Мунипалитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание

Поэтому целью данной работы является изучение правовой основы местного самоуправления в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы местного самоуправления.
2. Изучить основные правовые акты местного самоуправления в России.
3. Проанализировать современное состояние правового аспекта местного самоуправления и определить основные направления его совершенствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 4
1.1 Формирование правовой основы местного самоуправления в России 4
1.2 Понятие и состав правовой базы местного самоуправления 6
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО 9
САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ 9
2.1 Конституционные основы местного самоуправления 9
2.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления в Российской Федерации 10
2.3 Система муниципальных правовых актов и устав муниципального образования 12
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 16
3.1 Современное состояние правовой основы местного самоуправления 16
3.2 Направления совершенствования местного самоуправления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Библиографический список 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая рома.docx

— 58.69 Кб (Скачать документ)
  • гарантированность местного самоуправления со стороны государства (статьи 12, 133);
  • самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (статьи 12, 130, 131, 132);
  • организационную обособленность местного самоуправления от системы органов государственной власти (статья 12);
  • осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (статья 131);
  • возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при условии передачи необходимых для реализации передаваемых полномочий материальных и финансовых средств.

     Особого внимания заслуживает  также статья 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения органами местного самоуправления Конституции Российской Федерации и законов.

     Согласно части 2 статьи 3 Конституции России "народ  осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и местного самоуправления". Статьи 3, 32, 131 Конституции предусматривают осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей. Эти нормы позволяют утверждать, что местное самоуправление является одной из форм осуществления народовластия. Специфика этой формы раскрывается в части 1 статьи 130 Конституции, согласно которой местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Квалифицирующим признаком вопросов местного значения, указанным в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 1), является непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования .

     Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод, что Конституция  Российской Федерации, являясь основным законом общества и государства  установила систему норм о местном  самоуправлении, на которой должны базироваться все остальные нормативные  правовые акты.

     2.2 Федеральное и  региональное законодательство  в сфере местного  самоуправления в  Российской Федерации

     Федеральный закон 2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" относит к полномочиям  федеральных органов государственной  власти в области местного самоуправления:

  • определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации;
  • правовое регулирование деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения и при осуществлении переданных государственных полномочий.

     Федеральные законодательные  акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя федеральные  законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, постановления  и определения Конституционного Суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся  федеральные отраслевые законы и  иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.3

     В первой группе главным  является Закон, определяющий общие  принципы деятельности местного самоуправления. В нем раскрыты основные понятия  и термины местного самоуправления, определена его роль в осуществлении  народовластия, закреплены права граждан  на осуществление местного самоуправления.

                      

     К другим Федеральным законам этой группы относятся Законы "Об обеспечении  конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ред. от 09.11.2009г.), "О  муниципальной службе в Российской Федерации" (ред. от 17.07.2009г.).

     Из  второй группы федеральных законов  особенно важны Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый  кодексы РФ, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных  отраслевых законов - от воинской службы до здравоохранения. В период реформы  местного самоуправления законотворческая деятельность муниципальных образований  значительно активизировалась .

     Для конкретного муниципального образования  региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная  власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ.

     Федеральный закон 2003г. относит к полномочиям  органов государственной власти субъектов РФ правовое регулирование  вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах  РФ, правами и обязанностями органов  государственной власти субъектов  РФ и их должностных лиц в области  местного самоуправления, правами и  обязанностями органов и должностных  лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.

     В конституциях (уставах) субъектов РФ содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый субъект РФ принимал закон об организации местного самоуправления на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления. К их числу относятся, например, законы о выборах в органы местного самоуправления, местных референдумах, муниципальной службе, административно-территориальном устройстве субъекта РФ, порядке образования и преобразования муниципальных образований и т.п. К числу отраслевых региональных законов, серьезно влияющих на деятельность местного самоуправления, относятся законы о собственности, бюджете и бюджетном процессе, региональных налогах и сборах и др.

     2.3 Система муниципальных  правовых актов  и устав муниципального  образования

     По вопросам местного значения населением муниципальных  образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

                      

     Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической  силой на территории муниципального образования.

     Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности  муниципального образования. Наиболее типичные из них:

  • положение о местных референдумах и местных выборах;
  • положение об организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;
  • положение о порядке управления собственностью муниципального образования;
  • правила землепользования и застройки;
  • правила торговли;
  • положение о муниципальном заказе;
  • положение о муниципальной службе и т.д.

Проекты муниципальных правовых актов могут  вноситься органами территориального общественного самоуправления, а  также инициативными группами граждан.

     Наряду  с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные  лица местного самоуправления принимают  акты индивидуального назначения. Необходимость  их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной и  контрольной деятельности в системе  местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную  должность, проведении проверки и т.п.).

     Устав муниципального образования - своеобразная местная конституция, основной нормативный  акт муниципального образования. В  нем, согласно Федеральному закону 2003г., отражаются следующие положения:

  • наименование муниципального образования;
  • перечень вопросов местного значения;
  • формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
  • структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  • наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, их должностных лиц;
  • виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
  • виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  • порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля его исполнения;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с  федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

     Муниципальное образование разрабатывает устав  самостоятельно. Согласно Федеральному закону 2003г., устав муниципального образования  принимается соответствующим представительным органом. Однако для привлечения населения к принятию столь важного документа должны в обязательном порядке проводиться публичные слушания по проекту устава и внесению изменений в него. Возможно также предварительное вынесение некоторых основных положений устава на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам остальные положения и устав в целом принимаются представительным органом.

     Представительный  орган муниципального образования  принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений  и дополнений в него должно проголосовать  не менее 2/3 установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей  менее 100 человек принятие устава должно осуществляться населением непосредственно  на сходе граждан, внесенные в  него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации  в органах юстиции.

     Таким образом, характер и пределы правового  регулирования местного самоуправления, определяемые федеральными актами, актами субъектов РФ и местными актами, тесно связаны с федеративным устройством государства и политико-правовой природой местного самоуправления. То есть федеральные органы устанавливают  целесообразные рамки деятельности местного самоуправления, более детально в этих пределах регламентируют данную деятельность органы субъектов Российской Федерации, а местное самоуправление свободно прежде всего в пределах своей компетенции. Если при этом возникает необходимость урегулирования каких-либо отношений, местное самоуправление делает это с помощью собственных нормативных актов, руководствуясь принципом "все, что не запрещено – разрешено. 

     ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

     3.1 Современное состояние  правовой основы  местного самоуправления

     Местное самоуправление в г. Ульяновск осуществляется населением посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления г. Ульяновска.

     Органы местного самоуправления г. Ульяновска осуществляют свою деятельность в соответствии с  общепризнанными принципами и нормами  международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, другими  законами и иными нормативными правовыми  актами Ульяновской области, настоящим Уставом, решениями, принятыми на местных референдумах и сходах граждан, и иными муниципальными правовыми актами города Ульяновска.

     Систему муниципальных  правовых актов г. Ульяновска образуют:

     1) Устав муниципального  образования г. Ульяновска;

     2) правовые акты, принимаемые на местном референдуме  города Ульяновска;

     3) решения Ульяновского  городского Собрания депутатов ;

     4) постановления  и распоряжения Главы г. Ульяновска;

     5) постановления  и распоряжения главы администрации  г. Ульяновска;

     6) постановления  и распоряжения председателя  Ульяновского городского Собрания  депутатов;

     7) распоряжения и  приказы иных должностных лиц  органов местного самоуправления  г. Ульяновска по вопросам, отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом.

     Устав муниципального образования г. Ульяновска принимается Ульяновским городским Собранием депутатов. Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме города Ульяновска, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов города Ульяновска, имеют прямое действие и применяются на всей территории города Ульяновска .

     С 1 января 2006г. на территории некоторых субъектов РФ, в том числе и в Ульяновской области, вступил в силу новый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (№131-ФЗ от 6 октября 2003г). Основной целью Федерального закона является устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью вводится единая структура территориальной организации местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере регулирования местного самоуправления устанавливаются на основе иных принципов, чем это осуществлено в предыдущей редакции Федерального закона, а также более подробно регулируется деятельность органов местного самоуправления.

Информация о работе Мунипалитет