацпроекта.

      Сегодня впервые за много лет в Типовое  положение об общеобразовательном  учреждении внесен пункт, который четко  определяет статус классного руководителя. Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2006г. № 366 расширен перечень образовательных учреждений, в которых классный руководитель может получать такое вознаграждение. Это:

- общеобразовательные  учреждения,

- вечерние (сменные)  общеобразовательные учреждения.

- кадетские школы  и кадетские школы-интернаты,

- образовательные  учреждения для детей дошкольного  и младшего школьного возраста,

- специальные  (коррекционные) образовательные  учреждения для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии (кроме  специальных (коррекционных) профессиональных  училищ),

- специальные  учебно-воспитательные учреждения  для детей и подростков с  девиантным поведением (специальные  общеобразовательные школы и  специальные (коррекционные) общеобразовательные  школы),

- образовательные  учреждения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и  медико-социальной помощи,

- образовательные  учреждения для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей,

- оздоровительные  образовательные учреждения санаторного  типа для детей, нуждающихся  в длительном лечении,

- общеобразовательные  школы-интернаты с первоначальной  летной подготовкой.

      Еще два направления национального  проекта: государственная поддержка  общеобразовательных учреждений, реализующих  инновационные образовательные  программы и поддержка учителей, добивающихся высоких результатов.

      Большое внимание в проекте уделяется  внедрению современных образовательных  технологий в учебно-воспитательный процесс. Речь идет о таких направлениях, как информатизация образования, оснащение  школ учебными наглядными пособиями  и оборудованием. Все эти направления  реализуются на условиях софинансирования центра и регионов.

       Важный аспект – подключение к 2008 году абсолютно всех школ края к сети Интернет (тех, которые не имеют такого доступа).

       На  основании Приказа между Министерством  образования и науки Российской Федерации и Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 176/85 об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа, предполагается подключение в Ставропольском крае 684 общеобразовательных учреждений.

       Важно понимать, что в первую очередь  Всемирная сеть нужна учителю: он в любой точке страны должен иметь  доступ к образовательным программам.

      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ министерством образования Ставропольского ведется определенная работа по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в части государственной   поддержки  талантливой   молодежи.  

      Постановлением Губернатора Ставропольского края № 518 от 09 августа 2006 года уполномоченным  органом по государственной   поддержке талантливой   молодежи в Ставропольском крае определен Комитет Ставропольского края по делам молодежи.  В состав Региональной конкурсной комиссии, утвержденной данным постановлением, входят представители министерства образования и краевых учреждений дополнительного образования детей.

Информация о работе Организация управления образованием в Ставропольском крае