Государственное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:24, реферат

Описание

По данным ФССН, на 1 января 2007 года в государственном реестре страховщиков значилось 918 компаний, включая перестраховочные организации. За 2006 год о проделанной работе отчитались 886 страховщиков, из которых 780 являлись универсальными страховщиками и 106 - специализированными, в том числе 56 компаний занимались только обязательным медицинским страхованием и 50 компаний - исключительно личным страхованием, включая страхование жизни.

Работа состоит из  1 файл

Гос.страхование.docx

— 24.64 Кб (Скачать документ)

. Общая ситуация  на рынке

По данным ФССН, на 1 января 2007 года в государственном  реестре страховщиков значилось 918 компаний, включая перестраховочные организации. За 2006 год о проделанной  работе отчитались 886 страховщиков, из которых 780 являлись универсальными страховщиками  и 106 - специализированными, в том  числе 56 компаний занимались только обязательным медицинским страхованием и 50 компаний - исключительно личным страхованием, включая страхование жизни.

Итоги развития страхового рынка за 2006 можно оценить как  весьма позитивные. Объем совокупных страховых премий вырос на 22,7% по сравнению с 2005 годом, объем страховых  выплат - на 25,8%. При этом соответствующие  показатели прироста 2005 г. по сравнению  с 2004 г. составляли 4% и (-10,8%) соответственно. 

Таблица 1. Страховые  премии, млрд. руб.Виды страхования 2006 Прирост 2005

Страховая премия, всего 602,1 23% 490,1

Добровольное страхование 337,1 16% 291,1

страхование жизни 16,0 -37% 25,3

иное, чем жизнь 321,1 21% 265,8

личное страхование 76,8  20%  64,0

имущества  227,9  23%  185,6

ответственности  16,3  1%  16,2

Обязательное страхование, в т.ч.  265,1  33%  199,5

ОСАГО  63,9  19%  53,7

ОМС  195,4  39% 140,7  
 
 

Премии по добровольному  страхованию                  Премии по обязательному страхованию

            

  

Рост различных  видов страхования был неравномерен. По этой причине удельный вес премии по видам страхования в общем  объеме рынка увеличился:

по личному страхованию  — с 14,1% в 2004 году до 18,9% в 2006 году,

по страхованию  имущества — с 40,9% до 56%,

по добровольному  страхованию ответственности —  с 3,3% до 4%,

ОСАГО — 13,1% до 15,7%. 

Удельный вес премии по страхованию жизни в общем  объеме рынка сократился с 27,3% до 3,9% за тот же период.

Увеличение темпов роста рынка связано, главным  образом, со следующими факторами:

рост объемов обязательного  страхования (прежде всего, ОСАГО и  обязательное медицинское страхование);

рынок страхования  имущества уже на протяжении нескольких лет демонстрирует стабильный темп роста на уровне 22%.

уверенное поступательное развитие реальных, не "схемных" видов  добровольного страхования, в том  числе, страхования жизни. 

По сравнению с 2005 годом незначительно изменилось соотношение добровольных и обязательных видов страхования в сторону  увеличения доли последних. Структура  премий по добровольному страхованию  за 2006 год изменилась незначительно: на 4 процентных пункта упала доля страхования  жизни и на такую величину выросла  доля страхования имущества. Изменилась также структура премий по обязательному  страхованию: выросла доля ОМС (74% против 70%) и соответственно, снизилась доля сборов по ОСАГО (24% против 27%).

Изменилось долевое  соотношение видов добровольного  страхования в страховых выплатах:

по страхованию  имущества доля выплат в структуре  добровольного страхования увеличилась  с 42% за 2005 год до 52% в 2006 году,

по страхованию  жизни доля страховых выплат сократилась  — с 23% до 13%. 
 

Таблица 2. Страховые  выплаты, млрд. руб.Виды страхования 2006 Прирост 2005

Страховые выплаты, всего 345,2 26% 274,5

Добровольное страхование 124,5 13% 110,3

страхование жизни 16,6 -34% 25,0

иное, чем жизнь 107,9 26% 85,3

личное страхование 41,9 9% 38,3

имущества 64,6 41% 45,9

ответственности 1,36 20% 1,14

Обязательное страхование, в т.ч. 220,8 34% 164,2

ОСАГО 33,3 21% 27,5

ОМС 183,2 38% 132,4 
 

Выплаты по добровольному  страхованию 
 

Суммарный объем  уставного капитала всех российских страховщиков составил 150,2 млрд. руб. и  вырос по сравнению с 2005 годом  на 5,3%. 

Суммарный УК российских страховщиков, темы прироста 
 

Темп прироста суммарного капитала сократился по сравнению с  предыдущими годами, что является результатом взаимодействия двух процессов  на страховом рынке:

медленного изменения  количества крупных страховщиков, обладающих уставными капиталами более 500 млн. руб. Уставные капиталы именно этих страховщиков составляют почти 70% в суммарном  уставном капитале на страховом рынке;

быстрого сокращения количества компаний с уставными  капиталами до 120 млн. руб., чему способствовала политика очистки страхового рынка  от страховщиков с недостаточной  капитализацией и/или осуществляющих схемные операции, проводимая ФССН. В то же время был отмечен переход  ряда страховщиков из групп с низким уровнем уставного капитала в  более высокие. По этой причине число  страховщиков, имеющих уставный капитал  от 30 млн. руб. до 120 млн. руб. выросло  незначительно. 

Почти половина всех страховых сборов на рынке (кроме  операций ОМС) приходится на крупных  страховщиков федерального уровня, обладающих уставными капиталами более 1 млрд. руб. Самое большое количество страховщиков имеют уставные капиталы до 120 млн. руб., находясь фактически в "зоне риска". Именно эти страховщики в максимальной степени подвержены риску нехватки средств для оплаты уставного  капитала, и именно они являются, в первую очередь, объектами покупки  или поглощения со стороны других, более мощных в финансовом отношении  страховщиков.

За 2006 год более  всех, на 4 процентных пункта, увеличилась  доля страховой премии тех страховщиков, которые имеют уставный капитал  более 1 млрд. руб. Объемы бизнеса мелких страховщиков, уходящих с рынка и  имеющих уставные капиталы до 30 млн. руб., наоборот, сократились с 2% до 1% в общем объеме страховых сборов. 

Распределение страховых  сборов в соответствии с размерами  УК 
 
 

2. Основные события  и тенденции на страховом рынке  России

2.1. Увеличение объемов  страховой премии

Прирост страховой  премии составил:

ОСАГО - 18,9%,

ОМС - 38,9%,

добровольное страхование, в том числе страхование жизни - 15,8%. 

Данные показатели роста стали следствием действия разнонаправленных факторов, влиявших на развитие российского страхового рынка по трем главным независимым  друг от друга направлениям:

На рост объема премий по ОСАГО в значительной степени  повлиял пик объявленных конкурсов  и тендеров по страхованию автопарков бюджетных учреждений и государственных  организаций, попавший как раз на 2006 год и распространившийся на все  регионы РФ. Еще одним фактором роста ОСАГО стало то, что ушедший  год стал знаковым для автомобильного рынка: продажи новых иномарок превысили  миллионный рубеж и превзошли  количественные показатели продаж отечественных  автомобилей.

Объемы страховых  взносов по обязательному медицинскому страхованию росли не из-за активного  расширения территориальных программ ОМС и увеличения спектра оказываемых  медицинских услуг, а, в первую очередь, из-за роста себестоимости самих  медицинских услуг. В то же время  отмечался и рост числа застрахованных.

Развитие классического  добровольного страхования (кроме  страхования жизни) проходило в 2006 году под влиянием стремления страховщиков к универсальности. Если рассматривать  фирменную структуру рынка, то в 2006 году страхованием жизни занимались 145 компаний (на 29 меньше по сравнению  с 2005 годом), личным страхованием – 691 (на 49 компаний больше, чем в 2005 году), страхованием имущества – 633 компании (на 9 компаний больше). С уменьшением общего числа  игроков на страховом рынке количество компаний, занятых в каждом виде страхования, кроме страхования жизни, растет. Это свидетельствует о том, что компании развиваются по пути универсализации, делая упор на структуризацию портфелей. 

  

2.2. Уход страховщиков  с рынка

Показатель "чистого  ухода" страховщиков с рынка составил в 2006 году, по состоянию на 01.01.07, 157 компаний. 
 
 

В течение года были случаи, когда у одних и тех  же страховщиков лицензии отзывались, а затем восстанавливались. Страховая  организация могла не осуществлять страховую деятельность и не предоставлять  отчетность в ФССН, но оставаться при  этом в реестре страховщиков. Несмотря на все это, тенденция сокращения числа компаний очевидна, и вызвана  следующими факторами:

зачистка "схемных" компаний, осуществляемая ФССН;

добровольное прекращение  деятельности из-за невысокой эффективности  операций по какому-либо виду страхования;

финансовая несостоятельность  из-за превышения допустимого уровня страховых выплат и высоких расходов на ведение дела;

отзыв лицензий у  страховщиков из-за недостаточной капитализации. 

2.3. Активизация слияний  и поглощений на страховом  рынке

Она происходила  за счет перехода ряда страховщиков, особенно региональных дочерних компаний, на положение  филиалов компаний федерального уровня, поглощения мелких участников рынка  более крупными и активизации  деятельности по созданию страховых  групп, холдингов, объединению бизнеса  и т.п. За 2006 год осуществлено 17 сделок, получивших освещение в средствах  массовой информации (против 10 сделок в 2005 году), причем большая часть  из них приходится на создание страховых  групп.

В течение 2006 года страховщики  выполняли требования к повышению  размера уставного капитала и  обеспечению реальной платежеспособности в соответствии с правилами Минфина  РФ по размещению средств страховых  резервов и нормативами, предъявляемыми к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных  средств. Эти финансовые факторы, а  также стремление федеральных страховщиков к росту объемов своего бизнеса, к сбалансированности своих страховых  портфелей стали причиной вхождения  в 2006 году (и являются катализаторами этого процесса в 2007 году) мелких и  средних региональных страховщиков в страховые группы, контролируемые страховщиками наиболее экономически развитых субъектов РФ. 

Количество сделок на страховом рынке в 2005-2006гг. 
 

2.4. Активная нормотворческая  деятельность

Минувший год был  отмечен активной деятельностью  по разработке новых страховых законопроектов и по внесению изменений в действующее  страховое законодательство. Далеко не все из законодательных инициатив  еще воплотились в жизнь. Два  законопроекта, обсуждаемых в 2006 г., стали федеральными законами в 2007 году, а ряд ключевых законопроектов по-прежнему находится в процессе обсуждения в комитетах и комиссиях Государственной  Думы, а также в органах исполнительной власти.

Законодательными  новациями, которые смогут оказать  влияние на объемы страхового рынка  уже в 2007-2008 гг., являются:

принятие поправок в закон об ОСАГО о привязке коэффициента "Бонус-малус" (Кбм) к страховой истории водителя, а не автомобиля. Поправки вступили в силу 27 февраля, однако их применение пока еще не регламентировано. Кбм  окажет заметное влияние на объем  премии по ОСАГО только в том случае, если будет запущена единая информационная система учета страхователей  РСА;

внесение изменений  в Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", которые вводят для туроператоров  институт финансовой гарантии. Одним  из видов финансового обеспечения  будет наличие у туроператора полиса страхования ответственности  перед третьими лицами. По предварительным  расчетам специалистов Ингосстраха, занимающихся разработкой страховых программ для туроператоров, объем совокупной страховой премии по страхованию  ответственности туроператоров  в первый год действия Закона составит около 450 млн. руб. 

Среди законодательных  инициатив 2006 года, не повлиявших пока на страховой рынок, можно обратить внимание на следующие. Внесены поправки в главу НК "Налог на доходы физических лиц", касающиеся предоставления социального налогового вычета в  части страховых взносов по добровольному  личному страхованию. Из состава  условий, которые должны соблюдаться  при предоставлении ипотечного покрытия, перечисленных в Федеральном  законе "Об ипотечных ценных бумагах" исключено требование страхования  жизни и здоровья заемщиков.

Лидером по количеству попыток пройти через законодательные  ветви власти в 2006 году являлся проект закона "Об обязательном страховании  гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта". Закон открывает  для страховщиков существенный по объемам  страховой рынок, лишь малая часть  которого в настоящий момент охвачена страхованием (вмененное страхование  в рамках действующего Закона "О  промышленной безопасности опасных  производственных объектов"). Рассмотрение и принятие законопроекта затягивается по ряду причин:

по мнению многочисленных экспертов законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности  за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" нуждается в  существенной доработке. Это связано  с тем, что законопроект необоснованно  увеличивает расходы госбюджета, не учитывает главных замечаний  президента и правительства, не отвечает интересам российской экономики  и усугубляет проблему коррупции;

Информация о работе Государственное страхование