Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:20, курсовая работа
Поэтому целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления.
2. Изучить основные правовые акты местного самоуправления в России.
3. Проанализировать современное состояние правового аспекта местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И  ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 4
1.1 Формирование правовой  основы местного  самоуправления в  России 4
1.2 Понятие и состав  правовой базы  местного самоуправления 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО 9
САМОУПРАВЛЕНИЯ  РОССИИ 9
2.1 Конституционные  основы местного  самоуправления 9
2.2 Федеральное и  региональное законодательство  в сфере местного  самоуправления в  Российской Федерации 10
2.3 Система муниципальных  правовых актов  и устав муниципального  образования 12
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16
3.1 Современное состояние  правовой основы  местного самоуправления 16
3.2 Направления совершенствования  местного самоуправления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Библиографический список 29
Одновременно нужно адаптировать законодательство к многообразию условий местного самоуправления, признавая при этом сложившиеся реалии как данность. В этой связи целесообразно открыть дорогу для совершенствования территориальной организации публичной власти на местах, в частности - регламентировать преобразование муниципальных образований одних типов в другие (например, районов в городские округа и наоборот) при четком закреплении возможных случаев и процедур, чтобы исключить возможность злоупотреблений; предоставить регионам возможность отказа от районного звена местного самоуправления, ставшего по факту элементом государственной системы управления, путем создания в районах территориальных органов государственной власти.
     В части разграничения 
предметов ведения необходимо уйти 
от размытых формулировок в определении 
вопросов местного значения. В тех 
сферах, где компетенция различных 
уровней публичной власти тесно 
переплетена, необходимо четко и 
недвусмысленно определить полномочия 
органов власти и самоуправления. 
Кроме того, муниципальные органы 
должны быть освобождены от участия 
в решении несвойственных им административных 
задач без финансовых гарантий со 
стороны государства. Возложение на 
муниципальные образования 
Одновременно имеет смысл усилить гибкость в определении вопросов местного значения путем разделения их на обязательный и факультативный списки. В обязательный список должны быть включены только базовые вопросы, являющиеся предметом жизнеобеспечения населения всех муниципалитетов соответствующего типа. Некоторые другие вопросы, потребность в решении которых возникает у муниципального сообщества, могут определяться в качестве вопросов местного значения в уставе муниципального образования.
     Обеспечение баланса 
свободы муниципалитетов и 
     Этим же целям 
должно послужить и совершенствование 
механизмов судебной зашиты местного 
самоуправления, в том числе через 
упорядочение судебной практики и обучение 
судейского корпуса по вопросам местного 
самоуправления. 
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в Российской Федерации. Оно согласно Конституции РФ не входит в систему органов государственной власти и является первичным уровнем публичной власти, действующее самостоятельно от государственных организаций в пределах установленных законом полномочий.
     Законодательно 
Федеральная законодательная регламентация местного самоуправления оказалась слишком жесткой. Многие нормы федерального закона являются избыточными, не учитывают территориальных особенностей, излишне ограничивают свободу действий региональных и местных властей, "закрывают двери" на пути к развитию муниципальных образований. Подтверждением тому стали многочисленные точечные поправки в федеральное законодательство, свидетельствующие о попытках адаптировать единообразное регулирование к многообразию реальных условий.
Местное самоуправление как организация власти на местах предполагает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления, иные федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ), конституции (уставы), законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, иные муниципальные правовые акты.
Одной из ключевых проблем местного самоуправления, по мнению муниципального сообщества, является гипертрофированный государственный контроль. В большинстве регионов отмечают, что ответы на запросы информации государственными органами отнимают львиную долю времени, еще больше трудностей вызывают бесконечные проверки муниципалитетов [13, c.27].
Сегодня налицо две противоречивые тенденции: с одной стороны, степень давления различных государственных структур на муниципалов крайне высока, с другой - формы государственного контроля в одних случаях не прописаны (т.е. отсутствуют и, в принципе, юридически невозможны), в других - не регламентированы (что вызывает произвол контролирующих органов).
     Местное самоуправление 
в России на данном этапе находится 
на стадии развития, так как имеет 
множество проблем с 
Таким образом, местное самоуправление в РФ составляет важнейшую часть механизма управления, позволяющую оптимально сочетать права человека и местные, региональные, общегосударственные интересы, требующие дальнейшего развития и совершенствования.
 
Нормативно-провавые акты:
     1. 
Конституция Российской 
     2. 
Федеральный закон от 06.10.2003 г. 
№ 131-ФЗ "Об общих принципах 
организации местного 
     3. 
Устав муниципального 
Литература:
     4. 
Исаев, И.А. История 
5. Игнатов В.Г.История государственного управления в России //Ростов н/Д: Феникс, 2009: - 640 с.
6. Кошевников, Е.М. Муниципальное право //М.: НОРМА, 2007: - 284 с.
7. Кноринг, В.И. Государственное и муниципальное управление//M.:"Экзамен", 2007: - 477 с.
     8. 
Куликов, В.И. История 
9. Курочкин, А.А. Правовые основы местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 9. - С.15-19.
10. Кутафин, О.Е. Муниципальное право Российской Федерации.//М.: Юристъ, 2008:- 559 с.
11. Маршалова, А.С. Система государственного и муниципального управления// М.:"Омега-Л", 2009:- 128 с.
12. Юргенс И.Ю.Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования //М.: Экон-Информ, 2009: - 524 с.
13. Мокрый, В.С. О развитии местного самоуправления в Российской федерации и вопросах его законодательного регулирования// Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 7. - С.26-28.
14. Постовой, Н.В. Муниципальное право //М.: Юриспруденция, 2009:- 352 с.
15. Система муниципального управления.//СПб.: Питер, 2009: - 560 с.
16. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления//СПб.: Питер, 2008: - 336 с.
     17. 
Чиркин, В.Е. Система государственного 
и муниципального управления //М.: Юристъ, 
2009: - 379 с.