Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 11:12, реферат

Описание

Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

Работа состоит из  1 файл

Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений.docx

— 43.68 Кб (Скачать документ)

Объектом муниципального менеджмента является территориальное  хозяйство в городах, районах  и т.д., включающее в себя производственную и социальную сферы экономики. Социальная инфраструктура муниципальных образований охватывает жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, пассажирский транспорт, связь, спорт, здравоохранение, торговлю, общественное питание, народное образование, учреждения культуры и т.д. Чем многообразнее и сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйство, тем большее значение приобретает комплексная увязка всех отраслей производственного и непроизводственного характера.

В складывающихся новых  условиях хозяйствования и управления меняются прежде всего экономические отношения собственности на всех уровнях: экономика становится смешанной. Наряду с государственной собственностью складываются акционерная, арендная, кооперативная, коллективная, частная формы собственности. И формы управления соответственно становятся многообразными.

В настоящее время  на территории региональных объектов развиваются и взаимодействуют  следующие виды и формы собственности:

государственная общероссийская собственность; 

муниципальная собственность;

комплексная (в том  числе кооперативная) собственность;

собственность общественных организаций;

личная собственность  населения;

смешанные формы  собственности.

Федеральный закон  “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает следующий  состав муниципальной собственности:

средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

имущество органов  местного самоуправления;

муниципальные земли  и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности;

муниципальные предприятия  и организации;

муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации;

муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Субъектом муниципальной  собственности выступают местные  территориальные органы управления. Таким образом, муниципальное управление как социально-экономическая и  общественно-политическая форма самоорганизации  осуществляется через муниципалитет, местное правительство, местную  администрацию.

Состав объектов муниципальной собственности очень  разнообразен. В муниципальной собственности  находится обобществленный жилой  фонд, объекты, с помощью которых  осуществляется коммунальное обслуживание населения, предприятий и организаций  региона. К ним относится вся  инженерная инфраструктура территории. Кроме того, немаловажной частью муниципальной  собственности являются предприятия  и организации местного подчинения, деятельность которых непосредственно  направлена на решение задач комплексного экономического и социального развития территорий. К ним относятся предприятия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства, бытового обслуживания, торговли, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры.

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для  осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации  и ликвидации. Они самостоятельно определяют цели, условия и порядок  деятельности предприятий, находящихся  в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен  и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и  увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты о их деятельности.

Отношения между  органами местного самоуправления муниципального образования и руководителями предприятий, находящихся в муниципальной  собственности, строятся на контрактной  основе в соответствии с трудовым законодательством.

Органы местного самоуправления муниципального образования  вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному  обслуживанию населения, строительству  и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции и оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей  территории, на выполнение других работ  в рамках предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Порядок формирования и размещения муниципального заказа устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования.

Муниципальная собственность  формируется за счет собственных  средств хозрасчетных предприятий  и организаций местного подчинения, местного бюджета, внебюджетных фондов, передачи в ведение местных администраций  соответствующих предприятий республиканского и регионального подчинения.

На основе взаимодействия различных форм собственности формируется  местное хозяйство, составляющее экономическую  основу местного (муниципального) самоуправления.

Местное хозяйство  призвано служить целям удовлетворения потребностей населения и должно создавать условия для эффективного функционирования системы местного самоуправления и объектов народного  хозяйства на территории муниципального образования.

Государственные и  муниципальные унитарные предприятия

Правовое положение  государственных и муниципальных  унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом РФ (ст. 113-115) и  законом о государственных и  муниципальных унитарных предприятиях.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками  предприятия.

В учредительных  документах унитарного предприятия  должны определяться его наименование, место нахождения, порядок управления его деятельностью. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать  указание на собственника его имущества. Кроме того устав унитарного предприятия  должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного  фонда предприятия, порядке и  источниках его формирования.

В форме унитарных  предприятий могут быть созданы  только государственные и муниципальные  предприятия. 

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия  находится соответственно в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником  либо уполномоченным собственником  органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие  отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное  предприятие не несет ответственности  по обязательствам собственника его  имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного  на то государственного органа или  органа местного самоуправления. Учредительным  документом предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или  органом местного самоуправления.

Размер уставного  фонда предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и  муниципальных унитарных предприятиях. До государственной регистрации  предприятия, основанного на праве  хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью  оплачен собственником.

Если по окончании  финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие  предприятия, обязан произвести в установленном  порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано  по решению суда.

В случае принятия решения  об уменьшении уставного фонда предприятие  обязано письменно уведомить  об этом своих кредиторов. Кредитор предприятия вправе потребовать  прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное  предприятие путем передачи ему  в установленном порядке части  своего имущества в хозяйственное  ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия  и назначает его руководителя.

В случаях, предусмотренных  законом о государственных и  муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может  быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Учредительным документом казенного  предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве  оперативного управления, должно содержать  указание на то, что предприятие  является казенным. 

Казенное предприятие  вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, чаще всего оно  самостоятельно реализует производимую им продукцию. Порядок распределения  доходов казенного предприятия  определяется собственником его  имущества.

Российская Федерация  несет субсидиарную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие  может быть реорганизовано или ликвидировано  по решению Правительства Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Яндекс.Деньги

Информация о работе Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений