Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 18:35, контрольная работа

Описание

Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

Работа состоит из  1 файл

Контр раб по МП.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал  РУДН в г. Перми 
 

    Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ 

    Дисциплина: Муниципальное парво 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Студент Лоскутова Мария Павловна

            Курс 1, группа ПЮ 08-1в

          № студенческого билета

          3732080130 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

ПЕРМЬ

2009 год

 

Муниципальная собственность

  1. Понятие и порядок формирования муниципальной собственности.

    Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215  ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые  –  в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или  иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

    Отметим, что если круг субъектов государственной  собственности очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого  нельзя  сказать  о субъектах муниципальной  собственности,  в  отношении  которых  «употреблена расплывчатая формулировка» – городские и сельские  поселения,  а также другие муниципальные образования.

    На  территории   муниципального   образования   проживает   население, объединённое общими интересами в решении  вопросов  местного  значения.  Это местное сообщество, которое  имеется  на  территории  любого  муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском  законодательстве  не встречается. Однако закон гласит, что местное  самоуправление  в  Российской Федерации – это  «деятельность  населения  по  решению  непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения,  исходя  из интересов населения,  его  исторических  и  иных  традиций»  (ФЗ  «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 
п. 1 ст.  28).  Здесь  главными  моментами  являются,  во-первых,  то,  что   это «деятельность   населения»,   и,   во-вторых,   что   данная    деятельность осуществляется в соответствии с интересами населения. В пункте 2  статьи  28 закона говорится, что местное самоуправление выступает в качестве  выражения «власти народа» и составляет  тем  самым  «одну  из  основ  конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник  власти  на всей её территории.

    Таким   образом,   из   выше   сказанного   следует,   что   население муниципального   образования   также   является   источником    власти    на соответствующей территории. А так как местное сообщество  –  это,  по  сути, население, проживающее на  территории  муниципального  образования,  местное сообщество – источник власти на данной территории,  и  принятие  решений,  в том числе касательно муниципальной собственности,  здесь  осуществляется  от лица местного сообщества.

    Итак,  главным  субъектом   владения,   пользования   и   распоряжения муниципальной  собственностью   является   местное   сообщество   (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь  «управляют муниципальной   собственностью»[16].   И   на   этом   основании    являются второстепенными субъектами  права  муниципальной  собственности.  К  таковым можно отнести:

    - глава муниципального образования;

    - представительный орган муниципального образования;

    - структурные органы и подразделения местной администрации;

    - орган управления муниципальным хозяйством;

    - муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

    - другие   организации   с   правом   управления   муниципальной

    - собственностью.

    Способами формирования муниципальной собственности  являются способы предусмотрены действующим законодательством. В качестве иллюстрации можно привести Закон Московской области «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области». В нем закрепляются следующие способы формирования  муниципальной собственности:

    - путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;

    - путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;

    - при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;

    - при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;

    - при передаче объектов государственной собственности Московской области в муниципальную собственность в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;

    - при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;

    - при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;

    - путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;

    - по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

    Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

    В пределах установленной компетенции  органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

    Установление  порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

 

     2. Объекты муниципальной собственности

    К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные  фонды. Они  выступают  в  качестве  финансовых ресурсов  местного  самоуправления.

    В   состав   муниципальной собственности в качестве материальных  объектов  входят также:  имущество органов местного  самоуправления,   муниципальные   земли   и   природные   ресурсы, находящиеся  в  муниципальной  собственности;  муниципальные  предприятия  и организации, муниципальные банки и другие  финансово-кредитные  организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения,  муниципальные  учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

    Стоит  отметить,  что  в  исключительной  собственности  муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо  важное  значение  для жизнеобеспечения  определённого  населённого  пункта  либо  территории,  для сохранения историко-культурного  наследия.  К  таким  объектам  можно  также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это  свидетельствует о  социальной   направленности   муниципальной   собственности:   во-первых, управление  объектами  муниципальной  собственности  наиболее  чувствительно влияет  на  жизнь  населения  соответствующей  территории  (в   отличие   от управления многими  другими  формами  собственности),  а  во-вторых,  многие объекты муниципальной  собственности  социально  ориентированы  (спортивные, образовательные и  другие  объекты).  Это  одна  из  важнейших  особенностей природы   муниципальной   собственности.   Другой   особенностью    является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к  примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со  ст.  113  ГК  РФ  – являются коммерческим предприятиями;  к  тому   же   имущество   органов   местного самоуправления   составляет    материальную    базу,    обеспечивающую    их деятельность. Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.  
N 3020-1. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же постановлением от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-РП. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 г.  
N АР-18/1599.

    Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об общих  принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

    Напротив, передача объектов (имущества), относящихся  к муниципальной собственности, в государственную собственность  субъектов РФ или федеральную  собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п.1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"[1]).

    Весьма  важен вопрос о передаче из государственной  в муниципальную собственность  нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением №3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

    Согласно  разъяснению ВАС РФ принадлежащие  государственным предприятиям нежилые  помещения переходят в муниципальную  собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов.

    Однако  это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.

    Собственники  приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные  в п.4.5 Основных положений государственной  программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п.4.9 Основных положений. См. об этом также п.3 Обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. N 15[2]).

 

     3. Понятие местного  бюджета и порядок  его формирования (ст.35).

    Местные финансы включают: средства местных  бюджетов, муниципальных внебюджетных  (включая валютные) фондов, а также  в соответствии с законом иные финансовые  ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах    самостоятельности местных финансов, государственной финансовой поддержки,    гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Государство содействует развитию местных финансов, гарантирует их защиту через соответствующую систему  мер, в том числе и через целевые федеральные и региональные программы. Органы местного самоуправления осуществляют объединение на добровольной основе средств юридических и физических лиц для финансирования программ развития территорий муниципальных образований.

Информация о работе Муниципальная собственность