Местное самоуправления и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:39, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования: уяснить историко-политическую сущность понятия «местное самоуправление», выявить его взаимосвязь со всей структурой государственной власти и государственного управления.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- познакомиться с функциями, полномочиями местного самоуправления;
-рассмотреть вопросы, связанные с сущностью местного самоуправления, его местом в системе общественных отношений в целом, в системе государственной власти, в частности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской федерации 5
1.1. Понятие и особенности местного самоуправления в России 5
1. 2. Основные полномочия местного самоуправления 9
1.3. Конституционно-правовые основы местного самоуправления 11
Глава 2. Местное самоуправления и государство 23
2.1. Местное самоуправление в системе гражданского общества 23
2.2. Местное самоуправление в единой 28
исполнительной вертикале власти 28
2.3. Местное самоуправление как система 30
Заключение 34
Список литературы: 36

Работа состоит из  1 файл

МСУ и госвласть_конституциооно-правовые основы взаимодействия_2.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

     Определенной  гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства служит осуществление прокурорского надзора за исполнением ими Конституции России, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований.

     Статья 130 Конституции Российской Федерации  подчеркивает:

     «I. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

     2. Местное самоуправление осуществляется  гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

     Местное самоуправление осуществляется только через выборы и при наличии  выборного органа, который создают  сами граждане для решения совместно с населением местных вопросов. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но органы государственной власти обязаны оказывать содействие населению в осуществлении их прав на местное самоуправление, в том числе правовое, материальное, финансовое».

     Государственно-правовая система не заканчивается на уровне субъектов федерации. Местное самоуправление, как власть публичная, не может быть выведено из этой системы, а значит, и из системы федеративных отношений. Это отдельный уровень самостоятельного и непосредственного осуществления власти самим населением, без делегирования кого-либо в органы власти. Местное самоуправление наряду с государственной властью выступает нормой единой власти народа.

     Местное самоуправление осуществляется согласно ст. 131 Конституции Российской Федерации в городах и сельских поселках. Местное самоуправление и муниципальная власть имеют свою собственность, свой бюджет и свои органы управления. Изменение границ местного самоуправления возможно только с согласия местного сообщества. Основные вопросы данного сообщества - здравоохранение, образование, обустройство народов и поселков и другие проблемы, имеющие местное значение - также решаются органами местного самоуправления. Следует подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации закрепляет гарантии местного самоуправления, запрещая всякое его ограничение.

     Таким образом, конституционно-правовая система  Российской Федерации включает местное самоуправление в систему федеративных отношений, не нарушая ее равновесия. Правовую основу местного самоуправления кроме Конституции Российской Федерации обеспечивает также Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. После вступления России в Совет Европы существенное влияние на правовое обеспечение организации и деятельности местного самоуправления оказывают основные принципы и положения Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована в Российской Федерации в 1998 г.).

     Один  из основных принципов местного самоуправления - это принцип разграничения полномочий вплоть до каждого гражданина и местного самоуправления. Игнорирование этого принципа вызывает целый ряд трудностей и создает противоречия в ходе организации и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

     Организационные основы местного самоуправления. Современное понимание государства уходит от имперско-царско-ханских традиций управления всем из одного центра и одним человеком. Россия как сложносоставное государство имеет десятки специфических сфер, в которые государственная власть как организатор и гарант защиты интересов людей может не проникать. И здесь особую роль играет местное самоуправление.

     Корни самоуправления уходят в глубь веков, само государство возникло из самоорганизации местных общин. В России, стране общинной демократии, многие века основные вопросы решались на местном уровне. Князья фактически занимались сбором дани, внешней политикой и вопросами войны и мира. Впоследствии органы местного самоуправления - земства, сельские и иные советы - осуществляли свои функции, входя в централизованную систему государственной власти. В этом плане, может быть, и в современной России не стоило бы сразу «отрубать» местную власть от государственной, а разграничивать полномочия и выравнивать общественно-государственную систему местного самоуправления'. Во многих государствах местное самоуправление указывает на локальный характер выполнения функций демократического государства. Мы пошли по англосаксонской модели организации местного самоуправления, но в худшем варианте, ибо там основную роль играет представительный орган местного самоуправления: «сильный совет - слабый мэр», а у нас модель: «кругом один мэр». Континентальная модель основана на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Достаточно работоспособной была в этом плане и «советская модель» местного самоуправления. Следовало бы обновить его содержание, принципы работы и сохранить.

     Организационную структуру местного самоуправления в соответствии с законодательством определяет население, реализуя свои права на самоуправление, осуществляя последнее как через орган местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления на референдумах и сходах.

     В последнее время все чаще говорится  о делегировании части полномочий государственной власти и ресурсов для их реализации органам местного самоуправления. Это ведет к возврату к тому принципу федерализма, который наши правоведы-концептуалисты не довели до уровня местных сообществ. Местное самоуправление, представляя важную форму народовластия, гарантированную Конституцией Российской Федерации, призвано на данной конкретной территории осуществлять публичную власть. Эта власть имеет следующие характеристики: наличие органов и аппарата управления; осуществление власти на определенной территории и по отношению ко всему населению, проживающему на ней на основе законов и нормативных актов; возможность установления своих сборов и налогов для самостоятельного формирования бюджета и осуществления местных социальных программ.

     Местное самоуправление - это подзаконная власть, в отличие от суверенной верховной власти'. В современной интерпретации муниципальная власть является одной из разновидностей самоуправления[2,114].

     Принципы  федерализма и местное самоуправление. Изучая проблемы местного самоуправления, необходимо понять их связь с предметом федералогии. Это обусловлено тем, что местное самоуправление является, пусть и обособленной, но все же формой осуществления власти, завершающей ее функциональные основы. Местное самоуправление - фундамент федерализма, ибо оно «фундамент российской системы народовластия»[10,85]. Таково значение местного самоуправления, хотя наладить его оказалось делом нелегким, потому что все стараются командовать, а не удовлетворять потребностям граждан.

     Справедливым  следует считать мнение тех, кто  рассматривает государственную власть и местное самоуправление как два вида публичной власти[8,532]. Такое определение будет наиболее точным.

     При этом зачастую проблема местного самоуправления заключается в его взаимоотношениях с субъектом Федерации, где многое остается неучтенным. Кроме того, процесс новой централизации приводит к тому, что субъект Федерации не может уже ничего взять или выпросить «сверху», как предусмотрено Конституцией, а должен пополнять «корзину» своих полномочий «снизу». Отсюда и следует, что централизация власти ослабляет функции и полномочия местного самоуправления. Значит, опять начнутся процессы отчуждения гражданина, гражданских сообществ от власти. У нас есть министерства образования, здравоохранения.

     При этом к перечню полномочий местного значения приравниваются «отдельные государственные полномочия органов исполнительной власти области, переданные органам местного самоуправления законом области. Реализация этих полномочий подконтрольная органам государственной власти области». В государственной вертикали власти, в системе федеративных отношений есть полномочия, которые целесообразнее регулировать «сверху», а есть и такие, которые поддаются управленческому воздействию «снизу». Для повышения эффективности управления государственными и общественными делами представляется необходимым сочетать эти подходы. Федерализм - это не просто разделение властных полномочий по вертикали, но и поиск эффективных форм власти и управления на всех уровнях. В настоящее время практикуется разработка и реализация федеральных и региональных программ совместно с органами местного самоуправления на базе местных сообществ.

     Отметим еще два важных момента. Первое: надежной защитой местного самоуправления может стать завершение формирования всеобъемлющей правовой базы местного самоуправления на федеральном уровне, подкрепленной соответствующим региональным законодательством, учитывающим специфику конкретных территорий.

     Второе: на местах ждут принятия законов, определяющих принципы финансово-хозяйственной деятельности органов самоуправления. Требуют конкретизации их прав по распоряжению недвижимостью, земельными, водными и иными ресурсами. Без такой базы невозможно всерьез говорить о силе местной власти. Отсюда вывод: местное самоуправление будет иметь успех в благополучном обществе, где работает экономика и живут люди если не среднего класса, то хотя бы средней обеспеченности. Следует помнить, что у маргинальных слоев самоуправления не бывает.

     Принцип наделения органов местного самоуправления государственными полномочиям, как это определено Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 132), является тем связующим звеном, которое позволяет включать местное самоуправление в систему федеративных отношений. Перед местным самоуправлением еще достаточно долго будет стоять целый ряд государственных задач, которые оно вынуждено будет решать. Невозможно буквальное истолкование «отделения» местного самоуправления от государства. Противопоставление двух уровней публичной власти не оправдано и не имеет под собой почвы, если каждый уровень занят эффективностью осуществления на практике народовластия. А. С. Ященко писал в свое время, разрабатывая теорию федерализма, что невозможно отделить местные цели от общегосударственных, «так как они различаются друг от Друга не по качеству, а по степени» [15,201].

     Европейская хартия местного самоуправления позволяет  определить его как форму народовластия, которая дает право территориальным общностям с использованием собственных ресурсов и через свои выборные органы решать определенный круг вопросов в интересах местного сообщества.

     Обладая признаками института власти, оно  по своей природе носит государственно-общественный характер при совпадении объекта  и субъекта власти. Это порождает  проблему двойственности развития местного самоуправления, противоречие между государственными и общественными началами; все эти трудности можно разрешить лишь при установлении между ними разумного баланса.

     Местное самоуправление представляет один из базовых элементов выстраивания целостной трехуровневой системы  власти в едином федеративном государстве. Но в этой системе существуют три проблемы:

     первая  - это не до конца проведенное разделение полномочий между всеми уровнями публичной власти;

     вторая  - определение внутренней структуры модели местного самоуправления.

     Последняя проблема - территориальное устройство местного самоуправления.

 

      Глава 2. Местное  самоуправления и  государство

     2.1. Местное самоуправление в системе гражданского общества

     Конституционное провозглашение отделения местного самоуправления от системы органов государственной власти было встречено в России с энтузиазмом. И это не случайно. С практической реализацией этого положения связывались большие надежды в области формирования гражданского общества и обеспечения реальной самостоятельности низового уровня управления, - уровня, наиболее приближенного к населению.

     После принятия новой Конституции прошел уже не один год, а проблем в области местного самоуправления не меньше, а может быть, и больше. Да и принятие долгожданного Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не внесло необходимой ясности; более того, породило ряд новых, требующих решения проблем. Что же касается Государственной Программы поддержки местного самоуправления,  
о необходимости которой говорилось уже не раз, то ее реально не существует.

     Причина сложившейся ситуации - прежде всего в ошибочной трактовке некоторых общетеоретических вопросов, что является существенным, сдерживающим процесс становления местного самоуправления фактором. Поэтому, прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению проблем становления и развития местного самоуправления в России, остановимся на некоторых общеметодологических вопросах. Пожалуй, все или, по крайней мере, большинство современных взглядов и концепций исходят из того, что местное самоуправление является важнейшей составляющей гражданского общества. И с этим следует согласиться. Именно исходя из такой трактовки и приступали к реформе местного самоуправления в России. Логика реформирования местного самоуправления, а точнее, его конституционно-законодательного оформления была такова. Местное самоуправление является важнейшим институтом гражданского общества. Последнее же, в соответствии со сложившимися воззрениями, противостоит государству в качестве сферы общественных отношений, где непосредственно реализуются интересы граждан и удовлетворяются их повседневные потребности. Следовательно, местное самоуправление должно быть исключено и (по мнению многих) абсолютно обособлено от системы органов государственной власти. Однако, провозгласив подобный, на первый взгляд весьма демократический, тезис, его сторонники до сих пор не сформировали ни развернутой концепции, ни стройной нормативно-законодательной базы формирования и функционирования местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправления и государство