Решение экономических споров третейским судом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:07, доклад

Описание

Одним из серьезных тормозов на пути организации и деятельности третейских судов в наше время является слабая правовая регламентация данных отношений и, как следствие, наличие множества неясных и спорных вопросов в их регулировании.

Работа состоит из  1 файл

Решение экономических споров третейским судом.docx

— 43.18 Кб (Скачать документ)

Практическая  работа №2.

«Разрешение экономических споров третейским судом»

  1. Характеристика  правовых основ третейского  суда.

Одним из серьезных  тормозов на пути организации и деятельности третейских судов в наше время  является слабая правовая регламентация  данных отношений и, как следствие, наличие множества неясных и  спорных вопросов в их регулировании.

Третейский суд  при разрешении споров руководствуется  законами Российской Федерации и  иным законодательством, действующим  на территории Российской Федерации, законами и иным законодательством республик  в составе Российской Федерации, другими нормативными актами, межгосударственными  соглашениями, международными договорами.

Третейский суд  применяет нормы права других государств в случаях, предусмотренных законодательством либо договором сторон.

В случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное  правоотношение, третейский суд применяет  законодательство, регулирующее сходные  правоотношения, а при его отсутствии исходит из общих начал и смысла законодательства.

Третейский суд  принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному  договору (статья 18 Временного положения).

Хотелось бы напомнить, какое количество нормативных актов  на сегодняшний момент регулируют деятельность третейских судов. С 1964 года действует  Положение о третейском суде (Приложение № 3 к ГПК РСФСР), которое регулирует деятельность третейских судов, создаваемых  для рассмотрения конкретного спора. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических  споров, принятое в 1992 году, определяет порядок образования и функционирования постоянно действующих третейских судов. Часть норм о третейских судах  содержится в Арбитражном процессуальном кодексе, часть в Гражданском  процессуальном кодексе, не говоря уже  о множестве положений и регламентов. И тем не менее даже такого многообразия явно недостаточно в наше время. Учредителям третейских судов, в связи с нехваткой законодательной базы, приходится самим выступать в роли законодателей и доурегулировать некоторые вопросы деятельности третейских судов самостоятельно (в локальных актах: положениях, регламентах, правилах). Не стоит говорить, что иногда это влечет за собой очень широкий разброс в решениях одних и тех же вопросов, а также нарушения законности.

На мой взгляд, новый закон о третейских судах  должен стать единым нормативным  актом для всех третейских судов  и деятельность международного коммерческого  арбитража в том числе должна основываться на нем. И совсем другое дело, что третейские суды “ad hoc”, постоянно действующие третейские суды и международный коммерческой арбитраж имеют некоторые различия. Сущность их остается единой. Третейские суды - альтернатива государственной юстиции, смысл которых - инициатива сторон. А следовательно, во избежание путаницы необходимо найти и обобщить то общее у них, чтобы из этого получился качественный закон.

Необходимость принятия такого закона связана и с тем, что с апреля 1995 года в России действуют новый Арбитражный  процессуальный кодекс и новый Федеральный  конституционный закон “Об арбитражных  судах в Российской Федерации”.

Что же касается проекта  федерального закона “О третейских судах  в Российской Федерации” С.А.Шишкина, то по моему мнению данный проект содержит некоторые неточности.

 

  1. Понятие и правовая природа  третейского суда.

Третейский суд  – постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения кон­кретного спора. Третейское разбирательство состоит из процесса разрешения спора в третейском суде и принятия решения тре­тейским судом. Стороны третейского разбирательства: органи­зации – юридические лица, граждане – предприниматели, физические лица, которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.

В Российской Федерации  могут образовываться постоянно  действующие третейские суды и третейские суды для разреше­ния конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, обществен­ными объединениями предпринимателей и потребителей, ины­ми организациями – юридическими лицами и действуют при этих организациях – юридических лицах (например, третейс­кий суд при РАО ЕЭС «Россия»).

Спор может быть передан на разрешение третейского  суда при наличии заключенного между  сторонами третейского со­глашения (соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда).

Третейский суд  разрешает споры на основании  Конститу­ции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, междуна­родных договоров РФ и иных нормативных правовых актов, Действующих на территории Российской Федерации.

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное  разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и  давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юри­дическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь предсе­датель состава третейского суда.

Постоянно действующий  третейский суд осуществляет тре­тейское разбирательство в соответствии с правилами постоян­но действующего третейского суда, если стороны не договори­лись о применении других правил третейского разбирательства, Третейский суд, для разрешения конкретного спора, осуществ­ляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами.

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, ко­торое в письменной форме передается в третейский суд. Копия искового заявления передается ответчику. Ответчик вправе пред­ставить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Ответчик также вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что су­ществует взаимная связь встречного требования с требования­ми истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским со­глашением.

Каждая сторона  должна доказать те обстоятельства, на ко­торые она ссылается как на обоснование своих требований и  возражений. Каждой стороне должны быть предоставлены рав­ные возможности для изложения своей позиции и защиты сво­их прав и интересов.

После исследования обстоятельств дела третейский суд  большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что ре­шение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной, путем подачи заявления об отмене решения в компе­тентный суд в течение трех месяцев со дня получения сторо­ной, подавшей заявление, решения третейского суда (статья 40 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г.). Компетентный суд – арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитраж­ным судам, районный суд по спорам, подведомственным су­дам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, уста­новленной арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ.

 

  1. Принципы  третейского разбирательства.

Исходя из положений  Закона "О международном коммерческом арбитраже" принципами третейского (арбитражного) разбирательства являются следующие основные положения:

- обеспечение равного  отношения к сторонам и предоставление  каждой из них равной возможности  (ст.18 "Равное отношение к сторонам");

- независимость и  беспристрастность арбитров (ч.1 ст.12 "Отвод арбитров");

- принципы "компетенции-компетенции"  и автономности арбитражной оговорки (ст.16 "Право третейского суда  на вынесение постановления о  своей компетенции");

- принцип окончательности  и обязательности арбитражного  решения (ст.34 "Ходатайство об  отмене как исключительное средство  оспаривания арбитражного решения"; ст.35 "Признание и исполнение  арбитражного решения" и ст.36 "Основания для отказа в  признании или приведении в  исполнение арбитражного решения").

Выделение «дополнительных» принципов можно найти в Регламенте Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. постановлением Президиума ТПП РФ от 23 октября 1992 г. №80-9) (в ред. от 18 января 1995 г.)[15] в качестве принципов выделяются:

- Независимость и  беспристрастность третейского  судьи;

-Равенство прав  сторон;

- Гласность третейского  разбирательства;

- Состязательность  сторон в третейском производстве;

- Содействие Третейским  судом достижению сторонами соглашения;

- Обязательность  решения Третейского суда;

- Добровольность  исполнения решения Третейского  суда.

В Положении о  Третейском суде при Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (утв. приказом МАП РФ от 18 ноября 1999 г. №448)[16] в качестве принципов третейского разбирательства выделялись (в дополнение к вышеназванным):

- Содействие Третейским  судом достижению сторонами мирового  соглашения;

- Язык третейского  разбирательства;

- Сохранение тайны.

1). Принципы - это  такие основополагающие идеи, которые  закреплены в нормах законодательства  о третейских судах, имеют нормативный  характер. Принципы закреплены в  содержании Конституции РФ, Законе  «О третейских судах в Российской  Федерации», Законе «О международном  коммерческом арбитраже».

2). Важной особенностью  принципов третейского разбирательства  является то обстоятельство, что  они воплощают в себе особенности  данного вида судопроизводства, в тоже время, во многом пересекаются  с общими процессуальными принципами.

3). Принципы состоят  между собой в определенной  взаимосвязи, обусловленной различными  факторами объективного порядка.  Система принципов - это совокупность  всех принципов третейского судопроизводства  в их взаимосвязи и взаимной  обусловленности.

4). Значительное влияние на современную систему принципов судопроизводства в третейских судах, как и других судах, оказывает концепция прав человека и ее положения, отраженные в различных международно-правовых актах, в частности во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в деятельности международных органов правосудия, особо - Европейского суда по правам человека. Ряд исследователей связывают третейское судопроизводство (право на третейский суд) с основными правами и свободами человека и гражданина.

Таким образом, принципы третейского разбирательства - это  закрепленные в нормах законодательства о третейских судах нормативные  положения, касающиеся отправления  правосудия в сфере хозяйственной  юрисдикции, отражающие особенности  данного вида судопроизводства и  характеризующие содержание правоприменительной  деятельности. 

 

  1. Понятие и способы заключения третейского соглашения.

Третейское соглашение - соглашение сторон о передаче на рассмотрение третейского суда конкретного спора, определенных споров или всех споров, которые уже возникли или могут  возникнуть между ними в будущем  в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорный характер. Такое соглашение о передаче спора на рассмотрение международного коммерческого арбитража, а также  иностранного арбитража называется арбитражным соглашением*(361). 
Третейское соглашение может заключаться до принятия арбитражным судом первой инстанции решения по спору (ч. б ст.4 АПК; ч. З ст. З ГПК). 
Третейское соглашение должно заключаться в письменной форме. С введением в действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации" в основном унифицированы требования к письменной форме третейского соглашения и арбитражного соглашения в международном коммерческом арбитраже. Третейское (арбитражное) соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия передачи спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. Кроме того, в международном коммерческом арбитраже считается заключенным в письменной форме арбитражное соглашение, если оно заключено путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает (ст.7 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"; ст.7 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже"). 
Представляется что практика применения ст.7 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" может формироваться на основе расширительного толкования такого способа заключения третейского соглашения в письменной форме, как "обмен письмами, сообщениями". Имелось в виду*(362), что "обмен письмами, сообщениями" подразумевает "обмен исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает". 
О правомерности квалификации подписанного с использованием электронной подписи или обмена электронными документами третейского (арбитражного) соглашения как удовлетворяющего требованиям заключения такого соглашения в письменной форме свидетельствует содержание новейших документов Рабочей группы по вопросам третейского суда Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ')*(363'). В этих документах отмечено, что "статья 7 (2) Типового закона "О международном коммерческом арбитраже", очевидно, признает действительность любых средств телекоммуникационной связи, "которые обеспечивают фиксацию соглашения"". Такая редакция охватывает как телексы и факсимильные сообщения, так и широко используемые электронную почту и электронный обмен данными (ЭОД). Рабочая группа обратилась к Генеральной Ассамблее ООН с предложением о разработке проекта документа, который бы подтвердил интерпретацию ст.II (2) Нью-Йоркской конвенции "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" как охватывающую электронную связь в значении определения ст.2 Модельного закона об электронной торговле. 
Приведенный выше подход Рабочей группы Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) представляется применимым и в российской правоприменительной практике, в основу которой могут быть положены совпадающие по содержанию нормы российских законов.

Информация о работе Решение экономических споров третейским судом