Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 06:25, контрольная работа

Описание

Цель контрольной заключается в рассмотрение важных вопросов связанных с работой местного самоуправления.
задачи работы раскрыть и проанализировать:
-предмет ведения и полномочия местного самоуправления;
-понятие, функции, принципы муниципальной службы;
-статус депутата выборного должностного лица местного самоуправления.

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.docx

— 39.67 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, структура и формы  реализации полномочий местного самоуправления

Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации.

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное  самоуправление, определяя его статус в системе народовластия, использует, в частности, понятия: “полномочия  местного самоуправления” (статья 12,устанавливает, что местное самоуправление в  пределах своих полномочий самостоятельно), “права местного самоуправления” (статья 133 содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления). Следовательно, государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимую для решения  вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.

Толковый словарь русского языка определяет “полномочие”, как  официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения  дел'. Юридическая наука использует термин “полномочия” для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица: он в равнрй степени охватывает и права, и обязанности.

Полномочия местного самоуправления — это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и  иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые  для осуществления задач и  функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Полномочия местного самоуправления реализуются, во-первых, непосредственно  населением муниципальных образований. Именно за населением муниципальных  образований Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” признают право на осуществление  местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Закона население городского, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Населению муниципального образования  принадлежит исключительное право  избирать представительные органы местного самоуправления, исключительное право  выражать свою волю на местном референдуме, решая вопросы местного значения. Населению принадлежит право  определять структуру органов местного самоуправления, хотя данное право  может быть осуществлено населением и через своих представителей в выборном органе местного самоуправления. Согласно закону, население муниципального образования вправе принимать его  устав. Население, в соответствий с уставом муниципального образования, имеет право на правотворческуго инициативу в вопросах местного значения, право требовать проведения местного референдума. Населению принадлежит право выступадъ с инициативой установления и изменения границ муниципального образования. Закон требует учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает в результате утраты доверия населения. Население, в соответствии с уставом муниципального образования, вправе отозвать, выразить недоверие или досрочно прекратить полномочия выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, население  муниципальных образований играет исключительно важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия местного самоуправления (право избирать представительный орган  местного самоуправления, выражать волю путем местного референдума и  др.) могут быть осуществлены только населением муниципальных образований.

Во-вторых, полномочия местного самоуправления реализуются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия выборных, других органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления определяются, в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований, а также иными нормативными правовыми актами муниципальных образований (например, регламентом представительного органа местного самоуправления и др.). Большинство полномочий местного самоуправления реализуются органами и должностными лицами местного самоуправления, составляя их компетенцию.

Полномочия местного самоуправления определяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и  распоряжения муниципальной собственностью.

Следствием их реализации являются возникновение, изменение, прекращение  правомочий органов и должностных  лиц местного самоуправления, а также  прав и обязанностей предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц  и граждан.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на две группы:

1. “Собственные” полномочия  местного самоуправления, т.е. те  полномочия, которые признает за  муниципальными образованиями государство  и которые обеспечивают самостоятельное  решение населением вопросов  местного значения.

2. Отдельные государственные  полномочия, которыми, могут законом  наделяться органы местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации  с одновременной передачей необходимых  материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом  определяются условия и порядок  контроля за осуществлением органами местного самоуправления данных полномочий. ,

Статья 132

1. Органы местного самоуправления  самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают  и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления  могут наделяться законом отдельными  государственными полномочиями  с передачей необходимых для  их осуществления материальных  и финансовых средств. Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству. 

1. Часть первая комментируемой  статьи устанавливает виды важнейших  предметов ведения органов местного  самоуправления, родовой признак  этих предметов ведения, а также  в общих чертах - полномочия в  решении вопросов местного значения. При этом необходимо обратить  внимание на то, что включение  названных вопросов в сферу  деятельности муниципальных органов,  безусловно, свидетельствует о их роли в данном отношении. Однако подобное не означает, что указанные органы "перекрывают" правомочия населения, сформулированные в ч.1 ст.130 Конституции. Будет правильно исходить из того, что они сохраняются у территориального сообщества, а муниципальные органы - его уполномоченные по управлению местными делами. Такой подход предопределяет ответственность и подконтрольность органов местного самоуправления населению, их тесное взаимодействие, возможность граждан востребовать те или иные вопросы для непосредственного решения.

Муниципальные органы самостоятельно решают вопросы местного значения. Эта самостоятельность по-разному  реализуется ими в соответствующих  сферах, но в главном она предполагает, что органы местного самоуправления в рамках, установленных законом, действуют свободно, исключается  санкционирование, подтверждение или  отмена актов, принятых ими в пределах ведения (см. комм. к ст.12, ч.1 ст.130). В интересах дела данные органы координируют свою деятельность с органами государственной власти и иными муниципальными органами.

В Конституции фиксируется  ряд направлений деятельности органов  местного самоуправления (ст. 40, 41, 43, 130, 131). В рассматриваемой части статьи дополнительно названы еще четыре. Одно из них - управление муниципальной собственностью. Указанная собственность принадлежит муниципальному образованию (см. комм. к ч.1 ст.130). От его имени правомочия собственника осуществляют прежде всего представительный орган местного самоуправления, который устанавливает порядок управления и распоряжения этой собственностью (ч.3 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995г. (СЗ РФ, 1995, N35, ст.3506), другие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также на основе нормативных правовых актов и по их специальному поручению юридические лица и граждане (ч.2,3 ст.125 ГК).

Органы местного самоуправления могут своими действиями приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права и  обязанности, выступать в суде (ч.1,2 ст.125 ГК). Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в установленном порядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, любые сделки (ч.3 ст.29); создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации (ст.30); определять цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулировать цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнять руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчеты об их деятельности (ст.31); использовать собственные материальные и финансовые средства при размещении муниципальных заказов на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту социальной инфраструктуры и т.д. (ст.33).

Муниципальные образования  имеют собственные бюджеты.

Формирование, утверждение  и исполнение этих бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. При этом между ними существует определенное разделение труда: к ведению представительного органа относятся рассмотрение проекта бюджета, утверждение данного бюджета, контроль за его исполнением и утверждение отчета об исполнении бюджета, а к ведению главы муниципального образования (исполнительных органов) - составление проекта соответствующего бюджета, исполнение принятого бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований (см. ст.5 Закона Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" от 15 апреля 1993г. - ВВС РФ, 1993, N18, ст.635).

Отношения, возникающие по поводу местного бюджета, регулируются названным законом, Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991г. (ВВС РСФСР, 1991, N46, ст.1543) и Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В числе наиболее важных элементов данных отношений необходимо упомянуть следующие:  в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления;

органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных  бюджетов по результатам отчетного  года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

в доходной и расходной  частях местных бюджетов раздельно  предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных  полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации, а также могут быть предусмотрены в качестве составной  части сметы расходов отдельных  населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями;

федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  в соответствии с законом гарантируют  муниципальным образованиям минимальные  местные бюджеты путем закрепления  доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, определяемых на основе нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности;

в ходе исполнения бюджета  исполнительный орган вправе принимать  решения о внесении изменений  по статьям расходов бюджетной классификации  в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств;

представительный орган, его комиссии и комитеты в установленном  порядке вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от соответствующего исполнительного органа, его финансовых органов, других органов и должностных  лиц любую информацию, связанную  с исполнением бюджета, принять решение о привлечении аудитора для проведения соответствующей проверки;

исполнительный орган  в установленный срок по утвержденной форме и в принятом порядке  предоставляет представительному органу отчет об исполнении бюджета, по результатам рассмотрения которого принимается решение об его утверждении либо неутверждении.

В сфере ведения, причем исключительно  представительных органов местного самоуправления, находится установление местных налогов, сборов, а также  льгот по их уплате (ч.1 ст.39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Согласно указанному закону население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения (ч.2 ст.39); органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами субъектов Российской Федерации получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования (ст.40).

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"