Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что институт конституционного контроля – один из важнейших компонентов правового государства, посредством которого обеспечивается демократия политической системы. И так как на Конституционный Суд является относительно молодым органом, то роль, место и порядок функционирования органов конституционного контроля в зарубежных странах не может не вызывать интерес – ведь их опыт (положительный и отрицательный) - ценнейшее достояние, и его изучение и использование позволяет избежать в ошибок или неудачных решений в дальнейшем.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции 5
1.1. Члены Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции и их правовой статус 5
1.2. Структура и организация Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции 10
Глава 2. Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции 15
2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ 15
2.2. Полномочия Конституционного совета Франции 21
Заключение 26
Библиографический список 27

Работа состоит из  1 файл

Консти. курсовик.docx

— 71.47 Кб (Скачать документ)

     Для членов Конституционного совета в ордонансе  от 7 ноября 1958 года также закреплены определенные занятия и действия, не совместимые с деятельностью  в Совете, например, члены Совета:

    • не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который является  предметом рассмотрения Советом или  который может стать предметом рассмотрения, а также высказывать свое мнение по подобным вопросам.
    • Не вправе может принадлежать к политическим партиям и движениям
    • В течение срока своих полномочий члены Конституционного Совета не могут быть назначены на государственную должность, а если они являются государственными служащими, то они продолжают пользоваться правом на повышение по выслуге лет в своей администрации.
    • Не должны указывать свой пост в публикуемых документах, относящихся к любому виду публичной или частной деятельности5.(ст.2 декрет от 13 ноября 1959 года)
    • Не должны использовать титул члена совета при даче консультации, выступлении в качестве адвоката, председателя общества или ассоциации6.. (ст.2 декрет от 13 ноября 1959 года)
 

     В соответствии со ст. 18 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия судьи Конституционного суда РФ прекращаются ввиду:

    • нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
    • достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
    • личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
    • утраты судьей гражданства Российской Федерации;
    • вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
    • совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
    • продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
    • неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
    • признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    • признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
    • объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
    • смерти судьи.

        Полномочия судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  могут быть прекращены также ввиду  его неспособности по состоянию  здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

        Что касается членов Конституционного совета, то прекращение их деятельности не регламентируется четко, однако анализируя основные источники можно выделить следующие:

  • нарушения порядка его назначения на должность
  • утраты судьей гражданства Российской Федерации
  • личного письменного заявления судьи об отставке
  • совершения действий, не совместимых с его должностью
  • ввиду здоровья
     

        1.2. Структура и организация Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции

        
 

      В соответствии со ст. 20 федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.

     В пленарном заседании Конституционный  суд может рассмотреть любой  вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся7:

      1. Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;
      2. Толкование Конституции Российской Федерации;
      3. Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ  в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
      4. Принятие посланий Конституционного суда;
      5. Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд Российской Федерации в пленарных  заседаниях также8:

      1. формирует персональные составы палат Конституционного Суда Российской Федерации;
      2. принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;
      3. устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, а также распределяет дела между палатами;
      4. принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном освобождении от должности Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

      В заседаниях палат Конституционный Суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов9:

    1. федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
    2. законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
    3. договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;
    4. не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

    В заседаниях палат Конституционный  суд России решает также споры  о компетенции10:

    1. между федеральными органами государственной власти;
    2. между органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов;
    3. между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

    Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных  прав  и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле11.

    В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей  избирается Председатель - сроком на три  года, заместитель Председателя и  судья-секретарь Конституционного суда.

    Согласно  ст. 24 ФКЗ « О Конституционном  Суде РФ» Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

    1. руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;
    2. вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
    3. представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;
    4. осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

    Председатель  Конституционного Суда издает приказы и распоряжения Суда.

    В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление  некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также  обязанностей, возложенных на него Судом.

    Судья-секретарь  Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих  органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и  информирует Суд об их исполнении и т.д12.

    В структуре аппарата можно выделить две составляющие части:

    • первая из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)
    • Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

     Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.

     Конституционный Суд также имеет под своим  руководством Научно-консультационный совет, а по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем регламентируются: вопросы, касающиеся принятия обращений к рассмотрению, подготовки и назначения дел к слушанию и подготовки дел к разрешению без проведения слушания; вопросы, касающиеся слушания дел в заседаниях Конституционного Суда и т.д13.

     Что касается Конституционного совета, заседания Конституционного совета проводятся  в одном из крыльев исторического здания «Пале-Руаяль» (другую, гораздо большую часть занимает государственный совет). Здесь же размещаются бюро председателя и Генеральный секретариат Совета.

     Вопросы, подлежащие юрисдикции Конституционного совета, рассматриваются на заседаниях, которым руководит Председатель Совета.

     Председатель  Конституционного совета является одним  из наиболее важных должностных лиц  в государстве. Его назначение производится в два этапа: вначале он назначается  членом Конституционного совета (соответственно решением одной из трех назначающих  властей), а затем решением президента Республики – на пост Председателя. Назначение Председателя Конституционного совета – личная прерогатива президента Республики, и этот его акт освобожден, согласно ст.19 Конституции Франции, от какого-либо контрассигнирования.

       Председатель Совета -  прежде  всего член Совета и в это  качестве срок его мандата  и обязательства аналогичны статусу  всех других членов Совета. Однако в качестве председателя у него имеются и особые прерогативы, как представленные ему текстами, так и сложившиеся на практике. Срок мандата председателя равен сроку его мандата члена Совета и составляет в настоящее время девять лет. Конституция Франции не предусматривает досрочного отзыва председателя в какой-либо форме, и подобное действие, несомненно, явилось бы нарушением духа Конституции, и поставил бы под вопрос сам институт Конституционного совета. Обязательства председателя те же, что и у других членов Совета (и он приносит присягу), но, естественно, его положение еще более обязывает его обеспечивать авторитет как Совета и его членов, так и свой собственный.

     Если  правовое положение председателя  во многом аналогично статусу всех других членов Совета как назначаемых, так и пожизненных, то в отличие  от них председатель имеет и свои особенности в функционировании, администрации и организации  Совета. Прежде всего, председатель участвует в изучении вопросов, переданных на рассмотрение Конституционным советом, назначая докладчика, который готовит проект решения. Председатель принимает участие в обсуждении этих вопросов на заседаниях Совета и в голосовании проекта решения. Причем он обладает весьма важным преимуществом: в случае раскола голосов поровну голос председателя имеет решающее значение в соответствие с абз.3 ст. 56 Конституции Франции. После того  как докладчик подготовил  проект решения, председатель созывает заседание Совета для обсуждения проекта и принятия решения14. В ходе заседания председатель председательствует. Прерогативы председателя в том, что касается администрации Совета, состоят в общем руководстве административным, юридическим, финансовым отделами Совета, назначении генерального секретаря и казначея. Председатель распоряжается финансами Конституционного совета15 и в этом своем качестве пользуется в отличие от других высших руководителей большой свободой -  Конституционный совет наделен редкой для государственного органа  финансовой автономией и его бюджет не подлежит контролю со стороны счетной палаты. В тех случаях, когда Конституция возлагает на Совет определенную компетенцию помимо его собственных функций), например дачу консультации, именно председатель материализует реальность выполнения этой компетенции. Так, согласно ст. 16 Французской Конституции, Совет должен быть проконсультирован по поводу мер, принимаемых президентом Республики в случае введения в стране чрезвычайного положения. На председателя Конституционного совета возложена особая роль и при вступлении на должность вновь избранного президента Республики. Своим присутствием на церемонии председатель Конституционного совета символизирует передачу и преемственность власти. Он провозглашает результаты выборов, утвержденные Советом за несколько дней до церемонии, и затем от своего имени и в силу ст. 7 и 58 Конституции Франции официально провозглашает избранным главой государства победителя на выборах.

Информация о работе Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции