Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:35, контрольная работа
Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Филиал 
РУДН в г. Перми 
 
    Факультет: 
ЮРИДИЧЕСКИЙ 
    Дисциплина: 
Муниципальное парво 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ 
РАБОТА № 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студент Лоскутова Мария Павловна
Курс 1, группа ПЮ 08-1в
№ студенческого билета
3732080130 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПЕРМЬ
2009 год
 
Муниципальная собственность
Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.
Отметим, что если круг субъектов государственной собственности очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах муниципальной собственности, в отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка» – городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.
    На  
территории   муниципального   
образования   проживает   население, 
объединённое общими интересами в решении  
вопросов  местного  значения.  
Это местное сообщество, которое  имеется  
на  территории  любого  муниципального 
образования. Понятие «местное сообщество» 
в российском  законодательстве  
не встречается. Однако закон гласит, что 
местное  самоуправление  в  Российской 
Федерации – это  «деятельность  
населения  по  решению  непосредственно  
или через органы местного самоуправления 
вопросов местного значения,  исходя  
из интересов населения,  его  исторических  
и  иных  традиций»  (ФЗ  «Об  
общих принципах организации местного 
самоуправления в Российской Федерации», 
 п. 1 ст.  28).  Здесь  главными  
моментами  являются,  во-первых,  
то,  что   это «деятельность   
населения»,   и,   во-вторых,   
что   данная    деятельность 
осуществляется в соответствии с интересами 
населения. В пункте 2  статьи  28 закона 
говорится, что местное самоуправление 
выступает в качестве  выражения «власти 
народа» и составляет  тем  самым  
«одну  из  основ  конституционного 
строя Российской Федерации», то есть 
население России – источник  власти  
на всей её территории.
Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования также является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.
Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью»[16]. И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:
- глава муниципального образования;
- представительный орган муниципального образования;
- структурные органы и подразделения местной администрации;
- орган управления муниципальным хозяйством;
- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
- другие организации с правом управления муниципальной
- собственностью.
Способами формирования муниципальной собственности являются способы предусмотрены действующим законодательством. В качестве иллюстрации можно привести Закон Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области». В нем закрепляются следующие способы формирования муниципальной собственности:
- путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
- путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
- при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;
- при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
- при передаче объектов государственной собственности Московской области в муниципальную собственность в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;
- при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
- при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
- путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
    Право 
муниципальной собственности 
В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.
Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.
 
2. Объекты муниципальной собственности
К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления.
В состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят также: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.
    Стоит  
отметить,  что  в  исключительной  
собственности  муниципальных образований 
находятся те объекты, которые имеют особо  
важное  значение  для жизнеобеспечения  
определённого  населённого  пункта  
либо  территории,  для сохранения 
историко-культурного  наследия.  
К  таким  объектам  можно  также 
отнести, например, городские парки, памятники 
культуры. Это  свидетельствует о  
социальной   направленности   
муниципальной   собственности:   
во-первых, управление  объектами  
муниципальной  собственности  наиболее  
чувствительно влияет  на  жизнь  
населения  соответствующей  территории  
(в   отличие   от управления 
многими  другими  формами  собственности),  
а  во-вторых,  многие объекты муниципальной  
собственности  социально  ориентированы  
(спортивные, образовательные и  другие  
объекты).  Это  одна  из  важнейших  
особенностей природы   муниципальной   
собственности.   Другой   особенностью    
является выполнение функции экономической 
основы местного самоуправления: к  
примеру, муниципальные предприятия – 
в соответствии со  ст.  113  ГК  
РФ  –  являются коммерческим предприятиями;  
к  тому   же   имущество   
органов   местного самоуправления   
составляет    материальную    
базу,    обеспечивающую    
их деятельность. Перечень объектов, подлежащих 
передаче из государственной собственности 
в муниципальную, содержится в Приложении 
N 3 к постановлению Верховного Совета 
РСФСР от 27 декабря 1991 г.  
N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов 
закреплен тем же постановлением от 27 
декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента 
РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень 
документов, который необходимо представлять 
муниципальным комитетам по управлению 
имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов 
федеральной собственности в муниципальную, 
содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 
г.  
N АР-18/1599.
Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.
    Напротив, 
передача объектов (имущества), относящихся 
к муниципальной собственности, 
в государственную 
Весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением №3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
    Согласно 
разъяснению ВАС РФ принадлежащие 
государственным предприятиям нежилые 
помещения переходят в 
Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.
Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п.4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п.4.9 Основных положений. См. об этом также п.3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15[2]).
 
3. Понятие местного бюджета и порядок его формирования (ст.35).
Местные финансы включают: средства местных бюджетов, муниципальных внебюджетных (включая валютные) фондов, а также в соответствии с законом иные финансовые ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности местных финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Государство содействует развитию местных финансов, гарантирует их защиту через соответствующую систему мер, в том числе и через целевые федеральные и региональные программы. Органы местного самоуправления осуществляют объединение на добровольной основе средств юридических и физических лиц для финансирования программ развития территорий муниципальных образований.