Механизм организации и проведение местного референдума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание

Местный референдум - это осуществляемое в пределах муниципального образования посредством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муниципального образования, направленное на решение (обязательный референдум) или обсуждение (консультативный референдум) вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; это прямое голосование граждан, местожительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом участия в местном референдуме, по наиболее важны вопросам местного значения в целях принятия решений по этим вопросам [6,187].

Работа состоит из  1 файл

курс. раб..doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

     7. Принцип законности  означает, что местный референдум проводится в строгом соответствии с действующим законодательством. Законодатель выступает одной из главнейших гарантий подлинного народовластия, имеет огромное значение для обеспечения конституционного права граждан на участие в управлении государственными и общественными делами. Принцип законности закреплен в Конституции РФ. Его действие распространяется на все государственные органы, органы местного самоуправления, должностных лиц различных организаций, объединений [14,216]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Механизм организации  и проведения местного референдума в РФ

2.1 Вопросы местного референдума 

     На  референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в  ведении субъекта РФ. На местный  референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.

     На  местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

- о досрочном  прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

- о персональном  составе органов местного самоуправления;

- об  избрании депутатов и должностных  лиц, об утверждении, о назначении  на должность и об освобождении  от должности должностных лиц,  а также о даче согласия  на их назначение на должность  и освобождение от должности;

- о принятии  или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

- о принятии  чрезвычайных и срочных мер  по обеспечению здоровья и  безопасности населения.

     Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны также противоречить законодательству РФ и законодательству субъекта РФ, в котором расположено муниципальное образование.

     Право формулировать вопрос референдума  принадлежит группе, инициирующей референдум, поэтому на местный референдум может  быть вынесен любой вопрос, по содержанию отнесенный к вопросам местного значения [4].

     На  случай, если референдум субъекта Российской Федерации или местный референдум будет проведен по вопросу, сформулированному  с нарушением требований федерального законодательства, устанавливается судебный порядок отмены принятого на таком референдуме решения. При этом в качестве основания для вынесения судом решения об отмене решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, будет является его противоречие Конституции Российской Федерации, федеральному закону, а для местного референдума - также и закону субъекта Российской Федерации.

     Законодательством предусматривается обязательность точного воспроизведения текста вынесенного на референдум вопроса  в бюллетенях для голосования, выдаваемых участникам референдума. См. Бюллетень для голосования на референдуме.

     В случае если формулировка вопросов, предлагаемая инициаторами референдума к вынесению на народное голосование, будет не соответствовать Конституции Российской Федерации и требованиям, установленным федеральными законами, то орган или должностное лицо, уполномоченные принимать решение о назначении референдума, обязаны отклонить такую инициативу и отказать в назначении референдума.

     Федеральным законом устанавливаются требования к формулировке вопроса референдума: она должна исключать возможность множественного толкования и предусматривать возможность однозначного ответа. В законах ряда субъектов РФ к вопросам, которые могли быть вынесены на местный референдум, были отнесены вопросы, связанные с изменением границ муниципальных образований. В связи с введением нового института учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление - голосование граждан по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований, из законов субъектов РФ должны быть исключены процедуры учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, посредством проведения местного референдума. 

2.2 Механизм проведения местного референдума: условия и ограничения 

Порядок назначения местного референдума

     Референдум  назначается только на календарный  выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 45 дней до дня голосования.

     В исключительных случаях в целях  совмещения проведения референдума  с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления дата проведения голосования на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) уполномоченным на то органом.

     Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия. 

Инициаторы  проведения местного референдума

     Согласно  Федеральному закону инициаторами проведения местного референдума могут быть как отдельные граждане, так и группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а также общественное объединение. Но не всякое общественное объединение может выступить инициатором референдума, а только то, которое зарегистрировано органами юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, а также устав которого предусматривает участие в выборах.

     Кроме того, предложить проведение местного референдума могут и участники собрания - жители соответствующего муниципального образования.

     Все они могут образовать инициативную группу по проведению референдума в  количестве не менее 10 человек. Инициатором  проведения референдума может также  выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности. 

     Порядок регистрации инициативной группы по проведению местного референдума

     Последовательность  работы инициативной группы по проведению референдума такова: сначала она обращается в избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. При отсутствии подобной комиссии до ее сформирования такие функции временно выполняет орган местного самоуправления данного уровня.

     Обязательным  требованием является то, что в  ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться  вопрос либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум. Причем, должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса местожительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.

     К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято  решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

     Комиссия  референдума в течение 15 дней со дня поступления ходатайства  принимает решение о регистрации  инициативной группы, выдает ей регистрационное  свидетельство и извещает об этом представительный орган местного самоуправления при выдвижении инициативы местного референдума, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

     В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение соответствующего органа, в  котором указываются основания  отказа.

     Основанием  такого отказа может быть только нарушение инициативной группой Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. 

     Требования к формулировке вопроса, выносимого на местный референдум

     Указанные вопросы должны исключать возможность  их множественного толкования. Вопрос, выносимый на референдум, не может противоречить законодательству, как РФ, так и соответствующего субъекта Федерации и должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

     Установление  иных ограничений для вопросов, выносимых  на местный референдум, не допускается.

     В случае если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает предусмотренным в законодательстве требованиям, соответствующая комиссия референдума может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Нам думается, что экспертную оценку вопросов или проектов нормативных правовых актов, выносимых на референдум, вправе давать прокуратура, назначением которой как раз и является осуществление контроля за соблюдением законности.

     Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Причем, формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы [4]. 

     Формирование  комиссии по проведению местного референдума

     При отсутствии комиссии референдума представительный орган местного самоуправления, зарегистрировавший инициативную группу по проведению референдума, в течение 7 дней со дня регистрации  инициативной группы формирует соответствующую комиссию референдума.

     Формирование  комиссии референдума осуществляется выборным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных  объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых комиссий референдума – на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

     Лица, замещающие должности муниципальной  службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной  трети от общего числа членов территориальной  или участковой комиссии референдума.

     Выборный  орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава комиссии референдума на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ и в выборном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 

     Проведение сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума

     С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

     Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, не может превышать 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.

Информация о работе Механизм организации и проведение местного референдума