Муниципальное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, лекция

Описание

1) ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ОТЛИЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВ ОТ АДМИИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2) ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА, НОРМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
3) ПРИНИЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право от 3-1 ю.docx

— 83.20 Кб (Скачать документ)

     Первые  выборы в новые органы местного самоуправления состоялись в начале 1994 года на основании  законов, которые принимались в  каждом субъекте РФ. Разнобой в законах  повлек и разнобой наименований органов  местного самоуправления, например, их называли Думами, Советами, Казачьими  кругами и т.п. Были различия и в компетенции. Вплоть до августа 1995 года в РФ не было единого, т.е федерального закона о местном самоуправлении и только 28 августа 1995 года был принят первый ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» Однако и этот документ не  исправил положение, в силу недостаточного финансирования муниципалитетов. В последующие годы в этом направлении были осуществлены мероприятия по укреплению финансовой базы местного самоуправления.

       Произошедшие изменения в системе  органов местного самоуправления обусловили необходимость принятия нового закона РФ по общим вопросам организации и деятельности местного самоуправления. Таким законом стал ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в новой редакции. Однако введение этого закона было рассчитано на определенные этапы вплоть до 1.01.2006 года. В последующем отдельные положения этого закона указом президента были введены в силу в 2008-2009 годах. Новый закон сохраняя прежнее назначение местного самоуправления значительно расширил количество форм его непосредственного осуществления населением, более четко определил круг вопросов местного значения в целом, а также круг вопросов, подлежащих разрешению отдельными муниципальными образованиями, закрепил источники формирования местных бюджетов, определил перечень муниципальных нормативно-правовых актов, т.е актов, которые принимаются органами местного самоуправления и учредил соответствующие контролирующие органы в системе органов местного самоуправления. Также были закреплены такие гарантии, как дотации и субвенции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СУБЪЕКТЫ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

     1) ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

     2) МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК  СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА.  ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА  СПЕЦИАЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

     3) НАСЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО ГРАЖДАНЕ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ДЕПУТАТЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. 

     1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

     Нормы муниципального права регулируют осуществление  местного самоуправления в ходе которого возникает особый вид правоотношений, именуемых муниципальными правоотношениями. Для данных правоотношений характерно наличие своих соответствующих субъектов, наделенных определенными правами и несущих соответствующие обязанности, а также для которых предусмотрены определенные меры ответственности. С учетом роли соответствующих субъектов в организации и осуществлении местного самоуправления их можно классифицировать на 3 группы:

     1) субъекты, которым принадлежит руководящая  роль в организации местного  самоуправления, в обеспечении его  функционировании и  в осуществлении  контроля за осуществлением местного  самоуправления. (органы гос власти РФ и органы гос власти субъектов РФ, которые издают общефедеральные нормативно-правовые акты, либо нормативно-правовые акты субъектов по основным вопросам организации и осуществления местного самоуправления соответственно, либо на всей территории РФ, либо на территории конкретных субъектов

     2) субъекты, которые непосредственно  участвуют в осуществлении местного  самоуправления. Действующее законодательство о местном самоуправлении предусматривает 6 видов таких субъектов:

     А) муниципальное образование

     Б) население муниципального образования  как собирательное понятие

     В) граждане РФ постоянно проживающие  на территории муниципального образования

     Г) органы местного самоуправления

     Д) депутаты муниципального образования, иные должностные выборные лица муниципального образования, а также лица, исполняющие  исполнительно-распорядительные функции.

     Е) иные субъекты непосредственно принимающие  участие в осуществлении местного самоуправления (межмуниципальное хозяйственное  предприятие, союзы и т.п)

     3) другие субъекты, участвующие в  муниципальных правоотношениях,  которые находятся на территории  муниципального образования, но  не являются муниципальными. (государственные  и негосударственные организации,  учреждения и предприятия, общественные  объединения и их должностные  лица). 
 

     2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

     В соответствии с ч.1 ст.131 Конституции  местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и  других территориях, которые именуются  муниципальными образованиями. Конкретизация  отдельных видов муниципальных  образований осуществлена в ст.10 ФЗ «об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» к  ним относятся:

     1) городские и сельские поселения.  К городским поселениям относятся  все населенные пункты, имеющие  статус городов. К сельским  поселениям относятся отдельные  сельские населенные пункты с  количеством населения более  1000 человек. Если в сельском  поселении менее 1000 человек, то  оно может входить в состав  другого муниципального образования

     2) муниципальный район – территория  всех сельских поселений в  пределах административного района  за исключением территории городов.

     3) городской округ – представляет  собой отдельный район города, в котором осуществлено внутригородское  районирование.

     4) внутригородские территории городов  федерального значения

       Муниципальное образование как  субъект муниципального права  характеризуется признаками:

     1) наличие муниципальной собственности

     2) наличие устава муниципального  образования

     3) самостоятельность в решении  всех вопросов местного значения

     Муниципальная собственность является экономической  основой местного самоуправления и  включает:

     1) муниципальное имущество

     2) местные бюджеты

     3) имущественные права муниципальных  образований

     В состав имущества входят следующие  виды имущества:

     1) имущество, которое необходимо  для решения вопросов местного  значения

     2) имущество, которое необходимо  для осуществления муниципальными  образованиями переданных им  отдельных гос полномочий

     3) имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также работников муниципальных учреждений и предприятий

     Местные бюджеты являются финансовыми средствами муниципальных образований, они  включают в себя собственные доходы, субвенции и дотации, а также  заимствованные средства. Любой местный бюджет состоит из двух частей:

     1) доходы

     2) расходы

     Под имущественными правами муниципальных  образований понимаются предоставленные  им полномочия по владению, распоряжению и использованию муниципальной  собственности.

     Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативно-правовым актом. ПО своему содержания он представляет собой конституцию муниципального образования, которая должна содержать  сведения:

     1) наименование муниципального образования

     2) перечень вопросов местного значения, которые входят  в компетенцию  муниципального образования

     3) формы, порядок и гарантии участия  населения в решении вопросов  местного значения

     4) структура органов и порядок  их формирования

     5) наименование и полномочия выборных  и иных органов и их должностных  лиц

     6) виды, порядок принятия официального  опубликования и вступления в  силу муниципальных правовых  актов

     7) срок полномочий представительного  органа местного самоуправления, депутатов муниципального образования,  его выборных должностных лиц, иных выборных органов местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

     8) ответственность органов и должностных  лиц, виды ответственности и  основания ее наступления, основания  и порядок отзыва должностных  лиц, досрочного прекращения полномочий  выборных органов и выборных  должностных лиц.

     9) порядок формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета  и контроль за его расходованием 

     10) порядок внесения изменений и  дополнений в устав

     Устав  принимается представителем органа местного самоуправления, но в муниципальных образованиях, в которых проживает менее 100 граждан, пользующихся избирательным правом, устав принимается на сходе граждан. Принятый устав подлежит регистрации в органах юстиции.

     В ст.14 ФЗ «Об общих принципах..»  содержится общий перечень вопросов местного значения. В ст.15 – перечень вопросов, относящихся к главе  муниципального района, а в ст.16 –  относящиеся к компетенции городского округа. В ст.17 содержатся вопросы  местного значения, являющиеся исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

     К муниципальным образованиям относятся  городские и сельские поселения. Перечень вопросов местного значения. Которые разрешают эти муниц образования определяется законодательством субъектов РФ с учетом положений ст.14 ФЗ.

     Муниципальное образование вправе иметь свою символику  – герб, флаг, гимн, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные  традиции.

     ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПЕЦИАЛЬНЫХ  ОБРАЗОВАНИЙ

     К ним относятся закрытое административно-территориальное  образование, населенные пункты на приграничных территориях, города федерального значения, наукограды.

     Закрытым  административно-территориальным образованием признается образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, хранению и т.п оружия массового поражения, по использованию и переработке радиоактивных и других опасных материалов, военные и другие объекты, для которых устанавливается особый режим функционирования, включая спец условия проживания граждан.

     Сегодня статус ЗАТО на территории РФ имеют  приблизительно около 40 населенных пунктов. ЗАТО имеют свой особый правовой статус:

     1) решение о создании или упразднении  ЗАТО принимается Президентом  РФ по представлению Правительства.  Границы устанавливаются указом  Президента и могут не совпадать  с границами субъектов РФ и  с границами административных  районов, входящих в состав  этих субъектов

     2) особенностью осуществления собственного  местного самоуправления в ЗАТО  является то, что органы местного  самоуправления на этих территориях  наделены следующими дополнительным  полномочиями: координация деятельности предприятий и объектов, подразделений охраны, полиции, МЧС и других служб при угрозе возникновения ЧС; разрабатывают меры оповещения и эвакуации населения в случае аварии на объектах и предприятиях ЗАТО; глава местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решение об эвакуации населения из территории ЗАТО; органы местного самоуправления содействуют реализации пропускного режима в ЗАТО, иных особых мер, за исключением режимов на предприятиях и других объектах, находящихся в границах внутренних контролируемых и запретных зон.

Информация о работе Муниципальное право РФ