Прецедентное право Европейского суда и Суда первой инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание

Исходя из вышеизложенного, хотелось бы обозначить цель данной работы, а именно, изучение понятия прецедентного права Европейского Суда, значимости прецедентов в Европейском праве и важность той роли, которую играет Суд ЕС.

В добавок к цели считаю важным определить следующие задачи данной работы: во-первых, ознакомится с историей возникновения Суда ЕС, во-вторых, указать функции и полномочия Суда ЕС, в-третьих, определить его юрисдикцию, в-четвёртых, отразить вопросы, касающиеся создания прецеднтов в праве Европейского Союза и, наконец, провести анализ определённых источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Правовая характеристика судебной системы Европейского Союза..6
История становления Суда Европейских Сообществ………………..7
Структура и полномочия Европейского Суда……………………......8
Структура и полномочия Суда первой инстанции………………….11
Юрисдикция Суда Европейских Сообществ………………………..12
Анализ прецедентного права Европейского Союза………………...15
Понятие прецедентного права Европейского Союза……………….15
Особенности создания прецедентов Европейским Судом…………19
Анализ и значимость прецедентов для Европейского права………21

Заключение…………………………………………………………………...25

Список использованных источников……………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по ЕП, Минцевич, гр935.docx

— 74.33 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………………….3

  1. Правовая характеристика судебной системы Европейского Союза..6
    1. История становления Суда Европейских Сообществ………………..7
    2. Структура и полномочия Европейского Суда……………………......8
    3. Структура и полномочия Суда первой инстанции………………….11
    4. Юрисдикция Суда Европейских Сообществ………………………..12
  2. Анализ прецедентного права Европейского Союза………………...15
    1. Понятие прецедентного права Европейского Союза……………….15
    2. Особенности создания прецедентов Европейским Судом…………19
    3. Анализ и значимость прецедентов для Европейского права………21

     Заключение…………………………………………………………………...25

         Список использованных источников……………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Одно из самых значимых явлений второй половины XX в. – начала третьего тысячелетия - это рождение и неуклонное развитие европейской экономической, политической и, можно сказать, всеобъемлющей интеграции, результатом которой стало появление на международной арене Европейского Союза. В своем развитии Европейские сообщества прошли большой путь от международных организаций с довольно узкой и конкретной сферой деятельности (уголь и сталь, атомная энергетика) до широкого экономического сотрудничества и далее – до создания уникального всеобъемлющего интеграционного, в большой степени государственно-подобного международного объединения с почти универсальной компетенцией – Европейского Союза. Первоначально чисто экономические цели и задачи Союза теперь с логической неизбежностью дополняются внешне- и внутреннеполитическими направлениями деятельности, финансовыми, налоговыми, военными, административными, транспортными, образовательными, экологическими и другими сферами сотрудничества.

     В настоящее время Европейский  Союз (далее ЕС, Евросоюз) не только обладает собственной территорией с единым визовым режимом, своими властными институтами и значительными финансовыми ресурсами, но и расширяет экспансию единой европейской валюты евро, а для охраны своей безопасности создает весьма мощные общие вооруженные формирования, а также проводит согласованную внутреннюю и внешнюю политику. Правовое регулирование интеграции в Европейском союзе основывается на его учредительных договорах, нормативных актах сообщества, прецедентном праве судов Европейского Союза.

     Суд Европейских Сообществ (далее Суд  ЕС) представляет собой  особо важный и влиятельный институт европейской  интеграции.  Можно сказать, что  по сравнению с Европейским Советом, Советом ЕС, Комиссией и Европарламентом  Суд ЕС выступает в роли строго специализированного  юридического органа  неполитического характера.

     Если  в общих чертах определить роль суда в жизни Сообществ, то его деятельность  прежде всего направлена на единообразное  толкование и применение права Европейских  Сообществ по отношению ко всем субъектам  права ЕС  и на всей территории, подпадающей под юрисдикцию Сообществ; на обеспечение расширения  юрисдикции Сообществ. Суду удалось повысить авторитет  принимаемых им решений, что привело  к появлению  важнейшего источника  права ЕС – судебного прецедента  и способствовало успешному  развитию  процесса европейской интеграции. Кроме  того, Суд ЕС «выступил в роли стража европейского права и взял на себя функции арбитра в разрешении споров между государствами-членами и институтами, институтов между собой по всем вопросам, относительно применения права Сообществ». [1, с.16]

     Хотелось  бы  заметить, что Суд ЕС  значительно  отличается  от национальных судов, и также не стоит его отождествлять  с такими немало известными учреждениями, как  Европейский суд по правам человека и Международный суд  ООН. Суд ЕС в своей деятельности минимальное значение придает охране свобод индивидов, поскольку такими немаловажными проблемами занимается Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Поскольку все государства - члены Союза являются  участниками  Европейской конвенции  о защите прав человека и  основных свобод, осуществление  которых гарантируется Европейским  судом  по правам человека, параллельная юрисдикция Суда ЕС оказалась не обязательной. Это, на мой взгляд, помогает Суду ЕС сосредоточиться на своей главной задаче – быть «стражем европейской интеграции» и содействовать ее продвижению. Но это не говорит о том, что Суд ЕС не обеспечивает своей деятельностью охрану прав и свобод личности.

     Я считаю, что актуальность данной темы достаточно велика, поскольку в нынешнее время интеграционные процессы обретают  большую важность. Немало важным является и тот факт, что наша страна также активно участвует в различных интеграционных проектах, таких как СНГ, Евро-азиатский союз, Таможенный союз, Восточное партнёрство и других.  Европейская интеграция  становится как бы примером и образцом подражания для других стран и регионов. Поэтому важность тематики, связанной с Европейским Союзом не вызывает сомнений. При этом одним из главных пунктов, необходимых для нормального функционирования данного межгосударственного образования является организация судебной власти. Мне кажется, будет весьма уместно изучить подробнее судебную систему Европейского Союза,  ознакомится с историей становления судебных органов ЕС, проанализировать деятельность суда в наше время и  изучить особенности прецедентного права Суда ЕС. Ведь в любом союзе, в любой организации всегда возникают правовые споры. Думается, что будет уместно накапливать теоретическую базу в данном направлении, для того, чтобы создать грамотную нормативную базу и судебную систему в дальнейшем (если понадобиться) или реформировать нынешнюю.

     Исходя  из вышеизложенного, хотелось бы обозначить цель данной работы, а именно, изучение понятия прецедентного права Европейского Суда, значимости прецедентов в Европейском праве и важность той роли, которую играет Суд ЕС.

     В добавок к цели считаю важным определить следующие задачи данной работы: во-первых, ознакомится с историей возникновения Суда ЕС, во-вторых, указать функции и полномочия Суда ЕС, в-третьих, определить его юрисдикцию, в-четвёртых, отразить вопросы, касающиеся создания прецеднтов в праве Европейского Союза и, наконец, провести анализ определённых источников.

     Объектом  данной работы следует определить механизм работы Европейского Суда, а также  систему источников прецедентного  права Европейского Союза.

     Предметом для рассмотрения выступают группа нормативных актов и публикаций, описывающих и регламентирующих деятельность Европейского Суда по созданию прецедентного права.

     Подготовка  данной работы проходила путём ознакомления, изучения и анализа современной  литературы, под авторством авторитетных учёных в области Европейского права, а также проводился анализ основных нормативных актов и договоров Европейского Союза.

     Работа  состоит из введения, двух основных глав, в которых подробно освещаются затрагиваемые вопросы, и заключения, где проанализированная информация обобщается и делаются соответствующие  выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1

    ПРАВОВАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 

     Суду  принадлежит весьма важная роль в  становлении и развитии интеграционных образований, формировании и эволюции Европейского права. Создание суда в  качестве независимого специализированного  органа первоначально рассматривалось  как гарантия осуществления целей  интеграционных Сообществ, их единства и сплочённости. Суд Европейских  Сообществ, призванный обеспечить единообразное  понимание и применение европейского права, достаточно в короткие сроки  сумел утвердиться как высокоавторитетный и беспристрастный орган.[2,с. 203]

     Возрастающая  активность и высокая значимость решений Суда ЕС имело позитивный характер, однако, это привело к определённым проблемам. Так, с середины двадцатого века в Суд ЕС стало поступать огромное количество дел, что в дальнейшем привело к высокой загруженности судей, увеличению продолжительности рассмотрения дел, одним словом, эффективность работы стала падать. Это привело к созданию Суда первой инстанции [2, с. 203]

     Однако, введение в действие Суда первой инстанции  не решило проблему полностью. И в  ожидании вступления в ЕС новых государств, стало очевидно, что количество дел  не уменьшится. Это, в свою очередь  привело  к новым судебным реформам. Так, на мой взгляд, разработчики Ниццского договора уделили достаточно внимания реформированию судебной системы Европейского Союза. Согласно Ниццскому договору 2001 года и приложенному к нему Уставу Суда ЕС с последующими поправками, существенно изменилась структура судебной системы и статус судебных учреждений  Европейского Союза. [3,c.93] Таким образом, согласно новой реформе, была создана так называемая трёхзвенная структура: это суд ЕС, затем Суд первой инстанции, и наконец, специализированные судебные палаты.

     В соответствии с реформой, Суд ЕС приобретает статус высшего судебного  органа ЕС. Он выполняет функции  кассационного и конституционного судов. С моей точки зрения, его  деятельность схожа с деятельностью Верховного и Конституционного судов Республики Беларусь.

     Суд первой инстанции обретает так называемую самостоятельность. К его юрисдикции отнесена большая часть судебных рассмотрений. А также он становиться  кассационной инстанцией для Специализированных судебных палат. То есть, можно сказать  является средним звеном судебной системы  Европейского Союза.

     Специализированные судебные палаты оказывают помощь Суду первой инстанции в делах с особой юрисдикцией. [2, с. 205]

     Обобщая выше сказанное, хотелось бы отметить определённые успехи в развитии и  реформировании судебной системы ЕС. Полагаю, что трёхзвенная система  является наиболее оптимальной, поскольку  значительно разгружает деятельность Суда, распределяя дела по их важности и сфере действия, то есть по юрисдикции и отраслям права. 

     
    1. История становления Суда Европейских Сообществ
 

     В первую очередь, нужно сказать, что в создании Суда были заинтересованы, прежде всего, сталелитейные и угледобывающие предприятия государств-членов Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), созданного в 1951 году Парижским договором, поскольку он мог бы осуществлять контроль за соблюдением условий Договора о ЕОУС его участниками.

     Суд ЕС должен был обеспечивать соблюдение закона при истолковании и применении настоящего Договора, а также правил, установленных с целью его  выполнения. [4, ст. 31] Таким образом, Суд ЕС был учрежден в ЕОУС в 1952 году в Люксембурге. За время существования Суда в рамках  ЕОУС  им было рассмотрено 137 дел, среди которых преобладали споры между предприятиями и Высшим руководящим органом. Суд постепенно применял и развивал принципы правового регулирования, закрепленные в Договоре.[5,c. 55]

     Позже в проектах Римских договоров  были закреплены положения, согласно которым  предполагалось наличие отдельного суда в каждом из Сообществ. Но после  подписания Договоров о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества  по атомной энергии (Евроатом) в 1957 г.  и принятия Конвенции о некоторых  будущих институтах, было принято  решение о создании единого для  всех трех Сообществ Суда.  Полномочия суда были существенно расширены: он стал рассматривать иски Комиссии  к государствам-членам Сообществ  о нарушении учредительных договоров,  иски  правительств государств-членов к Комиссии, также исковые заявления  юридических и физических лиц, касавшиеся сферы частного бизнеса. В соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. Суд ЕС получил возможность налагать санкции на не выполняющих его решения государств-членов и иные полномочия. С ходом времени престиж и авторитет  принимаемых Судом решений возрастали.[6, c. 347]

     Суд первой инстанции был учрежден Единым европейским актом 1986 г. для того, чтобы разгрузить Суд, передав в  ведение Суда первой инстанции менее  значимые дела. Суд первой инстанции  приступил к работе в 1989 г. Деятельность Суда первой инстанции основывается на ст. 225 Римского договора и соответствующих положениях Устава Суда. В юрисдикцию Суда первой инстанции входят все трудовые споры, все дела по искам физических и юридических лиц и все споры из частно-правовых и публично-правовых контрактов, заключенных после 1 августа 1993 года. [7]

     Его юрисдикция определяется специальным  решением Совета Европейского Союза, а  вопросы внутренней организации  и деятельности регулируются одним  из разделов Статута Суда Европейских  сообществ (раздел «Суд первой инстанции  Европейских сообществ» Статута 2001 г.). Суд первой инстанции имеет  собственный процессуальный регламент, правила которого не являются точной копией аналогичного документа Суда Европейских сообществ.[8]

     Подписанный в феврале 2001 г. Ниццкий договор  открывает путь к созданию новых «европейских» судов, что повлечет за собой укрупнение и усложнение судебной системы Союза в целом. Согласно новым положениям Совет уполномочен своими решениям учреждать судебные органы ЕС специальной юрисдикции — судебные палаты («judicial panels» — англ.). Эти органы будут создаваться для рассмотрения отдельных категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядке разрешается обжаловать в Суд первой инстанции. [9, ст. 225а]

     В последние годы наметилась тенденция  к повышению роли и значения Суда первой инстанции в судебной системе  Европейского Союза в целом, которая  нашла признание в Ниццком  договоре 2001 г. Согласно новой редакции ст. 220 Договора о ЕС, Суд ЕС и Суд первой инстанции обеспечивают в рамках своей соответствующей компетенции соблюдение права при толковании и применении настоящего Договора. Данное изменение, на мой взгляд, принесло положительные аспекты в деятельность судебной системы. Повышение авторитета деятельности Суда первой инстанции будет способствовать росту доверия со стороны истцов к судебным решениям, принимаемых Судом. 

Информация о работе Прецедентное право Европейского суда и Суда первой инстанции