Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что институт конституционного контроля – один из важнейших компонентов правового государства, посредством которого обеспечивается демократия политической системы. И так как на Конституционный Суд является относительно молодым органом, то роль, место и порядок функционирования органов конституционного контроля в зарубежных странах не может не вызывать интерес – ведь их опыт (положительный и отрицательный) - ценнейшее достояние, и его изучение и использование позволяет избежать в ошибок или неудачных решений в дальнейшем.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции 5
1.1. Члены Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции и их правовой статус 5
1.2. Структура и организация Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции 10
Глава 2. Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции 15
2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ 15
2.2. Полномочия Конституционного совета Франции 21
Заключение 26
Библиографический список 27

Работа состоит из  1 файл

Консти. курсовик.docx

— 71.47 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
Содержание
Введение
            3
Глава 1. Состав, структура  и организация  деятельности               Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции
            5
1.1. Члены  Конституционного Суда РФ и  Конституционного Совета Франции  и их правовой статус
            5
1.2. Структура  и организация Конституционного  Суда РФ и Конституционного  Совета Франции
            10
Глава 2. Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции
            15
2.1. Полномочия Конституционного Суда  РФ
            15
2.2. Полномочия  Конституционного совета Франции
            21
Заключение
            26
Библиографический список
            27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Особое  место в системе отношений, регулируемых конституционным правом, занимают отношения, связанные с деятельностью такого судебного органа, как Конституционный Суд.

    Конституционный Суд Российской федерации является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим  судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

    Законодательство  о Конституционном Суде состоит  из  Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

    Конституционный совет Франции - высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением Конституции. Данный орган стоит особняком по отношению к другим органам конституционного контроля, поэтому он вызывает большой интерес.

    Актуальность  темы настоящего исследования определяется тем, что институт конституционного контроля – один из важнейших компонентов правового государства, посредством которого обеспечивается демократия политической системы. И так как на Конституционный Суд является относительно молодым органом, то роль, место и порядок функционирования органов конституционного контроля в зарубежных странах не может не вызывать интерес – ведь их опыт (положительный и отрицательный) - ценнейшее достояние, и его изучение и использование позволяет избежать в ошибок или неудачных решений в дальнейшем.

     Степень разработанности темы исследования. Правовой статус Конституционного Суда РФ, его деятельность, его компетенция довольно часто выступают предметом исследований, однако должного внимания Конституционному совету во Франции не уделяется должного внимания в отечественной литературе.

  Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены известные работы ученых-правоведов по конституционному праву, таких как Крутоголов М.А. , Витрук  Н.В, Шульженко Ю.Л. , Баглай М.В. , Лучин В.О. , Козлова Е.И., Кутафин О.Е., а также нормативно-правовые акты РФ и Франции.

    Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с контролем конституционности специальными органами в государствах.

    Предмет исследования составляют деятельность Конституционного Суда РФ  и Конституционного совета Франции.

    Цель  данной работы заключается в изучении и анализе органов конституционного контроля в России и во Франции: Конституционный Суд РФ и Конституционный совет Франции, что предполагает решение следующих задач:

    • Рассмотреть понятие и содержание, структуру и состав данных органов.
    • Рассмотреть организацию данных органов.
    • Рассмотреть компетенцию этих органов и охарактеризовать их функции.

    Основой эмпирической базы исследования составляют: Конституция РФ и Федеральные  законы РФ, Конституция Франции, ордонансы и декреты. Автором изучена научная и учебная литература соответствующей тематики по общей теории права и конституционному праву.

    Методы  исследования. Методологическую базу исследования составляет диалектический метод научного познания социальных явлений. Исследования проводились  с использованием логических методов (анализа) и частных методов познания (изучения документов).

 

    

Глава 1. Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции

     1.1. Члены Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции и их правовой статус

     В соответствии со ст.4 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской федерации. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Таким образом, понятно, что главная роль в формировании состава Конституционного Суда принадлежит Президенту и Совету Федерации.

       При вступлении в должность судьи конституционного суда РФ Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более"1.

     В соответствии со ст.12  ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи. Однако предельный возраст не распространяется на Председателя Конституционного Суда.

     Что касается Конституционного совета, то ст. 56 Конституции Французской республики гласит: «Конституционный совет состоит из девяти членов, мандат которых длится девять лет и не подлежит возобновлению. Конституционный совет обновляется на одну треть каждый три года. Три члена назначаются Президентом Республики, три - председателем Национального Собрания, три - председателя Сената». Сверх девяти указанных членов, в Конституционный совет в силу закона входят пожизненно бывшие президенты Республики. Перед вступлением в должность, назначенные члены Совета приносят присягу перед Президентом Республики. Они клянутся добросовестно и честно выполнять свои обязанности, беспристрастно осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики, сохранить тайну обсуждений и голосований в Совете, не занимать никакие государственные должности, не  давать никаких консультаций по вопросам, входящих в компетенцию Совета2.

     В соответствии с Французской конституцией члены совета назначаются на девять лет3. Но конституционные положения были развиты ордонансом от 7 ноября 1958 года, и срок мандата получил два исключения. Прежде всего, в связи с первыми назначениями в совет президент Республики и председатели палат должны выделить среди трех назначаемых каждым членом лиц, мандат которых длился бы соответственно три года, шесть и девять лет (ст.2 ордонанса). Таким образом, были созданы условия для нормального обновления состава Совета - один раз в три года. Также было уточнено, что в случае открывшейся вакансии поста замещающий член назначается лишь на срок, оставшийся до конца мандата его предшественника (ст.12 ордонанса). Таким образом, нормальное назначение членов совета имеет место каждые три года. В срок не позднее, чем за 8 дней до истечения мандата члена совета президент Республики или председатели палат должны принять решение о назначении его преемника (ст.8 ордонанса).  Конституция Франции установила в ст.56, что мандат члена Совета невозобновляем. Однако в эту общую норму ордонанс от 7 ноября 1958 года внес немаловажное исключение. Согласно ст.12, в случае, если член Совета назначен, чтобы завершить незакончившийся мандат своего предшественника, и он замещает его не менее трех лет, он может быть вновь назначен по истечении срока этого мандата на 9-летний срок.  Что касается бывших президентов, то они занимают место в конституционном совете пожизненно и по праву. При учреждении Пятой республики считалось, что опыт президентов будет необходим для работы Конституционного совета. На практике оказалось, что они практически не участвуют в работе совета. Лишь экс-президент Р. Коти В. Ориоль заседали несколько раз в Совете4.

     Следовательно, можно прийти к заключению, что  в данных двух органов имеются  важные различия в составе, обусловленные  самой правовой природой данных органов. Однако присутствуют и общие черты, как наличие присяги,  также сходными моментами в назначении членов.

     В ст.8 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливаются требования, которые предъявляются к кандидату на должность судьи Конституционного Суда РФ. Судьей Конституционного суда  может стать лицо:

    • Являющееся гражданином Российской Федерации, достигшим ко дню назначения возраста не менее сорока лет
    • имеющее высшее юридическое образование
    • имеющее стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет
    • обладающее признанной высокой квалификацией в области права.
    • Обладающее безупречной репутацией

     Что касается членов Конституционного совета, то каких-либо цензов для назначения не установлены. На его членов распространяется самое общее правило: обладать французским  гражданством и пользоваться гражданскими и политическими правами. Какие-либо квалификации  юридического характера  отсутствуют.

     Таким образом, можно отметить, что в  сфере требований, которые могут предъявляться к желающим стать членами Конституционного Суда РФ и Конституционного совет, существуют различия, и они существенны, однако это объясняется в природе самих этих органов. Конституционный Суд РФ-это судебный орган, а значит, к его членам предъявляется строгие требования , соответствующие законодательству. Конституционный совет не является судебным органом, и требования, естественно, в определенной степени снижены. Однако нужно отметить, что практически все члены Совета на данный момент обладают высшим юридическим образованием и иными качествами.

     ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 11 определены занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда РФ:

    • не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности
    • не может иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда
    • не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах
    • не вправе оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
    • не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью
    • не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
    • не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Информация о работе Компетенция Конституционного Суда РФ и Конституционного Совета Франции