Механизм организации и проведение местного референдума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание

Местный референдум - это осуществляемое в пределах муниципального образования посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; это прямое голосование граждан, местожительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом участия в местном референдуме, по наиболее важны вопросам местного значения в целях принятия решений по этим вопросам [6,187].

Работа состоит из  1 файл

курс. раб..doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

     Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, которые содержат формулировку вопроса, выносимого на референдум. Если на референдум выносится проект нормативного правового акта органа местного самоуправления, то лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

     Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого  референдума. При этом установление квот для сбора подписей в поддержку  инициативы проведения местного референдума  в отдельных частях территории муниципального образования не допускается.

     Период  сбора подписей жителей муниципального образования должен составлять не менее 20 дней. После его окончания составляется итоговый протокол инициативной группы, в котором указывается общее  количество собранных подписей избирателей.

     Комиссия  референдума проверяет достоверность  собранных подписей и принимает  по результатам проверки постановление. В случае обнаружения нарушений  комиссия референдума выносит постановление  об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.

     Если  нарушения не обнаружены, комиссия референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума указанных документов направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в орган местного самоуправления, уполномоченный принять решение о назначении референдума. 

Право голосовать на местном референдуме

     Прежде  всего - это граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах заключения, проживающие на соответствующей территории.

     В Конституции РФ говорится о принадлежности права участвовать в местном  референдуме как гражданам Российской Федерации (ст. 3, 32), так и иностранным  гражданам (ст. 130). Федеральный закон  “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” предоставляет активное избирательное право при выборах в органы местного самоуправления и право на участие в местном референдуме иностранным гражданам, достигшим 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или [3].

     Понятие “постоянного” или “преимущественного”  проживания не определяется в законе. Такая неопределенность влечет за собой нарушения прав граждан. Этот пробел в законодательстве, безусловно должен быть устранен в кратчайшие сроки.

     В ряде субъектов Федерации право  иностранных граждан участвовать  в управлении делами местного сообщества закреплялось законодательно и раньше. Несмотря на то, что законы Саратовской области были приняты до вступления в силу указанного Федерального закона, они соответствуют общему направлению реформы избирательного законодательства и европейскому стандарту в области местного самоуправления. В Законе “О референдумах в Саратовской области” правом участвовать в местном референдуме наделялись все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом.

     Здесь интересен опыт европейских государств, где общей практикой стало  предоставление права участия в местном референдуме иностранным гражданам, проживающим в данной местности.

     Государства, являющиеся членами Европейского Союза, предоставляют право участвовать  в местных выборах и референдуме  гражданам ЕС.

     Текст Конституции РФ не содержит каких-либо ограничений избирательных прав граждан, связанных с прохождением ими военной службы. Однако вышеназванный Федеральный избирательный закон запрещает включение в списки избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории данного муниципального образования, если они до призыва не проживали на данной территории.  

     Трудно  судить, чем руководствовался законодатель, вводя такое, на наш взгляд, неоправданное ограничение одного из важнейших политических прав военнослужащих срочной службы. Если это связанно с временными рамками пребывания их на данной территории, то тогда чем статус военнослужащих срочной службы отличается от положения студентов, аспирантов, временных сезонных работников, которые не лишаются избирательных прав?

     Россия  относится к числу тех стран, где участие в референдуме  осуществляется добровольно. Тогда  как в некоторых странах голосование  рассматривается как гражданская обязанность. В Италии абсентеизм без уважительных причин фиксируется в судебных органах в течение 5 лет; кроме того, мэр коммуны может внести в список лицо, уклонившееся от голосования безмотивно; такой список вывешивается для всеобщего обозрения. Это мера морального воздействия, а потому каких-либо санкций за собой не влечет. 

Процедура голосования на местном референдуме

     Каждый, имеющий право на участие в  референдуме, придя на участок референдума, получает бюллетень. В бюллетене точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса, и указываются варианты волеизъявления голосующего словами “да” или “нет”, под которыми помещаются пустые квадраты. По общему правилу, решение считается принятым на местном референдуме, если голосов “за” данное решение было собрано больше, чем голосов “против”.

     Следует отметить, что для местных референдумов характерен низкий уровень участия  населения. Чтобы хоть как-то увеличить  число голосующих, например, некоторые  кантоны Швейцарии приняли законы о голосовании по почте, что однако не отразилось на снижении уровня абсентеизма [3]. 
 

Отмена  решения местного референдума судом

     Отмена  судом решения, принятого на местном  референдуме, может быть произведена  по следующим основаниям:

  • нарушение установленного федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления его участников;
  • несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции РФ, а также федеральному закону, закону субъекта РФ, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;
  • противоречие решения, принятого на местном референдуме, Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а также и закону субъекта РФ.
 

Финансовое  обеспечение подготовки и проведения местных  референдумов 

     В первую очередь следует знать, что расходы, связанные с проведением местных референдумов, возлагаются на бюджеты муниципальных образований. Выделение ассигнований на подготовку и проведение местных референдумов предусматривается отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований на очередной финансовый год. Главными распорядителями таких средств являются комиссии, организующие референдумы. В качестве крайней меры федеральное законодательство предусмотрело финансирование местных референдумов за счет кредитов банков, которые должны предоставляться комиссиям референдумов на конкурсной основе (получение кредита на указанные цели предполагает выдачу комиссии уполномоченным органом местного самоуправления муниципальной гарантии исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты). Возврат кредита и уплата процентов производится из средств местного бюджета.

     Распорядителями финансовых средств являются председатели комиссий. Они же несут персональную ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов, направляемых представительным органам местного самоуправления о расходовании средств.

1)Серьезное  внимание федеральное законодательство  уделяет вопросам формирования фондов референдумов, их расходования.

Денежные  средства, образующие фонд референдума, зачисляются на специальный счет. Он открывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы с разрешения комиссии референдума. Федеральный законодатель установил, что счета могут открываться только в филиалах Сбербанка России. При отсутствии таковых - в других кредитных организациях, расположенных на территории проведения референдума (муниципального образования или его части).

Российское  законодательство не ограничивается просто установкой на то, что средства фондов референдума имеют целевое назначение. В ст. 59 названного Закона указывается, что средства фондов референдума  используются инициаторами на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в том числе для агитации против референдума, против вопросов, ставших предметом его рассмотрения. 

“Плюсы” и “минусы” местного референдума 

     Местный референдум как один из основных институтов непосредственной демократии обладает рядом достоинств:

1. представляет избирателям возможность самим высказываться по поставленным вопросам;

2. служит политико-правовому просвещению населения;

3. позволяет гражданам предложить новые идеи органам власти;

4. способствует развитию местного самоуправления;

5. укрепляет позиции местного сообщества.

     Вместе  с тем, нельзя не отметить и отрицательные  черты местного референдума. Это  и дороговизна его проведения и как бы подмена представительных органов власти и одновременное  снятие ответственности за принимаемые на референдуме решения. Кроме того, в некоторых случаях это явная подмена профессионализма популизмом. 

     2.3 Юридическая сила принятого на местном референдуме решения

     Решение, принятое на местном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории соответствующего муниципального образования, регистрируется в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

     Если  для реализации решения, принятого  на референдуме, требуется издание  дополнительного нормативного правового  акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня  вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.

     Решение, принятое на местном референдуме  может быть отменено или изменено путем принятия иного решения  на местном референдуме, но не ранее  двух лет после его принятия, либо признано недействительным в судебном порядке.

     Неисполнение  или ненадлежащее исполнение решений, принятых на референдуме, влечет за собой  ответственность в соответствии с федеральными законами.

     Повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса может быть проведен в срок не ранее двух лет со дня официального опубликования результатов референдума.

     В каких случаях итоги местного референдума признаются недействительными?

     Комиссия  референдума может признать итоги  местного референдума недействительными в следующих случаях:

  - если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума;

  - если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части участков референдума;

  - по решению суда.

     Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии местного референдума  об итогах голосования, о результатах  референдума в случаях:

1. нарушения правил составления списков участников референдума;

2. нарушения порядка формирования комиссий референдума;

3. нарушения правил ведения агитации и финансирования подготовки и проведения референдума;

Информация о работе Механизм организации и проведение местного референдума