Международно-правового регулирования труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:36, реферат

Описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что сегодня невозможно рассматривать национальное трудовое право в отрыве от общемировых закономерностей и тенденций, игнорируя зарубежный опыт и международно-правовое регулирование труда, а также тем, что Россия обязана приводить свое трудовое законодательство в соответствие с международными стандартами труда.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные положения о международно-правовом регулировании труда
1.1 Понятие, предмет и метод международно-правового регулирования трудовых правоотношений___________________________________________ 5
1.2 Принципы международного трудового права_________________________9
1.3 Субъекты международно-правового регулирования труда______________12
1.4 Понятие и классификация источников международного трудового права_16
Глава 2. Системы обеспечения реализации, надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда
2.1 Системы обеспечения реализации международных стандартов труда_____21
2.2 Надзор и контроль за соблюдением международных стандартов труда___ 23
Заключениелотло
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая работа по тр пр.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Проблемой детского труда  Международная организация труда  начала заниматься с первой же сессии Международной конференции труда, состоявшейся в 1919 г., па которой были приняты Конвенция 1919 г. о минимальном возрасте для приема детей на работу в промышленности. И п Конвенция о ночном труде подростков в промышленности (№ 6). В России вопросов детского и подросткового труда касаются положения ст. 63 ТК РФ о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора, и гл. 42 ТК РФ, касающаяся правового регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

Принцип запрещения дискриминации  является проявлением такого общеправового  принципа как справедливость. При  этом под дискриминацией следует  понимать, в соответствии с данным Алениной А.В. определением, всякое различие, недопущение, исключение или предпочтение, проводимое по признаку пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, возраста, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, отношению к религии и иным обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. Международная организация труда закрепила принцип равной оплаты за равный труд еще в преамбуле к своему Уставу в 1919 г., затем в Филадельфийской декларации 1944 г. В Декларации Международной организации труда 2008 г. о социальной справедливости в целях справедливой глобализации отмечается, что для реализации программы достойного труда одной из стратегических целей является обеспечение тендерного равенства и запрета дискриминации.[9.,с.240]

К числу принципов международно-правового  регулирования труда принято  также относить и основные права  трудящихся, которые нашли своё закрепление  во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о  гражданских и политических правах (1966 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1973 г.). Подавляющее большинство из них на сегодня нашло отражение в ст. 2 ТК РФ.

Безусловно, положительным является факт, отмеченный Рощиным Б.С.: в настоящее  время Российская Федерация ратифицировала все 8 Конвенций Международной организации труда, в которых получили нормативное развитие четыре основных принципа, провозглашенных в Декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда».Однако, стоит отметить, что данные принципы должны не только максимально развиваться в национальном законодательстве, но и быть основой деятельности правоприменителя.[19.,с.151]

1.3 Субъекты международно-правового  регулирования труда

Ввиду комплексного характера международного публичного трудового права его субъекты объединяют в себе черты субъектов международного публичного права и трудового права.

Субъекты международного трудового  права - это участники международно-правового  регулирования труда, обладающие международными правами и обязанностями, которые они осуществляют на основе международных правовых актов.

Их можно разделить на две  группы: международные организации  и транснациональные корпорации. В свою очередь, международные организации  подразделяются на международные правительственные и международные неправительственные организации. Такая классификация предложена Лютовым Н.Л. и Морозовым П.Е. и наиболее распространена в теории международного публичного права.[17.,с.53]

Международные правительственные организации представляют собой объединения государств на постоянной основе, которые создаются на базе учредительного документа либо международного соглашения для достижения следующих целей: решения определенных международных проблем; содействия всестороннему сотрудничеству. Специфику данных субъектов создает то обстоятельство, что их правосубъектность отличается от правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Все международные правительственные организации типологизируются на два вида - всемирные и региональные.[16.,с.231]

В системе всемирных организаций  доминирующее положение, несомненно, занимают Организация Объединенных Наций  и Международная организация  труда. В свою очередь, к региональным международным правительственным организациям относят Совет Европы, Европейский Союз, Ассоциацию Стран Юго-Восточной Азии, Организацию Американских Государств, Организацию Африканского Единства, СНГ, ОБСЕ, НАФТА.

Международная неправительственная  организация обладает рядом признаков, которые позволяют определить ее как особого субъекта международного права в целом, так и международного трудового права в частности: во-первых, она не учреждается на основании межправительственного соглашения; во-вторых, ее членами могут быть субъекты из разных стран как физические, таки юридические лица; в-третьих, необходимо признание хотя бы одним государством или наличие консультативного статуса в международных межправительственных организациях; и наконец, международная правосубъектность определена международным договором.

В систему всемирных организаций  входят Международная конфедерация профсоюзов, Всемирная федерация  профсоюзов, Глобальные профсоюзные  федерации.

Под транснациональной корпорацией  обычно понимают компанию, имеющую  свои производственные мощности в нескольких государствах, то есть это корпорация, для которой важной является международная экономическая деятельность. При этом ООН дает свое определение: под ТНК понимается компания, которая включает в себя единицы в двух и более странах, оперирует в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику, и в которой отдельные единицы связаны посредством собственности.[10.,с.42

Особое значение, в качестве субъекта международного трудового права имеет Международная организация труда, так как играет ключевую роль в регулировании социально-трудовых вопросов. Более того, акты, принятые в рамках Международной организации труда, образуют основной корпус международных стандартов труда, признанных современным мировым сообществом.

Международная организация труда была создана на основании Версальского мирного договора в 1919 г. как структурное подразделение Лиги Наций. В 1946 г. данная организация получила статус специализированного учреждения ООН, занимающегося регулированием трудовых отношений.

Так в соответствии со ст. 3 Филадельфийской  декларации Международной организации  труда 1944 г., задачей Международной  организации труда является международное  содействие программам, целью которых  является следующее: полная занятость  и повышение жизненного уровня; занятость трудящихся на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние; предоставление всем возможностей участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы и заработков, рабочего времени и прочих условий труда; эффективное признание права на коллективные переговоры; соответствующая защита жизни и здоровья трудящихся во всех видах занятий; социальное обеспечение детей и защита материнства; обеспечение соответствующего питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры; обеспечение равенства возможностей в области общего и профессионального образования. [3

В соответствии с Уставом Международной организации труда высшим исполнительным органом является Административный совет. Он состоит из представителей государственных органов 14-ти государств, входящих в Международную организацию труда, 14-ти представителей общегосударственных объединений работников этих стран и 14-ти представителей соответствующих общегосударственных объединений работодателей. Согласно ст. 14 Устава Международной организации труда, в задачи Совета входит принятие решений в отношении политики Международной организации труда, разработка повестки очередной сессии Международной Конференции Труда, бюджета Международной организации труда и др. Административный совет избирает также Генерального директора Международного бюро труда. [2]

Административно-управленческой структурной  единицей Международной организации труда служит Международное бюро труда. Совокупность региональных и местных отделений и бюро, объединенных в составе МБТ, осуществляет всю административную, исследовательскую, издательскую и прочую работу, входящую в компетенцию Международного бюро труда. В структуре Международной организация труда именно Международное бюро труда отвечает за большую часть предварительной работы по подготовке текстов конвенций и рекомендаций к принятию на очередной сессии Международной конференции труда.

В структуре Международной организации  труда имеется также орган, осуществляющий судебные функции - Административный трибунал. Его нельзя назвать судебным органом, хотя он и призван выполнять своего рода судебные функции в сфере  труда. Как отмечает Лукашук И.И., его компетенция распространяется исключительно на споры работников Международной организации труда и других международных организаций, признающих соответствующую компетенцию данного Трибунала, со своими работодателями . [16.,с.254

Научно-аналитические, консультативно-информационные и образовательные функции, в соответствии с уставом Международной организации труда, реализуются Международным центром обучения в г. Турин, Международным институтом социально-трудовых исследований в г. Женева (Швейцария) и Мультидисциплинарными консультативными группами, деятельность которых направлена на помощь государствам, входящим в Международную организацию труда, при решении вопросов, связанных с ее деятельностью.

Анализ международных документов, в том числе Уставов ООН, МОТ, Филадельфийской декларации и других, позволяет сделать вывод о том, что именно Международная организация труда определяет основные направления международно-правового регулирования трудовых правоотношений.

1.4 Понятие и классификация источников международного трудового права

Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда  и охраны законных прав работников посредством международных документов. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных пактах о правах человека, в конвенциях Международной организации труда и других нормативных актах, которые составляют систему источников международного трудового права.

В теории существует довольно много определений источников международного регулирования трудовых правоотношений.

Так Лютов Н.Л. и Морозов  П.Е. к источникам международного трудового  права относят нормативные правовые акты, а также иные акты неиндивидуального характера, рассчитанные на неоднократное применение, регулирующие на международном уровне трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также национальное законодательство, регулирующее трудовые и тесно связанные с ними отношения, осложненные иностранным элементом.[17.,с.26]

В свою очередь Черняева Д.В. источниками международного публичного трудового права называет те из источников международного публичного права, которые  в той или иной степени затрагивают  социально-трудовые вопросы.[22.,с.56]

Орловский Ю.П. указывает, что источники международно-правового  регулирования труда включают весьма разнообразные и разнородные  элементы, прежде всего акты ООН  и МОТ, действующие во всемирном  масштабе, и акты, принятые региональными  организациями государств.[18.,с.597]

Из приведенных выше определений можно выделить ряд  признаков, которыми обладают источники  международно-правового регулирования  труда. Во-первых, они имеют нормативный  характер и нацелены на неоднократное  применение, во-вторых, применяются  по поводу социально-трудовых вопросов и направлены на трудовые правоотношения и непосредственно с ним связанные, в-третьих, это акты, принимаемые субъектами международного права и, наконец, они действуют, как правило, в отношении нескольких государств или имеют общемировой характер.

Источники международного трудового права весьма многообразны, поэтому существует и большое  количество их классификаций. Причем, как справедливо указывают К. Н. Гусов и В. Н. Толкунова, было бы ошибочно настаивать на универсальности той или иной классификации. Любая классификация, если она опирается на существенный признак, может способствовать лучшему пониманию объекта исследования. Таким образом, источники международно-правового регулирования можно разбить на группы по нескольким основаниям, и наибольший интерес, на мой взгляд, представляют изложенные ниже.[11.,с.462]

По форме источники  международного трудового права  чрезвычайно разнообразны. Основной формой источников международного трудового  права, как и впрочем, всего международного права, являются международные договоры, ратифицируемые национальными государствами. При этом их наименование может быть абсолютно различным: договоры, хартии, конвенции, пакты и т. д. Их признаком является то, что такие договоры заключаются между двумя или более государствами, либо государства принимают на себя обязательства по этим договорам посредством участия в международной организации, и такие договоры налагают юридические обязательства на государства, участвующие в договоре. Иную форму имеют императивные нормы обычного международного права или общепризнанные принципы и нормы международного права, как они именуются в Конституции РФ. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение.[14.,с.265]

По сфере применения источники международно-правового  регулирования принято разделять  на универсальные и региональные. Традиционно универсальные акты издаются ООН и МОТ и могут применяться в отношении всех государств. Они, как правило, носят рекомендательный и декларативный характер. Применение региональных актов чаще связано с определенной территорией. Так, например, Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. имеет обязательный характер лишь для стран-членов СНГ.

Информация о работе Международно-правового регулирования труда