Прецедентное право Европейского суда и Суда первой инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы обозначить цель данной работы, а именно, изучение понятия прецедентного права Европейского Суда, значимости прецедентов в Европейском праве и важность той роли, которую играет Суд ЕС.

В добавок к цели считаю важным определить следующие задачи данной работы: во-первых, ознакомится с историей возникновения Суда ЕС, во-вторых, указать функции и полномочия Суда ЕС, в-третьих, определить его юрисдикцию, в-четвёртых, отразить вопросы, касающиеся создания прецеднтов в праве Европейского Союза и, наконец, провести анализ определённых источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Правовая характеристика судебной системы Европейского Союза..6
История становления Суда Европейских Сообществ………………..7
Структура и полномочия Европейского Суда……………………......8
Структура и полномочия Суда первой инстанции………………….11
Юрисдикция Суда Европейских Сообществ………………………..12
Анализ прецедентного права Европейского Союза………………...15
Понятие прецедентного права Европейского Союза……………….15
Особенности создания прецедентов Европейским Судом…………19
Анализ и значимость прецедентов для Европейского права………21

Заключение…………………………………………………………………...25

Список использованных источников……………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ЕП, Минцевич, гр935.docx

— 74.33 Кб (Скачать документ)
     
    1. Структура и полномочия Европейского суда
 

     Состав  Суда формируется правительствами  государств-членов «по общему согласию» в соответствии с национальными квотами [9,ст. 223]

     Государство-член Европейского Союза,  таким образом,   делегирует кандидата в судьи, хотя, став членом Суда, последний становится полностью независимым. Проверить, как ведет себя «их» судья, государства-члены также не могут в силу принципа «тайны совещательной комнаты». Реальная личная независимость служит одним из двух обязательных критериев, в соответствии с которыми формируется Суд. Согласно ст. 223 Договора, учреждающего Европейское Сообщество судьи и генеральные адвокаты «выбираются из числа лиц, независимость которых не вызывает сомнений». Следовательно, что, например, крупный партийный функционер лишен возможности стать членом Суда.

     Согласно  договора, учреждающего Европейское Сообщество (ст. 223) допускается к назначению судьями и генеральными адвокатами лица, обладающие необходимой компетентностью. Кандидатом в члены Суда может быть:

       — человек, который в своем государстве соответствует требованиям для назначения на высшие судебные должности, например, член Верховного суда Греции или Конституционного трибунала Испании;

      - либо «юрисконсульт с общепризнанной  компетентностью». К этой категории относятся, главным образом, профессора университетов и другие крупные специалисты в области права.

     Срок  полномочий всех членов Суда — шесть  лет. По его окончании судьи и генеральные адвокаты, как правило, назначаются вновь. Количество повторных назначений не ограничено. К сказанному следует добавить, что должность генерального адвоката нередко служит основанием для назначения ее обладателя в будущем полноправным судьей. С целью обеспечения преемственности в работе Суда обновление его состава осуществляется постепенно, раз в три года. [7]

     Количество  членов Суда и порядок их назначения определены в учредительных договорах (например, ст.221 Договора, учреждающего Европейское Сообщество). Но если порядок  назначения судей не подвергался  изменениям, то количественный состав Суда приходилось не раз пересматривать. По мере того как расширялись сообщества, а это происходило неоднократно, росло число членов Суда. Тут действует  незыблемое правило: число членов Суда зависит от числа государств-членов; при этом число судей совпадает  с числом государств-членов. На сегодняшний день это число составляет 27 судей.

     Каждые  три года путем тайного голосования, абсолютным большинством голосов судьи  избирают Председателя Суда ЕС (President des Gerichtshofs), который играет особую роль в руководстве Суда («в случае, если не один из кандидатов на пост председателя не наберет абсолютного большинства голосов, проводится второй тур, где избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов»). Также как и судья, он может быть переизбран вновь. Председатель Суда ЕС занимается руководством работой Суда и его специализированных служб, в качестве главы Суда присутствует при обсуждении дел в совещательной комнате, на пленарных заседаниях Суда. К его компетенции также относится назначение судьи-докладчика, распределение дел между палатами. [7]

     Генеральные адвокаты — вторая, дополнительная категория членов Суда была введена по образцу судебной системы Франции, где похожая должность существовала еще в Средневековье. «Задача генерального адвоката — действуя полностью беспристрастно и независимо, представлять в открытом судебном заседании мотивированные заключения по делам, внесенным на рассмотрение Суда». [9,ст. 222 ]

     Судом также на шесть лет назначается постоянный секретарь (грефье (“Greffier)), работающий под руководством Председателя Суда. Главной его задачей является обеспечение всех процедурных вопросов: он ведает приемом, переадресацией, хранением всей документации, хранением архивов, печати; является ответственным за опубликование решений и других документов суда, оказывает техническую помощь на заседаниях Суда и палат, присутствует на заседаниях.   В своем подчинении грефье  имеет административные и технические службы, с помощью специального управляющего он руководит бухгалтерией и финансовыми делами. За исполнение вышеперечисленных обязанностей он подотчетен Председателю Суда. В руководстве финансовыми делами и бухгалтерией ему помогает специально назначенный управляющий.[29]

     Секретарь — это должностное лицо Суда, которое обеспечивает прием, получение и передачу процессуальных документов (исковых заявлений и т.д.), а также ведение протокола и опубликование решений Суда. Секретарь, кроме того, осуществляет текущее руководство аппаратом Суда.

     В состав Суда входят специализированные  подразделения: «служба информации (Information Office), лингвистическая служба (Департамент переводов (Translation Directorate)), секретариат, библиотека и Отдел исследований и документации (Reserch and Documentation Division)». В частности, Отдел исследований и документации обеспечивает судей и генеральных адвокатов необходимой информацией о праве Сообщества и сравнительными обзорами по правовым системам стран-участниц ЕС. [29] 

     
    1. Структура и полномочия Суда первой инстанции
 

     При  формировании Суда первой инстанции  применяется такая  же процедура  как и при формировании Суда ЕС. Члены Суда первой инстанции назначаются  с общего согласия правительствами  государств-членов сроком на шесть  лет. Главное требования к судье  высокая профессиональная квалификация и независимость. До вступления в  должность на первом же открытом заседании  Суда, на котором вновь избранный  член присутствует, он приносит присягу, в которой клянется осуществлять свои функции полностью беспристрастно и с сознанием ответственности, а равно обязуется не разглашать секретов совещательной комнаты. В отличие от Европейского Суда по правам человека, в котором отдельные судьи могут заявлять о своей особой позиции и несогласии с решением большинства судей, в рамках Суда ЕС сохраняется абсолютная секретность судейских дебатов, мнения каждого из судей и результатов внутреннего голосования. Решение выносится от имени Суда в целом и никакому публичному оспариванию со стороны членов Суда не подлежит. Нарушение этого правила рассматривается как посягательство на основы судопроизводства, нарушение обязанностей судьи и может повлечь за собой весьма строгие санкции, вплоть до принудительной отставки последнего. [7]

     В свою очередь, мне кажется, что выражение  отдельного мнения судьями позитивно  бы сказалось на развитии Европейского права. Я полагаю, что вынесение  решения от имени Суда содержит в  себе как плюсы, так и минусы. С  одной стороны, единогласное решение  несёт в себе большую важность, с другой стороны, отдельные мнения судей также зачастую весьма продуктивны. Как показывает практика Международного Суда ООН, решения судей порой  служат развитию правовых норм и обычаев.

     Помимо  принесения присяги каждый судья  подписывает заявление, в котором  он торжественно декларирует, что будет  соблюдать в течение всего  срока исполнения своих полномочий, а равно по их завершении обязательства, вытекающие из исполнения его обязанностей. Обновление Суда происходит наполовину также каждые три года.

       Основное отличие заключается  в том, что в рамках Суда  первой инстанции отсутствует  институт генеральных адвокатов.  Их функции может в определенной  степени выполнять специально  назначенный в связи с рассмотрением  конкретного дела член Суда.

     Суд первой инстанции также назначает  регистратора, помимо этого он пользуется услугами административного персонала  Суда ЕС.

     В большинстве случаев Суд первой Инстанции проводит слушания, образуя, также как и Суд ЕС, палаты из трех или пяти судей. Кворум для рассмотрения дел равен трем судьям. В ситуациях, когда один из членов палаты отсутствует, он может быть замещен другим судьей, которого  имеет право назначить  Председатель. Пленарные заседания  проводятся в процессе слушания дел  особой важности.[10 c. 89]

     В полномочия Суда первой инстанции входит  рассмотрение дел касательно трудовых споров.

     Он  же рассматривает дела, относящиеся  к оспариванию решений Совета, выполняющего функции Высшего руководящего органа, со стороны частных лиц, а также споры, касающиеся частнопредпринимательской деятельности. Суд первой инстанции рассматривает иски, предъявляемые частными лицами против институтов Сообществ на основании ст. 230, относящиеся к контролю за законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС. К юрисдикции этого Суда относится разрешение дел по ст. 232 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, предусматривающей возможность предъявления иска о бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ относительно издания ими акта, рекомендации или заключения, предусмотренных учредительным договором. Суд рассматривает также иски по ст. 235 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, связанные с возмещением вреда и предусмотренные, в частности, ст. 288 этого же Договора. [9]

     Существенное расширение юрисдикции было осуществлено решением Совета 93/350 от 8 июня 1993 г. Была расширена возможность рассмотрения в Суде первой инстанции исков об аннулировании; исков, связанных с договорной и внедоговорной ответственностью; исков о бездействии, вчиняемых частными лицами; а также дел, связанных с борьбой против демпинга или нарушением правил торговли. [28]

     Договор, учреждающий Европейское Сообщество, подтверждая на уровне учредительного акта существование Суда первой инстанции, предусматривает возможность дальнейшего расширения его юрисдикции на основе единогласного решения Совета по предложению Суда ЕС и после консультации с Парламентом и Комиссией [9,ст. 225]. Та же статья Договора о ЕС специально оговаривает, что дела, рассматриваемые в преюдициальном порядке, не могут входить в юрисдикцию Суда. Следует, очевидно, добавить, что в случае ошибочного выбора инстанции для предъявления иска заинтересованной стороной ошибка может быть исправлена непосредственно судебной администрацией без рассмотрения дела по существу Судом ЕС или Судом первой инстанции. В основном такие вопросы решаются на уровне грефье. 

     1.4.Юрисдикция Суда Европейских Сообществ 

     Суд обладает обязательной юрисдикцией  в отношении государств-членов, органов  Союза и других субъектов. Юрисдикция — это всегда круг дел, подлежащих рассмотрению уполномоченным органом, подсудность.

     По  своему содержанию юрисдикция Суда включает в себя три ocновные группы полномочий:

     1) разрешать споры из правоотношений, возникающих на основании норм учредительных договоров и законодательства ЕС, — прямая юрисдикция;

     2) рассматривать запросы судебных органов государств-членов, которые сталкиваются с проблемами толкования и применения норм права Европейского Союза, — преюдициальная (косвенная) юрисдикция;

     3) разбирать дела в порядке предварительного контроля. [11]

     Дела, относящиеся к прямой юрисдикции — это споры, возникающие в  ходе реализации в жизнь норм права  ЕС. Круг лиц, которых можно привлечь к Суду в качестве ответчика, является ограниченным. Наиболее часто нарушителями «европейских» правил выступают, естественно, физические и юридические лица. Соответствующие  дела (и гражданские, и уголовные) рассматривают национальные суды государств-членов, которые обязаны в том случае применять непосредственно действующие  нормы права ЕС, даже вопреки законодательству конкретного государства.

     Суд Европейских сообществ по общему правилу иски к частным лицам, а также к должностным лицам государств-членов не рассмат ривает. К его юрисдикции отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными с политической точки зрения и затрагивают интересы ЕС в целом.

     В соответствии с Договором о ЕС в качестве ответчика перед Судом  могут привлекаться, во-первых, государства-члены  в целом, во-вторых, органы Европейского Союза, а также их должности лица и служащие. [11]

     В результате рассмотрения дел Судом ЕС может быть издано судебное решение, рекомендательное заключение или постановление, а также  другие акты. Постановления или заключения появляются гораздо реже, чем решения, но имеют серьезные последствия для деятельности Европейских Сообществ и государств-членов. Например, когда институты ЕС, либо государство-член запрашивают заключение на предмет соответствия соглашение, которое Сообщество планирует заключить с государством, не являющимся его членом  Договору о ЕС. Хотя заключения носят рекомендательный характер, они имеют юридические последствия.

Информация о работе Прецедентное право Европейского суда и Суда первой инстанции